N°4
16 января 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  16.01.2006
Государство с хрупкой конституцией
версия для печати
Нарастающий скандал с конституционной реформой на Украине, когда прежний режим ради сохранения власти любой ценой пробил превращение президентской республики в парламентскую, а режим нынешний оказался заложником этой ситуации, касается и России. Главный урок состоит в том, что нельзя менять конституцию и конституционное устройство государства в угоду тактическим, конъюнктурным политическим целям.

Любое более радикальное изменение базовых принципов государственного устройства может иметь роковые последствия. Между тем в России уже начали движение по этому пути, отменив безо всякой на то политической необходимости прямые выборы губернаторов.

Вообще традиция российской государственности в принципе не предполагает следования писаному праву, жизни по законодательно закрепленным принципам. Со времен знаменитой фразы Ивана Грозного в письме к беглому князю Курбскому "какой же я государь, аще не сам строю" практически ничего не изменилось. Верховная власть в стране считала и считает, что находится над законом. И даже когда итогом двух кровавых революций в России все же стало появление Конституции, конституция самого государства, основанного на произволе исполнительной власти, не изменилась.

Обе советские Конституции -- сталинская и брежневская -- были пустыми политическими декларациями, не имевшими ничего общего с действительностью. Хотя один из казавшихся в момент принятия "ненаучной фантастикой" постулатов брежневского Основного закона -- право республик на отделение от СССР -- по иронии истории был реализован на практике, причем в весьма драматическом виде. Как бы там ни было, Советский Союз никогда не жил по своим Конституциям.

По большому счету, конъюнктурной была и та ельцинская Конституция, по которой мы живем сейчас. Но у нее есть одно важное историческое оправдание: она принималась в такой момент времени, когда одного государства не было уже, а другого -- еще. В этом смысле можно утверждать, что Путин получил в наследство от Ельцина страну с четко закрепленными в действующем законодательстве принципами государственного устройства.

Пока в отличие от Украины, где конституционная реформа переписала базовый принцип государственного устройства, превратив страну из президентской в парламентскую, нынешняя российская власть пытается сделать ярко выраженную президентскую республику еще более президентской, почти монархией. Но если зачистка телевидения или политического пространства сами по себе не противоречат Конституции, то отказ от прямых выборов губернаторов, несмотря на всю казуистику того же Конституционного суда, рассматривавшего этот вопрос, -- первый шаг к нарушению исполнительной властью базовых устоев демократической российской государственности.

Весь опыт существования государства как института доказывает, что конституция или (там, где ее нет, например, в Великобритании) базовые принципы государственности должны быть прочными и не меняться как можно дольше. Что неукоснительное соблюдение прописанной в законе смены власти не менее значимо, чем эффективность самой власти. В демократическом, цивилизованном государстве закон важнее любого конкретного правителя. Не просто выше, но именно важнее. Потому что защищенное правое пространство является политической гарантией от самодурства конкретных людей, если им все же удается прийти к власти демократическим путем.

Поэтому стабильность государства и государственной власти -- это не попытки каждого нового правителя начать с "чистого листа", выстроить всех подданных во фрунт, а следование всеми представителями власти законодательно закрепленным, не подверженным конъюнктуре, политическим нормам поведения.

Для пересмотра любого положения конституции должны быть более чем веские основания, и каждый такой пересмотр нужно осуществлять с максимальной осторожностью. Потому что любое государство -- это образование с очень хрупкой конституцией и любая великая держава в один момент может вовсе исчезнуть с карты мира. Нам ли, пережившим на своем веку распад СССР, не помнить, как это бывает на самом деле.
Семен Новопрудский
//  читайте тему  //  Ситуация на Украине


  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  16.01.2006
Роман Мухаметжанов
Алкогольный рынок не может привыкнуть к новым правилам
Российским производителям и импортерам алкогольных напитков весь нынешний год придется привыкать к новым правилам игры на алкогольном рынке. Новый закон, регулирующий российский алкогольный рынок и вступивший в силу с 1 января 2006 года, уже заставил приостановить работу несколько крупных ликероводочных заводов... >>
//  читайте тему:  Алкогольный кризис в России
  • //  16.01.2006
Ситуацию на алкогольном рынке корреспонденту "Времени новостей" Ирине СКЛЯРОВОЙ прокомментировали эксперты... >>
  • //  16.01.2006
Рамзан Кадыров предлагает внести шариатские поправки в российское семейное право
Временно исполняющий обязанности премьер-министра Чечни Рамзан Кадыров в пятницу предложил разрешить чеченским мужчинам многоженство. И.о. премьера сослался на мусульманский обычай, согласно которому мужчина может иметь до четырех жен... >>
//  читайте тему:  Ситуация в Чечне
  • //  16.01.2006
Нарастающий скандал с конституционной реформой на Украине, когда прежний режим ради сохранения власти любой ценой пробил превращение президентской республики в парламентскую, а режим нынешний оказался заложником этой ситуации, касается и России... >>
//  читайте тему:  Ситуация на Украине
  • //  16.01.2006
На заседании в первом квартале 2006 года планирует рассмотреть план развития отечественного сельхозмашиностроения, сообщил замглавы Минсельхоза России Сергей Митин... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ