N°189
12 октября 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  12.10.2005
ИТАР-ТАСС
Ни добыть, ни прокачать
Правительство призналось в отсутствии приоритетов в нефтегазовом секторе

версия для печати
Судьба трубопровода из Восточной Сибири на побережье Тихого океана остается по-прежнему нерешенной, хотя работа над проектом идет уже не один год. «Транснефть» в конце сентября разослала профильным министерствам ТЭО строительства, однако премьер-министра Михаила Фрадкова документ, судя по всему, не удовлетворил. Как он заявил вчера в Мурманске, «не завершена работа с точки зрения варианта маршрута (нефтепровода. -- Ред.), экономического обоснования и проекта строительства». При этом он добавил, что правительство пока вообще не определилось, за счет чего наращивать добычу нефти в стране: вводить в строй новые месторождения Восточной Сибири или арктического шельфа.

Распоряжение о создании трубопроводной системы Восточная Сибирь--Тихий океан с начальной точкой в Тайшете (Иркутская область) и конечной в бухте Перевозной (Приморский край) г-н Фрадков подписал 31 декабря прошлого года. Этому предшествовало несколько лет дискуссий относительно маршрута трубопровода. Так, ЮКОС еще до начала конфликта с властями лоббировал вариант строительства трубы в Китай, а «Роснефть» -- на побережье океана. В качестве компромисса в Энергетическую стратегию до 2020 года записали прокладку трубопровода на Дальний Восток с ответвлением в Китай. В постановлении, подписанном г-ном Фрадковым 31 декабря, отмечается, что проект должен реализовываться в два этапа. На первом предполагается построить участок Тайшет--Сковородино (Амурская область, в 70 км от китайской границы) мощностью 80 млн тонн в год. Параллельно будет сооружен нефтеналивной терминал в Перевозной, куда сырье будет поставляться по железной дороге. В апреле министр промышленности и энергетики Виктор Христенко подписал приказ, согласно которому «Транснефти» поручено завершить работы в рамках первого этапа во втором полугодии 2008 года. Затем правительство должно решить судьбу второго этапа -- будет ли строиться ответвление в Китай или трубопровод продолжат до Перевозной.

Государственная «Транснефть», куратор проекта, теперь недоумевает, почему премьер заявил фактически о полном отсутствии работы по реализации проекта. «Все, что от нас зависело, мы сделали, -- сказал «Времени новостей» вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев. -- Существует лишь одно ТЭО проекта, мы завершили работу над ним и передали в правительство, которое должно принять решение в течение шести месяцев, но мы рассчитываем, что это случится раньше». Первоначально «Транснефть» заявляла, что на подготовку ТЭО уйдет полтора года, однако чиновники настоятельно просили компанию ускорить этот процесс. Правда, г-н Григорьев добавил, что в рамках уже внесенного в правительство ТЭО проекта пока продолжается оформление необходимых согласований с Бурятией, но он называет этот вопрос техническим и уверяет, что документы будут подготовлены до конца месяца.

К ТЭО нефтепровода из Восточной Сибири, разработанному «Транснефтью», есть множество претензий у Минприроды. Чиновники заявили, что оно не соответствует требованиям российского законодательства. В частности, МПР не устраивает, что участок трассы трубопровода проходит на расстоянии 800 м от береговой линии озера Байкал. В «Транснефти» заявляют, что трубу планируется прокладывать за пределами установленной законодательством водоохранной зоны. Кроме того, МПР неоднократно высказывалось против конечной точки маршрута -- бухты Перевозной. В начале сентября глава МПР Юрий Трутнев, глава МЭРТ Герман Греф и министр транспорта Игорь Левитин заявили о целесообразности строительства трубы до Находки, а не до Перевозной. «У меня есть ощущение, что трубопровод должен пойти в Находку, а не в бухту Перевозная, а после посещения этих мест оно (ощущение. -- Ред.) усилилось», -- заявлял г-н Трутнев. Надо заметить, что перед этим Владимир Путин уже обращал внимание на недопустимость влияния экологов на проекты национального масштаба, чтобы оно не было «инструментом конкурентной борьбы с развитием экономики России».

Вполне возможно, что первые лица государства не удовлетворены столь длительным согласованием разных деталей проекта. В июле в Шотландии Владимир Путин обещал: «Первый этап предположительно начнется уже в этом году. Строительство будет продолжаться примерно три года». Следовательно, правительство обязано выполнить эту установку, но не может из-за отсутствия согласованной всеми ведомствами документации. О чем вчера и заявил г-н Фрадков.

Более того, вчера г-н Фрадков признался, что правительством до сих пор не до конца определены приоритеты развития нефтегазового комплекса. Он заявил, что экономическому росту в стране могло бы способствовать освоение нефтегазовых месторождений на шельфе Баренцева моря, извлекаемые запасы которого составляют, по предварительным оценкам, около 75 млрд тонн нефтегазового эквивалента, но сейчас там добывается лишь 0,2% от объема всего производимого в России сырья. Однако темпы освоения разведанных месторождений г-на Фрадкова явно не устроили, ведь из 15 открытых участков к работе подготовлены всего два -- Штокмановское и Приразломное. Более того, премьер остался неудовлетворен тем, как организованы работы на шельфе. «Как хочешь, так и выживай», -- охарактеризовал глава ФГУП «Арктикморнефтегазразведка» Олег Мнацаканян. «ФГУП предоставлен сам себе. Кто координирует работу, учитывая, что 85% запасов шельфа Баренцева моря находится у России?» -- сделал нелицеприятное для федеральных ведомств вывод премьер.

И в ответ на объяснение, что на масштабную геологоразведку не хватает денег, он подчеркнул: «Я бы на первый план поставил не вопрос денег, а вопрос организации дела». И добавил, что правительство не может принимать новых решений по разработке арктического шельфа, пока МПР, отвечающее за этот вопрос, не внесет конкретных предложений по его освоению. «Нам важно увидеть всю картину: это и транспортировка, и внутреннее потребление, и увязка железнодорожного маршрута с морским транспортом, и вопросы безопасности», -- сказал премьер.

Накануне вчерашнего заседания глава МПР Юрий Трутнев, вместе с г-ном Фрадковым прилетевший в Мурманск, пообещал, что предложения по разработке шельфа его ведомство планирует внести в правительство в ноябре.
Денис РЕБРОВ


  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  12.10.2005
Михаил ЦИММЕРИНГ
Компания Владимира Потанина становится второй в мировой отрасли
«Норильский никель» скоро перестанет быть лидером в мировом производстве никеля. Это стало очевидно после объявленных вчера планов о слиянии двух канадских производителей этого металла -- Inco и Falconbridge... >>
  • //  12.10.2005
ИТАР-ТАСС
Правительство призналось в отсутствии приоритетов в нефтегазовом секторе
Судьба трубопровода из Восточной Сибири на побережье Тихого океана остается по-прежнему нерешенной, хотя работа над проектом идет уже не один год. «Транснефть» в конце сентября разослала профильным министерствам ТЭО строительства, однако премьер-министра Михаила Фрадкова документ, судя по всему, не удовлетворил... >>
  • //  12.10.2005
Денис СИНЯКОВ
Ведомство Олега Вьюгина готовится сузить законодательные рамки для торговли российскими акциями за границей
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) продолжает разрабатывать меры, чтобы удержать средства российских компаний на отечественном фондовом рынке, и готова сделать первые шаги... >>
  • //  12.10.2005
Компания не хочет летать в аэропорт Хомейни
«Аэрофлот» не желает переезжать в новый аэропорт Тегерана, который иранские власти ввели в строй после 24 лет строительства. Вчера представитель «Аэрофлота» в Иране Левон Заринян заявил протест администрации гражданской авиации этой страны... >>
  • //  12.10.2005
СУАЛ просит у правительства дешевого электричества
Попытки СУАЛа обеспечить себя дешевой электроэнергией для строящихся северных предприятий перешли на новый уровень. Теперь проблемой энергоснабжения алюминиевого завода озаботилось правительство... >>
  • //  12.10.2005
Совет директоров Национальной ассоциации участников фондового рынка на вчерашнем заседании единогласно избрал председателем правления НАУФОР Алексея Тимофеева, советника Центра развития фондового рынка и эксперта Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР)... >>
  • //  12.10.2005
Коидзуми приступил к своей главной экономической реформе
В Японии наконец случилась долгожданная почтовая реформа. Палата представителей местного парламента на вчерашнем чрезвычайном заседании одобрила серию законопроектов о приватизации государственной Japan Post, теперь их должна одобрить верхняя палата... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика