N°91
26 мая 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  26.05.2005
ИТАР-ТАСС
Грустные птицы в модном лесу
Владимир Ашкенази с Немецким симфоническим оркестром Берлина

версия для печати
Владимир Ашкенази (в давнем прошлом -- звезда советской фортепианной школы, теперь -- дирижер с мировым именем, блестящей репутацией и отменными контрактами) выступил на фестивале «Черешневый лес» с Немецким симфоническим оркестром Берлина, которым руководил десять лет -- до самого объединения Германии и смены названия оркестра. С момента основания в 1946 году коллектив назывался «Оркестром радио в американском секторе Берлина» и исполнял главным образом музыку ХХ века. После переименования своим традициям оркестр не изменил и продолжает рыхлить почву симфонизма прошлого столетия.

В окружении концертов Национального филармонического оркестра Спивакова с Бетховеном и Чайковским и башметовской «Новой России» с премьерой симфонии Александра Чайковского немецкая программа из музыки Шостаковича и Равеля заранее смотрелась и органично, и нетривиально (в Москве не часто можно услышать симфонического Равеля в таком объеме), и даже чуть-чуть вызывающе. В любом случае гастроли должны были стать ударным номером музыкального «Черешневого леса».

Визиты Ашкенази в Россию с некоторых пор стали регулярны (в том числе с западными оркестрами), но публика от него не устает. Так что фестивалю, который гордится своей родовой светскостью, но при этом явно хочет расширить аудиторию (теперь «Черешневый лес» даже называется «открытым фестивалем искусств» -- видимо, чтобы проакцентировать отход от формата закрытого светского раута), удалось приманить как любителей модных событий, так и обыкновенных меломанов. У входа в БЗК активно торговали билетами, в результате собрался полный зал желающих послушать качественный европейский оркестр, «своего-чужого» дирижера и заезжего солиста -- виолончелиста Харрелла Линна, на счету которого не только выступления с лучшими оркестрами, но и замечательная история о том, как музыкант забыл в такси свою виолончель Страдивари 1673 года выпуска, а ему потом ее вернули.

Во Втором виолончельном концерте Шостаковича Линн звучал меланхолично и мечтательно. Казалось, человек с такими манерами действительно может забыть свой инструмент в такси. К тому же от фразировки Линна исходило такое чувство гармонии, что думалось, ему действительно обязаны забытое вернуть. Линн убаюкивал публику нежной речью, красиво окрашенной и лишенной привычного для Шостаковича нажима. Оркестр тонко и внимательно строил аккомпанемент. Во всем этом была, пожалуй, некая оригинальность. В том смысле, что редко когда удается, слушая Шостаковича, погрузиться в мирный тихий сон.

Второе отделение концерта напомнило о его вступлении -- двух пьесах Скарлатти, весьма изящно и со скоморошескими интонациями оркестрованных Шостаковичем для духовых и литавр. В центре звуковой конструкции равелиевских циклов «Гробница Куперена» и «Отражения» (в оркестровой версии) Ашкенази усмотрел ту же изысканную красоту духовых и выстроил весь баланс оркестра таким образом, чтобы она не только не потерялась, но и стала основанием всего звучания. Немецкий симфонический оркестр Берлина продемонстрировал точность штриха и слуха -- все было тонко прослушано и внимательно исполнено. Часть за частью равелиевская музыка представала несложными на вид, но с массой деталей миниатюрами ручной работы -- словно фарфоровыми вазочками на полке. Одна попузатее, другая -- потоньше, третья -- бледная, за ней -- поярче. То с «Грустными птицами» на расписном боку, то с «Ночными бабочками» на донышке. Стиль оркестра оказался прохладным, а фирменные ашкеназиевские точность и собранность придали его звучанию еще более прозрачный и холодный вид. В результате прихотливый симфонизм первых десятилетий двадцатого века, представленный как старый домашний фарфор, мало кого согрел, но запомнился необычной для здешних мест точкой зрения на стилистический антагонизм Равеля и Шостаковича. По мнению Ашкенази и Немецкого симфонического оркестра размеры пропасти между ними сильно преувеличенны.
Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  26.05.2005
ИТАР-ТАСС
Обнадеживающие тенденции «Арт-Москвы»
IX выставка-ярмарка «Арт-Москва» подтвердила: современное искусство -- штука прибыльная, модная и престижная. В качественном отношении нынешняя ярмарка превосходит все предыдущие. Шляясь от стенда к стенду российских и западных галерей, пожалуй, впервые испытал синдром коллекционера... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  26.05.2005
Сергей Хачатуров
Андрей Монастырский в Stella Art Gallery
По контрасту с новой малоосмысленной постоянной экспозицией нонконформистского и концептуального искусства, подготовленной отделом новейших течений Г Т Г, новая выставка патриарха московского концептуализма Андрея Монастырского в частной галерее Stella Art претендует на то, чтобы стать главой в истории российского изобразительного искусства... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  26.05.2005
ИТАР-ТАСС
Владимир Ашкенази с Немецким симфоническим оркестром Берлина
Владимир Ашкенази (в давнем прошлом -- звезда советской фортепианной школы, теперь -- дирижер с мировым именем, блестящей репутацией и отменными контрактами) выступил на фестивале «Черешневый лес» с Немецким симфоническим оркестром Берлина, которым руководил десять лет -- до самого объединения Германии и смены названия оркестра... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  26.05.2005
Новая национальная литературная премия обрела первого лауреата
Придешь домой, шурша плащом,/ Стирая дождь со щек/ Таинственна ли жизнь еще?/ Таинственна еще... Как мир качается -- держись!/ Уж не листву ль со щек/ Смахнуть решили, сделав жизнь/ Таинственней еще? Легко допускаю, что многие любители русской поэзии выбрали бы для зачина похвального слова Александру Кушнеру другие его строки... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама