N°200 31 октября 2006 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
«Симметрия и взаимность» Россия и Европа пригрозили друг другу картелями
Энергетический диалог России и Евросоюза все больше и больше напоминает разговор слепого с глухим. Вчера в рамках открывшейся в Москве международной энергетической недели стороны провели конференцию «Сопоставительный анализ энергетических стратегий РФ и ЕС». Анализировать то, чего нет - и Брюссель, и Москва находятся в процессе формулирования основополагающих документов в этой сфере - стороны собрались в закрытом для прессы режиме. Видимо, для того, чтобы подчеркнуть рабочий характер встречи. На самом же деле ни у России, ни у Еврокомиссии нет представления о том, как строить дальнейшее взаимодействие, особенно в обстановке, когда давние и неизбежные партнеры испытывают взаимное недоверие друг к другу.
«Нам необходимо развивать предсказуемые отношения между российскими и иностранными компаниями. Работать так, чтобы укреплять наше доверие в энергетических отношениях», -- признал в начале встречи недостаток доверия Андрис Пиебалгс. «Сопоставительный анализ», по информации «Времени новостей», прошел в исключительно миролюбивом, но совершенно абстрактном духе. Высокопоставленный гость, еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс, сформулировал примитивный принцип построения будущего взаимодействия - на базе «симметрии и взаимности». В том смысле, что европейцы будут пускать Россию на свои рынки ровно в той степени, в какой она допускает их. А радушный хозяин, глава Минпромэнерго России Виктор Христенко, высказался за «построение системы взаимоотношений, исключающей саму возможность каких-либо конфликтов путем формирования единого мнения по всем вопросам». Пока что до построения этой идеальной системы очень далеко, и энергодиалог Россия-ЕС проходит в суровых условиях. Это лишний раз показал заочный «обмен мнениями», произошедший вчера по линии Брюссель -- Москва. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу публично порадовался тому, что европейские страны наконец сплотились перед лицом энергетической опасности в ходе неформального саммита с Россией в финском Лахти. «Я был глубоко впечатлен решимостью всех стран-членов ЕС выступить перед Россией единым фронтом, -- сообщил он. -- Поступив так, мы смогли усилить наше послание, которое заключается в том, что энергетическая взаимозависимость между Европой и Россией потенциально отвечает интересам обеих сторон. Но Европа выиграет только при условии единства, если не будет говорить разными голосами. Если мы хотим уменьшить нашу внешнюю уязвимость и диверсифицировать внешние поставки энергии, нам нужно говорить с партнерами во всем мире единым голосом. Только через солидарность и координацию действий мы сможем укрепить свою энергетическую безопасность». Один из главных «энергетических ястребов» Москвы, глава думского комитета по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев (от имени которого, к примеру, перед самым саммитом «большой восьмерки» был внесен законопроект «Об экспорте газа») в ответ предъявил Брюсселю свой вариант «единства»: «В лице ЕС мы имеем очень четко оформившийся картель потребителей российского газа, который навязывает нам тему ратификации договора об Энергетической хартии, которая не отвечает российским интересам -- она определяет тему доступа к нашей трубопроводной системе. Нужно создание газового альянса, в который могут войти Туркменистан, Казахстан, Узбекистан, Россия, Украина, Белоруссия. Завтра, случись снятие проблем по ядерной программе Ирана, я видел бы и Иран в этом альянсе». Строго говоря, в той или иной мере главный субъект российской газовой дипломатии - «Газпром» -- уже давно занимается выстраиванием отношений с крупными обладателями ресурсов. Вопрос о самостоятельном выходе среднеазиатского газа в Европу фактически снят (только через «Газпром» или аффилированные с ним структуры типа RosUkrEnergo). Со вторым по величине экспортером газа в ЕС - Алжиром - весной подписан меморандум о сотрудничестве. А координировать маркетинговую политику на газовых рынках с Ираном договаривались президенты двух стран -- Владимир Путин и Махмуд Ахмадинежад. Вопрос лишь в том, как долго Москва будет метаться от одной крайности к другой: от публичных предложений Европе поконкурировать с Китаем за газовые ресурсы Западной Сибири -- к обещаниям развернуть в сторону европейских рынков газовые потоки со Штокмана. А через пару недель - новые угрозы о газовом картеле. В то время как чиновники ЕС вполне последовательно гнут линию на единую позицию в отношении поставщиков энергоресурсов. Вот и сейчас делегация ЕС по главе с г-ном Пиебалгсом привезла на московскую конференцию презентацию, в которой беспокойство Брюсселя относительно газовой надежности России переведено на язык цифр. В ней говорится, что по прогнозным оценкам, фактические объемы экспорта газа из России могут оказаться меньше контрактных обязательств «Газпрома» со странами ЕС-25. В частности, по данным европейцев (точный источник информации в презентации не приводится), в 2010 году «Газпром» собирается экспортировать 220 млрд кубометров, из них 50 млрд кубометров - в страны СНГ и Балтии, 45 млрд в Турцию, Болгарию и Румынию (пока не являются членами союза) и лишь 125 млрд кубометров -- в адрес 25 действующих членов ЕС. В то же время по действующим соглашениям законтрактован 151 млрд кубометров. Еще через 5 лет ситуация может ухудшиться: общий объем экспорта вырастет до 235 млрд кубометров, потребление в бывших советских республиках, Турции, Румынии и Болгарии останется на прежнем уровне, но добавятся проекты по экспорту СПГ и трубопроводным поставкам в Китай. В итоге на долю ЕС-25 останется всего лишь 116 млрд кубометров, в то время как обязательства «Газпрома» на 2015 год по контрактам составляют 176 млрд кубометров. В «Газпроме» цифры комментировать не стали. Представитель концерна заявил «Времени новостей», что «никаких сомнений по поводу выполнения «Газпромом» контрактных обязательств нет и быть не может». «Все потребности наших покупателей в рамках заключенных договоров будут обеспечены в полном объеме», -- добавил наш собеседник.
Россия и Европа пригрозили друг другу картелями Энергетический диалог России и Евросоюза все больше и больше напоминает разговор слепого с глухим. Вчера в рамках открывшейся в Москве международной энергетической недели стороны провели конференцию «Сопоставительный анализ энергетических стратегий РФ и ЕС»... >>
Владимир Путин: «Разница между производством автомобилей и самолетов существенна» Владимир Путин вчера указал, что принципы развития у авиастроительной и судостроительной промышленности должны быть такие же, как и у автопрома. «Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что разница между производством автомобилей и самолетов есть, она существенная, там экономика разная, изделий меньше, дороже, объемы производства меньше, -- сказал глава государства на встрече с министрами... >>
Члены правления Mazeikiu Nafta собираются объявить гендиректору вотум недоверия В руководстве литовского нефтеперерабатывающего концерна Mazeikiu Nafta назрел раскол. Как стало вчера известно, четыре из семи членов правления, представляющие интересы ЮКОСа, собираются на ближайшем заседании 5 ноября потребовать отставки генерального директора Mazeikiu Nafta Пола Нельсона Инглиша... >>
«Атомстройэкспорт» построит болгарскую АЭС «Белене» Российский «Атомстройэкспорт», принадлежащий «Росатому» и Газпромбанку, вчера был объявлен победителем тендера на строительство АЭС «Белене» в Болгарии, в 250 км от Софии. Стоимость контракта, как сообщали болгарские СМИ, по предварительным оценкам, составляет около 2,5 млрд долл., при этом государство планирует сохранить контрольную долю в проекте строительства... >>
«Северсталь» установила диапазон цен на свои акции В преддверии размещения акций среди зарубежных инвесторов на Лондонской фондовой бирже «Северсталь» объявила, что устанавливает предварительный ценовой диапазон 11--13,5 долл. за одну акцию или GDR. Таким образом она оценила свою капитализацию в 10,2--12,6 млрд долл... >>
Компания будет снижать производство с опережением графика Низкий спрос на американские автомобили и большое количество непроданных машин вынуждает компанию Ford Motor Co. сокращать объемы производства. В понедельник автомобилестроительный гигант заявил о планах уменьшить выпуск машин на североамериканских предприятиях на 8--12% в первом полугодии 2007 года... >>
BMI начала регулярные ежедневные рейсы между Лондоном и Москвой Второй по объемам британский авиаперевозчик -- компания BMI -- открыла на днях регулярное сообщение между Москвой (аэропорт Домодедово) и Лондоном (Хитроу)... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|