N°30
22 февраля 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  22.02.2005
Владимир Баранов
"Труба" Китаю
Российская нефть потечет в Поднебесную через Казахстан

версия для печати
Казахские власти вчера сделали довольно сенсационное заявление. Министр энергетики и природных ресурсов Казахстана Владимир Школьник сообщил журналистам, что по нефтепроводу в Китай из Карагандинской области, который будет достроен до конца этого года, на первых порах потечет исключительно российская нефть. Более того, по его словам, «ответственность за заполнение (трубопровода. -- Ред.) нефтью в соответствии с межправительственным соглашением лежит на наших китайских коллегах». По мнению министра, для самого Казахстана такая ситуация выгодна: «Через нас пойдут потоки нефти, и мы будем получать деньги за транзит». Впрочем, тот факт, что Россия будет экспортировать сырье в Китай по казахстанской «трубе», по мнению экспертов, вовсе не означает, что на проекте строительства ответвления в Дацин от трубопровода из Восточной Сибири на побережье Тихого океана поставлен крест: во-первых, экономика Китая развивается довольно быстро, и энергопотребление страны растет, во-вторых, через Казахстан потечет западносибирская нефть, а восточный нефтепровод рассчитан на восточносибирскую.

Предложение России качать нефть через Казахстан еще в мае прошлого года сделал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев: «Россия могла бы использовать этот нефтепровод для увеличения поставок своей нефти в Китай». Для этого подходит построенный еще к конце 80-х годов нефтепровод из Омска в Чарджоу, который идет по территории Казахстана и Узбекистана и заканчивается в Туркмении. Одним из пунктов, которые пересекает нефтепровод, как раз является поселок Атасу, и в условиях постоянно растущей добычи и нехватки трубопроводных мощностей этот маршрут может заинтересовать Россию. Правда, взамен г-н Назарбаев хотел бы экспортировать казахский газ по российской трубе в Европу.

Строительство нефтепровода из поселка Атасу Карагандинской области до китайского города Алашанькоу началось в сентябре прошлого года. Прокладка трассы должна быть завершена в декабре 2005 года. Предполагается, что поставки нефти китайским покупателям начнутся с мая 2006-го. Протяженность трубопровода составит 988 км, мощность на первом этапе -- 10 млн тонн в год, в дальнейшем ее планируется увеличить до 20 млн. Вторая очередь может быть построена к 2011 году. По оценкам экспертов, на начальном этапе сооружения магистрали необходимо затратить порядка 650 млн долл., еще около 40 млн долл. потребуется для ее дальнейшего расширения. При этом на момент окончания строительства участок Атасу--Алашанькоу на территории самого Казахстана будет связан лишь с Кумкольской группой месторождений нефти.

Как отмечает директор московского представительства Argus Михаил Перфилов, «сырья, добываемого на Кумколе, будет явно недостаточно, чтобы загрузить нефтепровод, поэтому (для достижения объема 10 млн тонн. -- Ред.) на первых порах по нему будет прокачиваться в основном российская нефть Urals». Эксперт поясняет, что российские компании имеют возможности заполнить своим сырьем нефтепровод Омск--Павлодар мощностью 26 млн тонн в год. Пропускная способность трубопровода Павлодар--Чимкент--Чарджоу составляет около 10 млн тонн в год. Станция Атасу находится на отрезке Павлодар--Чимкент. По мнению г-на Перфилова, основные претенденты на экспорт нефти в Китай по этому маршруту -- ЛУКОЙЛ, «Сибнефть» и ТНК-ВР, уже имеющие опыт поставок на Павлодарский НПЗ.

Руководитель российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев заявил «Времени новостей»: «Сейчас, насколько мне известно, некоторые казахские предприниматели законтрактовывают поставки российской нефти с российскими поставщиками. Вполне возможно, что они (китайцы. -- Ред.) могли гарантировать Казахстану поставки российской нефти, опираясь на заключенные предварительные договоры». Правда, крупнейшие российские компании вчера не признались, ведут ли переговоры с китайцами, которые несут ответственность за заполнение трубопровода. Представители холдингов отказались от комментариев, отметив при этом, что определить перспективность маршрута можно только после того, как Казахстан установит тариф. В «Роснефти» заявили, что не планируют поставлять сырье в Китай по трубе (компания намерена возить его по железной дороге, за что, как сообщалось, получила предоплату 6 млрд долл. за поставки до 2010 года).

В «Транснефти» вчера заявили, что еще не знают о планах нефтяников экспортировать нефть в Казахстан для дальнейшего транзита в Китай, и пока детально не прорабатывали этот маршрут. «Казахстан действительно уже не в первый раз предлагает использовать в своем трубопроводе российскую нефть, и теоретически пропускная способность наших труб позволяет это делать, -- говорит вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев. -- Однако мы до сих пор не знаем тарифов. Кроме того, хотя проектная мощность участка Омск--Павлодар достаточно велика, последние годы трубопровод был сильно недозагружен, так что, возможно, в его восстановление придется вкладывать определенные средства. В этом случае срок транзита российской нефти должен быть таким, чтобы инвестиции окупились. Так что проект необходимо просчитать, а пока ни нефтяники, ни казахи к нам с такой просьбой не обращались».

Впрочем, Россия намерена увеличивать и объем железнодорожных поставок нефти в Китай. Причем к этому направлению стали присматриваться все больше компаний (раньше этим занимался только ЮКОС): в этом году планируется перевезти более 11 млн тонн нефти. ЛУКОЙЛ и ЮКОС поставят по 3 млн тонн, «Роснефть» -- 4 млн, «Сибнефть» -- 0,5--1 млн. Как считает аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров, у российских компаний хватит ресурсов, чтобы обеспечить экспорт в Китай 15 млн тонн нефти, которые железнодорожники обязались перевезти из России в 2006 году, и одновременно заполнить нефтепровод из Казахстана.
Денис РЕБРОВ, Николай ГОРЕЛОВ


  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  22.02.2005
Индийская делегация приехала в Москву за «Юганскнефтегазом»
Не дождавшись от российских властей инициатив по продаже доли в «Юганскнефтегазе», индийская делегация во главе с министром нефти Мани Шанкар Айаром привезла в Москву конкретное предложение... >>
//  читайте тему:  Дело ЮКОСа
//  читайте тему:  "Газпром" и "Роснефть"
  • //  22.02.2005
Владимир Баранов
Российская нефть потечет в Поднебесную через Казахстан
Казахские власти вчера сделали довольно сенсационное заявление. Министр энергетики и природных ресурсов Казахстана Владимир Школьник сообщил журналистам, что по нефтепроводу в Китай из Карагандинской области, который будет достроен до конца этого года, на первых порах потечет исключительно российская нефть... >>
  • //  22.02.2005
Владимир Баранов
Процветанию банковского бизнеса мешают надзорные органы
Главное препятствие для развития банковского бизнеса -- чрезмерное вмешательство надзорных органов, считают банкиры из России и 53 других стран... >>
  • //  22.02.2005
Биржа открыла торги фьючерсами на курс основных валют
В секции срочного рынка ММВБ вчера дан старт торгам фьючерсами на курс евро к доллару. До сих пор сделки на этой площадке проходили только по фьючерсам на курс рубля к американской валюте... >>
  • //  22.02.2005
AP
Швейцарская корпорация Novartis AG -- четвертый по величине фармацевтический гигант Европы -- объявила вчера о покупке сразу нескольких новых активов... >>
  • //  22.02.2005
«Силовые машины» не выполнили план по заключению контрактов
Топ-менеджеры «Силовых машин» на вчерашней пресс-конференции признали, что затягивание госорганами решения по сделке о слиянии с Siemens негативно сказывается на бизнесе крупнейшего в стране производителя оборудования для электростанций... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика