N°91 26 мая 2005 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Грустные птицы в модном лесу Владимир Ашкенази с Немецким симфоническим оркестром Берлина
Владимир Ашкенази (в давнем прошлом -- звезда советской фортепианной школы, теперь -- дирижер с мировым именем, блестящей репутацией и отменными контрактами) выступил на фестивале «Черешневый лес» с Немецким симфоническим оркестром Берлина, которым руководил десять лет -- до самого объединения Германии и смены названия оркестра. С момента основания в 1946 году коллектив назывался «Оркестром радио в американском секторе Берлина» и исполнял главным образом музыку ХХ века. После переименования своим традициям оркестр не изменил и продолжает рыхлить почву симфонизма прошлого столетия.
В окружении концертов Национального филармонического оркестра Спивакова с Бетховеном и Чайковским и башметовской «Новой России» с премьерой симфонии Александра Чайковского немецкая программа из музыки Шостаковича и Равеля заранее смотрелась и органично, и нетривиально (в Москве не часто можно услышать симфонического Равеля в таком объеме), и даже чуть-чуть вызывающе. В любом случае гастроли должны были стать ударным номером музыкального «Черешневого леса». Визиты Ашкенази в Россию с некоторых пор стали регулярны (в том числе с западными оркестрами), но публика от него не устает. Так что фестивалю, который гордится своей родовой светскостью, но при этом явно хочет расширить аудиторию (теперь «Черешневый лес» даже называется «открытым фестивалем искусств» -- видимо, чтобы проакцентировать отход от формата закрытого светского раута), удалось приманить как любителей модных событий, так и обыкновенных меломанов. У входа в БЗК активно торговали билетами, в результате собрался полный зал желающих послушать качественный европейский оркестр, «своего-чужого» дирижера и заезжего солиста -- виолончелиста Харрелла Линна, на счету которого не только выступления с лучшими оркестрами, но и замечательная история о том, как музыкант забыл в такси свою виолончель Страдивари 1673 года выпуска, а ему потом ее вернули. Во Втором виолончельном концерте Шостаковича Линн звучал меланхолично и мечтательно. Казалось, человек с такими манерами действительно может забыть свой инструмент в такси. К тому же от фразировки Линна исходило такое чувство гармонии, что думалось, ему действительно обязаны забытое вернуть. Линн убаюкивал публику нежной речью, красиво окрашенной и лишенной привычного для Шостаковича нажима. Оркестр тонко и внимательно строил аккомпанемент. Во всем этом была, пожалуй, некая оригинальность. В том смысле, что редко когда удается, слушая Шостаковича, погрузиться в мирный тихий сон. Второе отделение концерта напомнило о его вступлении -- двух пьесах Скарлатти, весьма изящно и со скоморошескими интонациями оркестрованных Шостаковичем для духовых и литавр. В центре звуковой конструкции равелиевских циклов «Гробница Куперена» и «Отражения» (в оркестровой версии) Ашкенази усмотрел ту же изысканную красоту духовых и выстроил весь баланс оркестра таким образом, чтобы она не только не потерялась, но и стала основанием всего звучания. Немецкий симфонический оркестр Берлина продемонстрировал точность штриха и слуха -- все было тонко прослушано и внимательно исполнено. Часть за частью равелиевская музыка представала несложными на вид, но с массой деталей миниатюрами ручной работы -- словно фарфоровыми вазочками на полке. Одна попузатее, другая -- потоньше, третья -- бледная, за ней -- поярче. То с «Грустными птицами» на расписном боку, то с «Ночными бабочками» на донышке. Стиль оркестра оказался прохладным, а фирменные ашкеназиевские точность и собранность придали его звучанию еще более прозрачный и холодный вид. В результате прихотливый симфонизм первых десятилетий двадцатого века, представленный как старый домашний фарфор, мало кого согрел, но запомнился необычной для здешних мест точкой зрения на стилистический антагонизм Равеля и Шостаковича. По мнению Ашкенази и Немецкого симфонического оркестра размеры пропасти между ними сильно преувеличенны. |
Обнадеживающие тенденции «Арт-Москвы» IX выставка-ярмарка «Арт-Москва» подтвердила: современное искусство -- штука прибыльная, модная и престижная. В качественном отношении нынешняя ярмарка превосходит все предыдущие. Шляясь от стенда к стенду российских и западных галерей, пожалуй, впервые испытал синдром коллекционера... >>
Андрей Монастырский в Stella Art Gallery По контрасту с новой малоосмысленной постоянной экспозицией нонконформистского и концептуального искусства, подготовленной отделом новейших течений Г Т Г, новая выставка патриарха московского концептуализма Андрея Монастырского в частной галерее Stella Art претендует на то, чтобы стать главой в истории российского изобразительного искусства... >>
Владимир Ашкенази с Немецким симфоническим оркестром Берлина Владимир Ашкенази (в давнем прошлом -- звезда советской фортепианной школы, теперь -- дирижер с мировым именем, блестящей репутацией и отменными контрактами) выступил на фестивале «Черешневый лес» с Немецким симфоническим оркестром Берлина, которым руководил десять лет -- до самого объединения Германии и смены названия оркестра... >>
Новая национальная литературная премия обрела первого лауреата Придешь домой, шурша плащом,/ Стирая дождь со щек/ Таинственна ли жизнь еще?/ Таинственна еще... Как мир качается -- держись!/ Уж не листву ль со щек/ Смахнуть решили, сделав жизнь/ Таинственней еще? Легко допускаю, что многие любители русской поэзии выбрали бы для зачина похвального слова Александру Кушнеру другие его строки... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|