N°104
19 июня 2006
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  19.06.2006
Мечтать -- вредно
Экономические программы регионов не влияют на их развитие

версия для печати
Экономические программы региональных властей в России далеко не всегда соответствуют реальным проблемам регионов и еще реже оказывают влияние на экономический рост. К такому выводу пришли авторы доклада «Стратегии и программы развития регионов» из департамента стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании «ФБК». Регионы, как оказалось, практически не идентифицируют себя во внешней среде, неадекватно оценивают свои сильные и слабые стороны и не видят приоритетных задач.

Ситуация со стратегическим планированием на федеральном уровне в России довольно неопределенная и еще хуже с планированием на уровне территорий. В рамках контроля за качеством региональных стратегий три года назад был разработан типовой макет, которым рекомендовано руководствоваться регионам при подготовке программ. У регионов-реципиентов рамки еще жестче. Департамент региональной экономики Министерства экономического развития рассматривает каждую их программу на предмет соответствия типовому макету. И просто не примет не соответствующую матрице программу, как бы грамотно она ни была составлена.

Это в свою очередь подавляет инициативу регионов и поддерживает их в состоянии реципиентов. "Если есть законный и легкий способ получить бюджетную дотацию, подставив данные своего региона в типовой макет, то нет необходимости составлять конкурентные стратегии", -- считает руководитель коллектива авторов исследования Игорь Николаев.

Стратегии и программы развития территорий в настоящий момент имеются у 61 региона, 35 из них долгосрочные. Большинство стратегий разработано в соответствии с типовым проектом, и только девять долгосрочных программ отличаются более оригинальным содержанием. Среди авторов оригинальных программ -- Камчатская, Калининградская, Омская, Сахалинская, Томская, Курская области, Красноярский край, Республика Алтай и Санкт-Петербург. При всем этом научная проработка программ оставляет желать лучшего.

Сформулировали миссию своего региона лишь четыре субъекта федерации. Миссия Республики Алтай звучит таким образом: «уникальная рекреационная территория, центр культурно-исторического наследия, составная часть трансграничной биосферной территории». Миссию Калининградской области составители программы увидели в «интеграции России и ЕС».

С целями, стоящими перед регионами, дело обстоит значительно лучше. Наиболее часто встречающаяся формулировка -- «повышение уровня жизни населения». Есть и более конкретные варианты. В Волгоградской области хотят достичь роста реальных доходов населения в 2,9 раза, роста зарплаты в три раза, а количество бедных сократить до 15%.

Приоритетные задачи в региональных программах практически всегда являются кальками с федеральных программ. Расхожая фраза в региональных стратегиях, к примеру: «Создание благоприятного инвестиционного климата путем проведения институциональных преобразований...»

"Не вдаваясь в содержательную часть типовых задач, видно, что, несмотря на признание колоссального разрыва в развитии регионов, задачи, которые они перед собой ставят, берутся из одинакового набора", -- говорит Игорь Николаев. Хотя очевидно, что, к примеру, повышение диверсифицированности промышленности бессмысленно там, где она и так диверсифицирована.

Регионы, как оказалось, практически не идентифицируют себя во внешней среде (в сравнении с непосредственными соседями, отдаленными регионами и зарубежными странами). Поэтому лишь восемь регионов, в частности Санкт-Петербург, Удмуртия, Карелия, Калининградская область, анализируют в стратегиях развития влияние внешних факторов на развитие региона. По мнению авторов доклада, анализ окружающей регионы среды практически не востребован, потому что регионы не рассматриваются в качестве субъектов рынка и о развитии межрегиональной конкуренции можно говорить с известной долей условности.

Анализ сильных и слабых сторон региона в стратегиях оказался также практически загубленным типовым макетом. К сильным сторонам регионы относят наличие минерально-сырьевых ресурсов, большие объемы экспорта, к слабым -- безработицу и износ основных фондов. Лишь немногие регионы провели анализ отдельных отраслей экономики. Например, в стратегии развития Хабаровского края проведен анализ местного страхового рынка, рынка ценных бумаг, машиностроения, малого предпринимательства.

Моделирование сценариев развития региона на основе популярного и распространенного SWOT-анализа -- сил, слабостей, возможностей и угроз -- в региональных программах проведено довольно качественно. Вологодская область, к примеру, прописала четыре варианта развития: умеренно-консервативный, инновационный, инвестиционный и проектно-консервативный, сформулировав для каждого свой набор сил и слабостей. Самый редкий элемент стратегического анализа -- это выбор альтернатив. Выбор одной стратегии из нескольких возможных осуществлен в среднесрочных программах лишь у Бурятии и Псковской области.

Наиболее качественные программы развития в целом оказались у Красноярского края, Санкт-Петербурга, Удмуртии, Калининградской, Курской, Ярославской областей, наименее качественные -- у Амурской, Кемеровской, Нижегородской, Владимирской областей, у Дагестана, Кабардино-Балкарии, Республики Коми, Башкортостана.

Принято считать, что наличие стратегий и программ развития регионов должно стимулировать их реальное развитие. Парадоксальным образом оказалось, что это не совсем так. Если взять регионы с наиболее качественными стратегиями, среднегодовые темпы их экономического роста составляли от минус 2% в Камчатской области до 14% в Сахалинской. Среднегодовой темп роста валового регионального продукта (ВРП) за 2001--2004 годы в России составил 6,6%, то есть из семи регионов с лучшими стратегиями его превысили лишь четыре. Среднегодовые же темпы экономического роста всех регионов с наименее качественно составленными стратегиями оказались от 3,3% в Коми до 14,9% в Дагестане. Самый же высокий рост ВРП -- 114% -- показала Чукотка, у которой вообще нет стратегии развития.

Объяснение столь странному явлению эксперты «ФБК» усматривают в технологии подготовки программ, основой которой является подгонка под типовой макет, что предопределяет появление достаточно формальных документов. Таких стратегий и программ сейчас большинство. Но даже если удается подготовить качественную программу, это также не гарантирует ее востребованность, поскольку текущие проблемы заставляют уходить от долгосрочных приоритетов. Этот недостаток, впрочем, характерен и для многих программ федерального уровня, когда стратегии и программы существуют отдельно от реальной жизни.
Ирина СКЛЯРОВА


  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  19.06.2006
Кирилл Каллиников
Налоговые начальники признают, что их подчиненные не научились общаться с гражданами
Федеральная налоговая служба (ФНС) на прошлой неделе выпустила официальные разъяснения, запрещающие инспекторам принудительно заставлять плательщиков сдавать отчетность в электронном виде... >>
  • //  19.06.2006
Экономические программы регионов не влияют на их развитие
Экономические программы региональных властей в России далеко не всегда соответствуют реальным проблемам регионов и еще реже оказывают влияние на экономический рост... >>
  • //  19.06.2006
В России не будет честных выборов. Теперь это подтверждено документально. Конституционный суд вполне доказательно, опираясь на существующие правовые нормы, нашел способ не дать провалиться законопроекту, отменяющему графу «против всех» на федеральных выборах... >>
  • //  19.06.2006
16 мая -- 16 июня 2006 года
«Политики глазами СМИ», совместный проект «Времени новостей» и компании «Медиалогия», -- это рейтинги политических персон, наиболее активно обсуждаемых в российских СМИ... >>
//  читайте тему:  Политики в СМИ. Рейтинги
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика