N°83
16 мая 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  16.05.2005
Юлия Орентлихерман
«Интуристы думают, что Россия -- это рядом с Мексикой»
версия для печати
Образ нашей страны в глазах иностранцев далеко не так плох, как об этом принято думать, считает заместитель руководителя Федерального агентства по туризму России Натэла ШЕНГЕЛИЯ. Тем не менее она допускает, что в этом году количество приезжающих в Россию иностранных туристов впервые сократится после нескольких лет неуклонного роста. О том, почему это может произойти, она рассказала корреспонденту «Времени новостей» Михаилу КУКУШКИНУ.

-- Не секрет, Натэла Отаровна, что в международных средствах массовой информации наша страна упоминается чаще всего по поводу войны в Чечне, а также наших не всегда простых взаимоотношений с бывшими республиками СССР. Насколько это вредит развитию въездного туризма в России?

-- Я бы не говорила, что наша страна в целом негативно воспринимается за рубежом. Проблема в том, что очень многие за рубежом не представляют себе истинных масштабов России и реального значения проблем, которые имеют место в тех или иных ее отдельных частях. Скажем, люди слышат, что что-то случилось в Чечне, поэтому считают, что не стоит ехать во Владивосток. Это примерно то же самое, что случилось с тайским курортом Патайя, куда иностранцы отказывались ехать после прошлогоднего цунами в Индийском океане, хотя Патайя находится на совершенно другом, тихоокеанском побережье и нисколько не была затронута стихийным бедствием. Изменить это паническое мнение трудно. К сожалению, рядовой иностранный турист часто даже не представляет себе, где приблизительно находится Россия. Точно так же он не представляет себе местоположение многих других стран. Мне случалось слышать в разговорах с иностранцами замечания типа: «О, Россия -- это великая страна, которая находится где-то рядом с Мексикой!» Таковы психология и уровень информированности обывателя, который и составляет основную массу мирового туристического потока, и страдаем от этого не только мы. Точно так же, когда была война в Ираке, туристы перестали ездить во все страны Ближнего Востока, хотя, скажем, в Объединенных Арабских Эмиратах никакой войны не было. Сильно пострадала тогда же туристическая индустрия Иордании, хотя эта страна не имела прямого отношения к событиям в Ираке. Я хочу сказать, что Россия -- это только одна в ряду стран, имидж которых как туристического направления пострадал от событий, не влияющих на самом деле на общую ситуацию с безопасностью иностранных гостей в этих странах.

-- Что ваше ведомство делает для формирования позитивного образа России в глазах потенциальных зарубежных гостей?

-- Реклама России как страны, благоприятной для туризма, -- это одна из основных задач нашего агентства. Разумеется, наши возможности ограничены выделяемым на эти цели бюджетным финансированием. Надо сказать, что оно растет. Если в 2000 году мы получили по этой статье 3 млн руб., то последние два года эта сумма уже равнялась 3,5 млн долларов.

Расходуются эти деньги точно так же, как это делают другие туристические страны, рекламирующие себя за рубежом: Греция, Испания, Франция. Может быть, у нас только масштабы меньше, поскольку меньше и размер рекламного бюджета, а пропорция распределения расходов примерно такая же, как и у них: 70% направляется на рекламно-информационную деятельность, в том числе прямую рекламу в СМИ тех стран, которые интересны нам как поставщики туристов, а 30% -- на участие в отраслевых выставках как за рубежом, так и в России. Вести агрессивные рекламные кампании при наших довольно скромных средствах невозможно. Тем не менее мы все же размещаем свои рекламные материалы в прессе нескольких основных европейских государств: Испании, Франции, Италии, Германии, Великобритании. Издания, в которых мы размещаем свою рекламу, отбираются нами по рекомендациям межправительственных рабочих групп по туризму, которые со всеми этими странами у нас существуют.

Кроме того, мы используем уличную наружную рекламу за рубежом. Обычно это бывает во время больших туристических выставок, и в прошлом году в Лондоне, скажем, дало очень неплохой результат. Что касается выставок, мы сейчас уделяем повышенное внимание китайскому направлению. Китайские власти признали Россию приоритетным туристическим направлением (а это очень важно в силу специфики организации выезда китайских граждан в зарубежные турпоездки). Турпоток на этом направлении может быстро увеличиться. Поэтому в Китае мы участвуем не в одной ежегодной выставке, как в других странах, а сразу в двух. Там происходит одна выставка весной в Пекине, а еще одна -- осенью в Шанхае. В этом году мы будем представлены на обеих.

Мы продолжим выпуск рекламно-информационной продукции на иностранных языках, который осуществлялся до организации Федерального агентства по туризму, в рамках бывшего департамента туризма Минэкономразвития. Тогда мы выпустили такие материалы общим тиражом 300 тыс. экземпляров на десяти языках. Сейчас мы готовим к переизданию обновленную версию CD-диска «Вся Россия», в том числе и на новых языках, на которых он раньше не издавался.

Наконец, в этом и будущем году мы планируем организовать поездки по России для нескольких групп иностранных журналистов, пишущих о туризме. Раньше мы приглашали зарубежных журналистов в составе делегаций, приезжающих на заседания межправительственных групп и комиссий. А теперь, по мере увеличения нашего бюджета, сможем позволить себе и прием чисто журналистских групп.

-- Профессионалы рынка говорят, что увеличению приема иностранцев сильно мешает нехватка гостиниц среднего класса в Москве и Санкт-Петербурге. Видите ли вы перспективу решения этой проблемы?

-- Проблема уже очень остро стоит в Санкт-Петербурге, а в Москве -- еще острее. Если в Питере дефицит жилья туристического класса имеет сезонный характер -- его там не хватает в период белых ночей, а в остальное время устроиться можно, -- то в Москве этот дефицит круглогодичный. К сожалению, несмотря на многолетние разговоры о строительстве множества трехзвездочных гостиниц, реально в этом направлении ничего не делается. Наоборот, ситуация ухудшается, потому что гостиницы, построенные в советское время, согласно тем представлениям о комфорте, сносятся и заменяются на современные пятизвездочные отели. А в них массовый турист жить, конечно, не будет.

Я согласна, что «Интурист» или «Россия» не отвечали современным стандартам, принятым в мировой отельной индустрии. Но место их расположения искупало в глазах интуриста все.

Я допускаю, что количество туристов из-за рубежа, приехавших в Россию, в этом году может впервые за последние годы уменьшится. В прошлом и позапрошлом годах мы имели устойчивый рост, а в этом году тенденция может измениться. Дело в том, что удорожание проживания -- только одна статья, расходы по которой растут. А, к сожалению, они растут и по другим статьям, что в совокупности делает отдых в России неконкурентоспособным по сравнению с тем, что предлагают другие страны.

Некоторые цены -- например на авиабилеты -- растут у нас в той же пропорции, что в остальном мире, и по тем же причинам (конъюнктура на нефтяном рынке). Но некоторые, по нашему мнению, просто не имеют логического объяснения. Например, мы уже в течение нескольких лет выступаем против сохранения практики специальных, во много раз повышенных цен для иностранцев в государственных музеях, в частности в музеях Кремля.

-- В этом году Грузия и Украина в целях привлечения иностранных туристов в одностороннем порядке отменили въездные визы для граждан развитых стран -- членов Европейского союза, США и Японии. Украина ввела эту меру в экспериментальном порядке на три месяца, а Грузия -- на постоянной основе. Допускаете ли вы, что российский МИД может пойти на что-либо похожее?

-- Ну, наши ситуации все-таки немного разные. В Грузию никто не едет -- вот они и идут на крайние меры. В нашем принимающем туризме ситуация получше.

Односторонней отмены виз для иностранцев в нашей стране, я думаю, не будет. А для радикального облегчения визового режима с развитым миром нужно политическое решение, которое может быть достигнуто только на самом высоком уровне и при заинтересованности обеих сторон.
Беседовал Михаил КУКУШКИН


  НА РЫНКЕ  
  • //  16.05.2005
Юлия Орентлихерман
Образ нашей страны в глазах иностранцев далеко не так плох, как об этом принято думать, считает заместитель руководителя Федерального агентства по туризму России Натэла ШЕНГЕЛИЯ... >>
  • //  16.05.2005
Reuters
Разорившаяся турфирма оставила в Индии 600 россиян
По сложившейся в отечественном турбизнесе печальной традиции каждый сезонный пик активности в отрасли отмечается крахом какой-нибудь фирмы. После нее на память клиентам и партнерам остаются только неоплаченные долги... >>
  • //  16.05.2005
Как сообщило вчера информационное агентство Reuters, крупнейшая немецкая авиакомпания Lufthansa летом снизит цены на свои рейсы в европейские страны до уровня цен перевозчиков-дискаунтеров... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика