N°112
27 июня 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  27.06.2005
AP
Гонки на причащение
Украинские национальные церкви соревнуются за право первенства

версия для печати
Новые власти Украины взяли уверенный курс на создание собственной автономной от Москвы единой православной церкви. «Обретение определенным государством политической независимости подвигает православную церковь на его территории к получению независимости церковной. Создание единой поместной православной церкви является одним из самых важных факторов самоопределения нашей нации, утверждения ее идентичности и единства», -- заявил недавно на заседании Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций президент Виктор Ющенко. Он выразил готовность «выступить посредником в диалоге духовного руководства украинских православных церквей для создания в государстве единой поместной православной церкви», тем самым нарушив слово, данное российскому патриарху Алексию II, никоим образом не вмешиваться в дела церковные.

Желание политиков перекроить в очередной раз религиозную карту Украины и провести заодно с реприватизацией крупных предприятий передел храмов может привести к серьезному обострению отношений между прихожанами, формально считающимися единоверцами. Хотя на сегодняшний день простые верующие даже разных конфессий способны сосуществовать на Украине достаточно мирно. В провинции люди просто не понимают разницы между «раздвоившимися» православными церквами и ходят попросту в ближайший храм или к полюбившемуся батюшке, невзирая на то, из какой он епархии.

Три предстоятеля

На современной Украине за души верующих борются как минимум три довольно мощных религиозных организации, каждая из которых претендует на абсолютную монополию в украинском христианстве. В центральной и восточной части страны сильна Украинская православная церковь (УПЦ) под омофором патриарха Московского Алексия II. Московский патриархат является на сегодняшний день самой крупной религиозной организацией на Украине. Он объединяет 10 310 приходов, что, к слову, немногим меньше, чем в самой России.

Отколовшаяся с громким скандалом от РПЦ в 1992 году Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) также пользуется популярностью в центре и в восточных районах. Под началом главы Киевского патриархата Филарета (Денисенко) сейчас находится около 3200 приходов. Киевский иерарх давно мечтает стать законным патриархом всея Украины и уже не раз обращался сначала к Леониду Кучме, а теперь и к Виктору Ющенко с просьбой поспособствовать созданию собственной мощной православной церкви, независимой от московского престола. Филарет предложил сделать это на базе своего патриархата, передав ему украинские приходы РПЦ и Украинской автокефальной православной церкви. У автокефалистов приходов на сегодняшний день совсем немного, менее полутора тысяч: они все более и более поглощаются Киевским патриархатом.

Спор между двумя православными церквами -- Московской и Киевской мог бы решить Константинопольский патриархат, благословения которого на создание автономной единой украинской церкви так добивается Филарет (Денисенко). Однако вселенский патриарх Варфоломей занимает скорее выжидательную позицию. С одной стороны, не лишает киевского патриарха надежды, с другой -- не обещает и согласия, поскольку такой шаг привел бы к огромному скандалу: Московский патриархат прекратил бы общение с Константинополем.

В западных районах неоспоримой популярностью пользуются униаты -- Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) во главе с верховным архиепископом блаженнейшим кардиналом Любомиром Гузаром. По статистике Государственного комитета по вопросам религий на Украине, к 1 января 2004 года УГКЦ насчитывала 3328 приходов. Кардинал Гузар также выступает за объединение христианских конфессий Украины. Но считает для этого наиболее удачной как раз форму униатства.

Римско-католическая церковь сегодня практически не участвует в борьбе за паству, довольно малочисленна по количеству приходов по сравнению с восточно-христианскими конфессиями, посещаема в основном этническими поляками. И нередко сама жалуется на ущемление своих прав. Так, например, в сентябре прошлого года римокатолики устроили митинг перед зданием кабинета министров Украины с требованием вернуть киевской общине костел Св. Николая. Храм до сих пор так и не вернули.

«Российское православие обходится дешевле»

Старый Самбор -- маленький городок в Львовской области, напоминающий провинциальные уютные селения старой Европы. В советские годы, несмотря на скромные размеры города, здесь действовали мебельный и сыродельный комбинаты, льнозавод. Для шести тысяч местных жителей жизнь, можно сказать, кипела. Причем как трудовая, так и духовная. В последние годы существования СССР в Самборе, как и во всей Галиции, разгорались настоящие бои за храмы и души прихожан. В течение 1989--1991 годов в Галичине было захвачено униатами около 700 православных храмов, в 1990--1997 годах -- еще около 600. В одних случаях активистам из УГКЦ или Киевского патриархата удавалось уговорить мирно перейти на свою сторону целые приходы. Но порой храмы захватывались военизированными группами, избивались священники, которые запирались в осаждаемых церквях во Львове, Самборе, Почаеве, пытаясь удержать за собой культовые сооружения. Московский патриархат ставит сегодня в вину Украинской греко-католической церкви и Ватикану, которому формально подчиняются униаты, именно эти события.

Правда, последняя пятилетка значительно охладила пыл самборчан. Раздел культового имущества был завершен, заводы встали, многие из местных жителей покинули свои дома, отправившись на поиски работы за границу. И оставшиеся местные жители уже куда более спокойно относятся к вопросам вероисповедания.

-- Раньше большая часть нашего городка посещала греко-католический храм, -- вспоминает местная жительница Ирина Крупенко. -- Там был очень хороший старый батюшка. Он не брал денег ни за крестины, ни за отпевание. Очень его все любили. Но потом он умер. Поставили нового священника, он не только стал брать деньги, но еще и очень большие. Почти все ушли из этого прихода. Теперь ходим в храм Русской православной церкви.

-- Но ведь церкви-то разные по догматам...

-- А никто все равно не может объяснить толком, даже наши священники, чем грекокатолики отличаются от православных.

-- В русской церкви разве не берут денег за совершение треб?

-- Там надо платить, но это выходит гораздо дешевле.

Последняя президентская кампания на Украине тоже принесла местным прихожанам немало волнений. Самборский горсовет Львовской области был среди первых, кто признал Виктора Ющенко главой государства еще 23 ноября 2004 года и выразил недоверие киевскому ЦИК. Когда подсчитывали голоса, выяснилось, что избиратели вблизи православных храмов проголосовали за Виктора Януковича, а грекокатолики -- за Виктора Ющенко. Это подлило масла в огонь межконфессиональных отношений. Как и в некоторых селах Львовской области, здесь даже вывешивали списки предателей нации, в которые почти поголовно попадали прихожане православных общин. Но противостояние вскоре закончилось. По рассказам местных жителей, лидер «оранжевой революции» успел полностью разочаровать самборчан в первые же 100 дней своего правления. В Самборе так ничего в лучшую сторону и не изменилось. Православные верующие и грекокатолики опять стали мирно жить друг с другом. Но такая даже хрупкая стабильность наблюдается далеко не везде.

Двое в одном храме

В феврале 1993 года Верховная рада Украины пошла на беспрецедентный шаг с точки зрения всех мировых религий и приняла поправки к закону «О свободе совести», введя на территории республики практику поочередного богослужения в храмах, на которые претендуют общины разных конфессий. При этом если первоначальный пользователь храма отказывался пускать в указанные часы к алтарю «конкурентов», то он попросту лишался государственной регистрации, церковь опечатывалась местными органами власти, которые и решали уже единолично судьбу культового здания. Именно таким образом сначала униаты, а потом и Киевский патриархат отвоевали в свое время сотни храмов у «промосковской» Украинской православной церкви.

Сразу после президентских выборов 2004 года началась новая волна экспансии со стороны Киевского патриархата. Выступая вскоре после вступления в должность на одном из общественных форумов, Виктор Ющенко проговорился, что очень желает создания единой православной церкви в своей стране. Обрадованные сторонники Филарета захватили после заявления президента несколько храмов РЦП в Сумской, Херсонской, Харьковской и Тернопольской областях. А также вернулись к практике регистрации новых общин на имеющиеся в пользовании у Украинской православной церкви храмы.

-- Никакого труда не составляет найти десять человек, в любом приходе зарегистрировать, и они по закону будут иметь равные права с нами, -- рассказал корреспонденту «Времени новостей» архиепископ Украинской православной церкви владыка Сергий Тернопольский. -- Вот, например, на протяжении 200 лет наша церковь является пользователем Троицкой церкви в селе Рохманив на Шумщине. Относительно недавно на наш храм зарегистрировалась община Киевского патриархата и теперь требует установить там поочередное служение. Мы предлагали помочь им в строительстве своей церкви, предлагали в селе взять бывший священнический дом. Но это им не подходит. Интересно получается: если мы в ссоре, то зачем нас сводить в одном месте? Это разве будет служба, молитва? Не будет же никакого мира.

-- А вы пробовали служить по очереди?

-- У нас были печальные примеры в начале 90-х годов. Однажды я служил в таком приходе: еще полчаса нашего времени, а они уже стоят перед входом в храм и громыхают дверью. При этом их в десять раз меньше, чем нас. Если бы мы так же себя вели, нас бы мигом лишили регистрации, а им попустительствуют. Нельзя соглашаться на поочередное служение и по причинам каноническим. Киевский патриархат не признан ни одной поместной православной церковью, ее глава находится под анафематствованием. Как служить на одном престоле?

Храм в Рахманиве, о котором рассказывает владыка Сергий, попытался отстоять сельский священник Олег Сирко. Он заперся в церкви и объявил на 45 дней голодовку, жил на воде и причащался. Об этом случае сразу сообщили в Киев и в Москву, российский патриарх Алексий II и предстоятель Украинской православной церкви митрополит Владимир направляли телеграммы президенту Виктору Ющенко и в Верховную раду. Группа депутатов даже приезжала 19 мая из Киева ознакомиться с ситуацией на месте, но в Рохманиве так ничего и не изменилось, если не считать недавнее предложение губернатора области Ивана Стойко решить спор отзывом регистрации у местной общины УПЦ.

-- Регистрации пока не лишили, но суд пригрозил отнять храм, если будем упрямствовать. Церковь сельсовет опечатал, не допускает ни нас, ни их, -- жалуется архиепископ Тернопольский. -- Местные власти предложили нам встретиться с раскольниками и договориться, как быть дальше. Закончилось тем, что пришло 65 человек, они избили отца Олега, и он сейчас находится в больнице. Будем теперь уже по этому факту обращаться в суд. Кстати, именно в этом храме служба проводилась на украинском языке.

-- А как же дальше с храмом?

-- Есть еще добровольцы, которые будут стоять и физически защищать храм. Это святыня, уступать нельзя. Мы не нарушили закон ни государства, ни общества, ни церкви. Мы хотим молиться, так как мы молились и раньше. Кто-то не хочет с нами молиться, их право. Пусть идут куда хотят.

При этом если последователи Филарета не хотят строить для своих приходов новые храмы, то общинам, находящимся под крылом УПЦ, этого просто не дают. В Тернопольской области есть два райцентра -- Бережаны и Чултков, где существуют православные общины, но епархии уже 14 лет не удается получить разрешение у местных властей на строительство своего храма. «Одна раба Божия из Бережан», как конспиративно выражается владыка Сергий, подарила общине свой огород, на котором и начали возводить маленькую церквушку. Как только это стало известно городской администрации, строительство пришлось прекратить. В Чулткове священнику уже многие годы приходится служить на квартире и затем разбираться с жалобами соседей. «Пожилые люди из этих районов писали письмо президенту, из его службы пришел положительный ответ. Но местные власти все равно не разрешают», -- говорит владыка Сергий.

В немногих все же открывшихся новых приходах УПЦ священникам приходится проявлять осторожность и служить поначалу на местном украинском диалекте. И хотя сами они говорят о необходимости бережно обращаться с национальными традициями, очевидно, что за этим явлением стоит и политический аспект. Богослужение лишь со временем переводят на русский. Вначале не поминают российского патриарха как московского, а говорят просто «всея Руси». Затем переходят уже к поминанию полным титулом.

-- Действуем потихоньку, постепенно, чтобы люди поняли сначала все, прочувствовали. В тех приходах, что со времен Польши остались, по-прежнему служим на украинском, -- рассказывает архиепископ Тернопольский. -- Кстати, есть и у Филарета приходы, где служат по-русски. Не язык причина раскола, это просто формальная зацепка.

-- Владыко, вы себя больше ощущаете московской церковью или украинской?

-- Конечно украинской. И наша церковь, кстати, зарегистрирована как Украинская православная церковь.

-- ...Московского патриархата?

-- Нет, приставку «МП» нам навязали раскольники из так называемого Киевского патриархата, чтобы нас поддеть и подчеркнуть, что они свои, местные, а мы якобы чужие. Но в официальном нашем названии этой аббревиатуры нет. Раскольники грозятся еще референдум провести и опросить верующих, в какую церковь они хотят ходить -- в украинскую или в московскую. Конечно, кто скажет, что в московскую? Но ведь дело исключительно в том, как поставить вопрос. Если спросить, хотите ли вы ходить в церковь законную, признанную всеми поместными православными церквями мира, или в ту, что не признана вселенским православием, ответ-то будет уже совсем другой.

Патриаршие амбиции

У подножия огромного барочного собора Святого Юра во Львове расположена резиденция главы украинских грекокатоликов. Приемная кардинала Любомира Гузара сравнима с парадными залами малых европейских дворцов: пышная лепнина, фрески, мебель из красного дерева, натертый до блеска наборный из различных сортов дерева паркет, неслышно работающие кондиционеры. Блаженнейшему Любомиру подвластно большинство христианских приходов в Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской области. Несмотря на то что его блаженство носит титул верховного архиепископа и кардинала, металлическая табличка на стене здания уже гласит «Патриаршая курия».

Как известно, советская власть запретила униатство в 1948 году, и только благодаря соглашению Михаила Горбачева и Иоанна Павла II в конце 80-х церковь вернула себе право на существование. А в последние годы и расширила свои амбиции. Еще при жизни Иоанна Павла II греко-католические иерархи сделали заявку в Ватикан на учреждение своего патриархата с центром в Киеве, однако получили сдержанный ответ от понтифика. Святой престол не захотел портить отношения со всеми поместными православными церквями мира, включая вселенский Константинопольский патриархат, выразивший категорический протест против учреждения греко-католического Киевского патриархата. На состоявшейся на днях в Москве встрече председателя Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Вальтера Каспера и председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла вновь была поднята эта тема. Владыка Кирилл еще раз заявил о неприемлемости «с канонической, экклесиологической и пастырской точки зрения идеи упоминания Киева в титуле главы Украинской греко-католической церкви и перенесения его кафедры в этот город». И пообещал, что в противном случае это создаст серьезное препятствие для развития православно-католических отношений.

Однако кардинал Гузар признался в беседе с корреспондентом «Времени новостей», что он при новом понтифике рассчитывал на изменение ситуации для УГКЦ к лучшему:

-- В первые же дни восшествия на Святой престол святейший отец Бенедикт XVI ясно сказал, что дело объединения христиан ему очень по сердцу. Я думаю, мы можем надеяться на хорошую поддержку Ватикана.

-- Но новый Папа известен своим консерватизмом, уния же представляет компромисс и отступление от строгого догмата веры?

-- Одно дело -- когда мы говорим о профессоре богословия кардинале Ратцингере, другое дело -- когда он становится первым пастырем. А пастырь -- это тот, кто правду веры соотносит с тем, что есть в сегодняшнем мире. Насколько я могу судить, Бенедикт XVI очень серьезно относится к своему предназначению пастыря. И именно это будет главным доводом при принятии тех или иных решений.

-- То есть ваш патриархат все же будет?

-- Он должен быть, патриаршество -- это обусловленная традицией форма существования восточной поместной церкви. Мы не хотим никаких особых привилегий. Мы хотим, чтобы наша церковь имела ту структуру, которая ей подобает.

Впрочем, чересчур быстрое сближение Виктора Ющенко с главой Киевского патриархата Филаретом (Денисенко) наверняка представляет некоторую опасность для идеи учреждения униатского патриархата. Многократно в течение встречи с корреспондентом «Времени новостей» его блаженство повторял, что президент ни в коем случае не должен допустить, чтобы какая-либо церковь получила особые привилегии и фактический статус основной государственной конфессии. Исходя из сегодняшней религиозной карты Украины пока только Киевский патриархат может претендовать на исключительную роль в государстве и попробовать склонить президента объединить православные приходы в приказном порядке. У блаженнейшего же Любомира есть собственный план объединения, более масштабный -- и, разумеется, униатский.

-- Украинские христиане обращают свой взгляд на три духовных центра: Рим, Константинополь и Москву, -- говорит кардинал. -- Возникает вопрос, возможно ли объединить эти группы. Это возможно, если ни один из этих центров не будет изначально претендовать на гегемонию в Украине и все стороны соберутся вместе, чтобы решить проблему разъединения.

-- Вы полагаете, что это возможно?

-- 30--40 лет тому назад утверждали, что невозможен распад Советского Союза. Украина может стать лабораторией, в которой можно было бы опробовать создать истинное единение, но для этого необходимо освободиться от политических, экономических и других аспектов, которые создают препятствия на пути взаимопонимания.

Греко-католический кардинал старается не замечать упреков Москвы в агрессивной политике по отношению к православным в конце 80-х и в 90-е годы. Как он заверил корреспондента «Времени новостей», никто ничего не захватывал насильственно. В греко-католические общины люди стали возвращаться сами, причем целыми приходами вместе с храмами, как только это стало возможно.

-- Кто хотел ходить в православные храмы, ходил в них, кто хотел прийти к нам -- пришел, -- утверждает он. -- И не надо обвинять нас в том, что мы разбивали общины. Известно, что в советские годы русская церковь была связана с КГБ и тем самым сама дискредитировала себя в глазах многих людей.

Светлой памяти Франца-Иосифа

Наиболее тяжелое положение у священников Русской православной церкви во Львовской области. Здесь еще многие помнят, как советские войска-освободители занимали Львов, давили танковыми колонами мешающие движению частные обозы, как запрещали католические семинарии и отправляли в лагеря зажиточных поляков, освобождая их квартиры для чиновников новой власти. Местные священники стараются во всех приходах проводить службы на украинском языке или на галицком диалекте.

-- Мы москали, нас и знать не хотят, -- рассказал корреспонденту «Времени новостей» отец Владимир из православного храма УПЦ во Львове. -- Причем в городе хоть и тяжело, но надо признать, что на селе гораздо хуже. Сельские священники, а они в основном исповедники, 15 лет ходят по селу, где им плюют то в спину, то в глаза. Причем это приходы, как правило, самые бедные, которые священника прокормить не могут, люди кормятся от собственного труда на земле.

Получить разрешение на строительство церкви здесь тоже практически нереально. В этом году львовская община собрала около 3200 подписей под петицией о выделении земли под храм и отправила ее в горсовет. Ответа таки не поступило. Сейчас львовская епархия УПЦ на свой страх и риск оборудует храм в одном из купленных промышленных складов. Надеются, что когда все будет готово, у местных властей не поднимется рука все разрушить.

Православные Львовской области, естественно, следят за активностью Филарета, знают о заступничестве патриарха Алексия II, но от Виктора Ющенко поблажек не ждут. Здесь вспоминают, что лучше всего православным жилось не в независимой Украине и даже не под Польшей, а под Австро-Венгрией.

-- Православный храм XIX века, что существует во Львове сейчас, тоже долго не могли построить. Это было еще в те времена, когда город был в составе Австро-Венгрии, -- говорит отец Владимир. -- Купили землю, поставили маленькую часовню, и 30 лет местные власти не разрешали ничего больше делать. Не помогали обращения в высокие инстанции. И только благодаря личному распоряжению Франца-Иосифа II, который посетил Львов, наконец разрешили строительство. У нас табличка на храме даже есть про это.
Кирилл ВАСИЛЕНКО, Киев--Тернополь--Львов


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  27.06.2005
AP
Украинские национальные церкви соревнуются за право первенства
Новые власти Украины взяли уверенный курс на создание собственной автономной от Москвы единой православной церкви. «Обретение определенным государством политической независимости подвигает православную церковь на его территории к получению независимости церковной... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика