N°226
05 декабря 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  05.12.2005
Из жизни дверей
Спектакль Саши Пепеляева на фестивале «Цех»

версия для печати
На фестивале театров танца «Цех», что завершился вчера в Театре Луны (о его финале расскажем завтра), большие и маленькие события были аккуратно распределены по двум залам. Люди почтенные и знаменитые (в той степени, в какой можно быть знаменитым в российском contemporary dance, постоянно напрягающем мускулы и пробующем сложившиеся авторитеты на прочность) представляли работы в большом зале, впервые появляющиеся на фесте сочинители -- на чердаке, в малом. На всех показах был супераншлаг -- народ забивал проходы, свисал в с балконов (с технического, что с электрокабелями, администраторы в ужасе сгоняли потенциальных самоубийц) и укладывался перед первым рядом. При этом все билеты были проданы: основу зала составляли не коллеги-родители-друзья (им доставались места висячие и приставные), а люди, готовые платить деньги за возможность взглянуть на современный танец. Пятый «Цех» зафиксировал очень важную вещь: возникла аудитория.

Те, кто последние десять -- ...дцать лет на создание этой аудитории работал, выступали в большом зале. Начался фест с «Дверей» Саши Пепеляева. Пепеляев -- глава московского театра «Кинетик», идеолог «Цеха», именующийся в буклете модератором, -- снова сделал спектакль по Хармсу. Не то чтобы взял конкретный сюжет -- просто глухой хохот, что слышится в хармсовских строках, ощущение бездны, смотрящей в спину, рваный бормочущий ритм -- все это Пепеляеву близко. То, что он делает, можно назвать вариациями на тему.

На сцене -- несколько дверей в дверных коробках. За восемьдесят минут будут обыграны многие возможные применения их: если положить дверь плашмя, может получиться кровать, а если при этом ее открыть и залезть под нее -- вполне себе гробик. Но главное применение обыденно: запрет пути.

Открывая дверь, героиня (Татьяна Гордеева), мгновенно получает удар по лицу. Раз, другой, третий -- уже и девушки нет, что ударила танцовщицу, а ее относит в сторону, выработался рефлекс. В дверь можно стучать долго и бессмысленно -- все равно никто не откроет. Дверь может оказаться неожиданно маленькой -- в нее можно только вползти; а можно вдруг сесть сверху на коробку и болтать ногами, отстранившись от игры.

Это почти шутка, почти игра -- все, что там происходит. Двое мужчин начинают ребяческую возню из-за плюшевых игрушек -- и мгновенно возня переходит в методичную, чудовищную драку, где более крупный персонаж расчетливо наносит удары. Зал хихикает (два дядьки, один так неспешно-неспешно, как в замедленном кино, со всего размаху заезжает другому между ног... розовым зайцем) и вздрагивает одновременно: оттого, что более слабый съеживается тоже медленно, история не меняется...

В финале Пепеляев взваливает одну из дверей на себя и тащит ее сквозь зал. Зал этот только что похохатывал над жутким текстом (знаменитый пассаж про то, что детей надо сваливать в ямы и засыпать известью) -- и сразу же замолчал при произнесении даты -- «12 октября 1938 год». Зал раздается в стороны, сидящие и стоящие в проходах пригибаются -- а герой Пепеляева несет на себе эту деревянную махину, -- и ассоциации очевидны. Если какая-то дверь закрыта (или кажется таковой) -- можно все взять на себя -- и изменить пространство и время.

Что, кажется, удается фестивалю «Цех».
Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец
//  читайте тему  //  Театр


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  05.12.2005
Сергей Хачатуров
Елена Елагина и Игорь Макаревич в Третьяковке на Крымском валу
Выставка в Государственной Третьяковской галерее супружеской четы постоянных соавторов Елены Елагиной и Игоря Макаревича «В пределах прекрасного» названа, бесспорно, иронично... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  05.12.2005
Спектакль Саши Пепеляева на фестивале «Цех»
На фестивале театров танца «Цех», что завершился вчера в Театре Луны (о его финале расскажем завтра), большие и маленькие события были аккуратно распределены по двум залам... >>
//  читайте тему:  Танец
//  читайте тему:  Театр
  • //  05.12.2005
Новые награды для галлофилов и авангардистов
Говорят, уважающая себя премия должна время от времени сопровождаться скандалами. Иначе о чем журналистам писать? Не о книгах же? Вот, к примеру, посольство Франции в Москве уже десять лет тихо присуждает свои награды... >>
  • //  05.12.2005
Назвав отчет о букеровском шорт-листе «Старожилы не упомнят» (см. «Время новостей» от 10 октября), как в воду глядел. На торжественном обеде председатель жюри Василий Аксенов отказался объявлять лауреата. Такого за четырнадцать лет не случалось... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика