N°62
12 апреля 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  12.04.2004
«Автогражданка» встает на ноги
версия для печати
14 апреля депутаты Госдумы вновь обсудят вопрос о введении моратория на закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», но большинство экспертов уверено, что «автогражданка» доживет до своей первой годовщины.

В октябре 2003 года в пылу предвыборных страстей народные избранники России приняли в первом чтении законопроект, согласно которому на год сдвигаются сроки введения обязательного страхования автогражданской ответственности. К тому времени система ОСАГО уже начала «набирать обороты» -- несколько миллионов автомобилистов оформили обязательные полисы. Напомним, что соответствующий закон вступил в силу 1 июля 2003 года. Однако этот факт не остановил депутатов, и они проголосовали за введение моратория на ОСАГО. Мнение страховщиков было единодушным. «Это просто нонсенс», -- заявил тогда президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александр Коваль. Ведь в случае введения моратория возникал вопрос, что делать с несколькими миллионами законопослушных граждан, которые приобрели полисы ОСАГО (на сегодняшний день ими обзавелись уже 20 млн человек).

Страховщиков и автолюбителей спасло то, что депутаты Госдумы третьего созыва не успели рассмотреть пресловутый законопроект во втором чтении, -- начались парламентские выборы. По словам президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Кургина, если бы второе чтение состоялось, могла бы произойти катастрофа.

Однако принятый в первом чтении законопроект о моратории автоматически «перекочевал» в новую Думу, большинство мест в которой получила пропрезидентская партия «Единая Россия». Скорее всего его ждет незавидная судьба. Члены комитета ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам в конце марта приняли решение рекомендовать своим коллегам вернуть этот законопроект в первое чтение, а затем и вовсе отклонить. Но это вовсе не означает, что «автогражданка» «застрахована» от вмешательства законодателей.

На недавнем заседании кредитного комитета Госдумы замминистра финансов Михаил Моторин заявил, что пакет поправок к закону об ОСАГО поступит в нижнюю палату парламента в апреле-мае. А источник газеты «Время новостей» в ВСС уверен, что этот законопроект будет подписан уже летом. Михаил Моторин сообщил, что до конца весны правительство скорректирует тарифы по ОСАГО. Базовая ставка останется прежней -- 1980 руб., а вот поправочные коэффициенты претерпят изменения. В частности, планируется снизить систему территориальных коэффициентов, коэффициентов по мощности и возрасту автомобилей. В результате стоимость обязательного полиса должна снизиться (в некоторых случаях до 20%). Также планируется поправить существующую систему «бонус-малус» -- скидок и надбавок. «Необходимо уменьшить повышающий коэффициент для виновников незначительных ДТП и, наоборот, повысить для злостных нарушителей (тех, кто проехал на красный свет или находился в состоянии алкогольного опьянения)», -- говорит г-н Моторин.

Вектор развития «автогражданки» задал лично Владимир Путин, заявивший в декабре во время «прямой линии», что из-за высокого базового тарифа покупка обязательного полиса слишком обременительна для некоторых категорий граждан. Он также отметил, что необходимо уменьшить минимальный срок действия сезонной страховки с шести месяцев до трех, а возможно, и меньше. «В свое время, когда я ездил на «Запорожце», 7 декабря ставил машину в гараж и до весны уже ее не вынимал», -- поделился с россиянами Владимир Путин. По его словам, следует рассмотреть вопрос о введении полиса «выходного дня».

Другими словами, глава российского государства высказался за введение льгот для пенсионеров и инвалидов. Кстати, с подобным предложением летом прошлого года выступили представители центристских партий. При участии правительства они подготовили соответствующий законопроект. Согласно ему, пенсионеры и инвалиды первой и второй групп получат 50-процентную льготу на покупку полиса ОСАГО (при условии, что они управляют отечественным автомобилем, возраст которого превышает пять лет). Однако в пылу предвыборных дебатов это предложение не было рассмотрено. После декабрьского телеэфира российского президента работа над соответствующим законопроектом активизировалась.

Глава созданной в рамках реорганизации правительства Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев, как и президент РСА Евгений Кургин, уверен, что корректировать действующие тарифы можно и нужно, но только после сбора необходимой статистики. «Соответствующее решение нужно принимать не раньше октября-ноября 2004 года», -- заявил газете «Время новостей» г-н Ломакин-Румянцев. Глава ФССН считает, что нельзя принимать решения, касающиеся ОСАГО, в угоду политическим настроениям. «Вряд ли «автогражданка» сыграет для рынка ту роль, о которой так много говорили отечественные страховщики, имея в виду опыт европейских стран», -- говорит он.

Не все участники рынка столь пессимистичны в своих оценках. К примеру, гендиректор компании МРСС Семен Акерман считает, что старт «автогражданки» продемонстрировал реальную силу российских страховщиков. «Вы вспомните, что творилось за два месяца до введения ОСАГО? Не было утвержденных тарифов, правил, лицензий, напечатанных бланков полисов, многого другого. И тем не менее мы справились с этими проблемами, доказательство -- «автогражданка» успешно работает», -- говорит он. Однако это не означает, по мнению г-на Акермана, что с ОСАГО «все в порядке».

До сих пор не создана Единая информационная система, предусмотренная законом. Финансирование этой работы началось только в 2004 году. Отсутствует нормативная база, касающаяся независимой экспертизы. «К сожалению, выяснение отношений между Минтрансом, Минюстом и МВД привело к тому, что эта проблема не решена до сих пор. Кроме того, вопрос оценки ущерба здоровью повис в воздухе», -- отмечает президент РСА Евгений Кургин.

Существуют и чисто технические проблемы. Так, по словам руководителя проекта ОСАГО группы «Альфа Страхование» Дениса Макарова, большие нарекания у клиентов вызывает качество бланка специального знака государственного образца. «Его нельзя отделить от лобового стекла автомобиля, после чего приходится выдавать новый полис с новым знаком», -- говорит Денис Макаров. Кроме того, это увеличивает операционные расходы страховой компании.

Между тем в скором будущем у страховщиков могут возникнуть другие проблемы. Несмотря на то что сборы по «автогражданке» значительно превышают выплаты (по итогам 2003 года было собрано почти 25 млрд руб., а выплачено 1,3 млрд руб.), этот вид страхования оказывается «убыточным». Статистика показывает, что средняя сумма выплат по одному страховому случаю превышает 25 тыс. руб., тогда как средняя стоимость обязательной страховки по России оказывается в пределах базового тарифа 1900--1980 рублей.

На состоявшейся в конце марта Всероссийской конференции по перестрахованию директор российского представительства Кельнского перестраховочного общества Капитолина Турбина проанализировала статистические данные за 2003 год. «После уплаты комиссионных вознаграждений, отчислений в компенсационный фонд и РСА у компании остается около 6,9% от полученной премии», -- заявила она. Между тем у страховщика есть еще и расходы на ведение дела, которые составляют 15% от собранных средств по ОСАГО. В итоге компания оказывается в минусе. Для того чтобы члены РСА не обанкротились, их страховые портфели должны быть сбалансированы -- доля «автогражданки» в них не должна превышать 30%. Однако у многих, в том числе крупных страховщиков, этот показатель значительно выше, а иногда достигает 70%.

Компании -- лидеры по сбору премий по ОСАГО за 2003 год
Компания Поступления, млн руб. Выплаты, млн руб. Средняя стоимость полиса, руб. Средняя сумма выплаты по одному страховому случаю, руб.
1. Росгосстрах 9200 400 1513 20001
2. РЕСО-Гарантия 2600 129 2600 25800
3. Ингосстрах 1284 68 2619 26178
4. Спасские ворота 884 43 2584 23301
5. СКПО 794 46 1518 23000
6. ВСК 720 23 2116 21408
7. Уралсиб 620 30 2719 14047
8. НАСТА 594 27 2525 14836
9. Альфастрахование 522 29 2387 20586
10. МАКС 425 26 2620 22006
11. МРСС 438 17 2990 24682
12. РОСНО 423 28 1968 22948
13. Согласие 378 25 2178 31894
14. Русский мир 358 17 2388 28441
15. Росстрах 244 9 1909 20148
16. Энергогарант 215 9 2145 24173
17. СОГАЗ 204 3 2154 22930
18. Югория 191 13 2284 27002
19. Прогресс-Нева 184 7 3597 24503
20. Мегарус-Д 171 4 3204 22508


Источник: Центр экономического анализа агентства Интерфакс
Алексей ЕРМАКОВ


  НА РЫНКЕ  
  • //  12.04.2004
Роман Мухаметжанов
Страховщики обсуждают новую систему регулирования отрасли
Реформа правительства принесла страховому рынку изменение статуса контролирующего органа. На базе упраздненного департамента страхового надзора Министерства финансов создается новая Федеральная служба страхового надзора, тоже подчиненная Минфину... >>
  • //  12.04.2004
14 апреля депутаты Госдумы вновь обсудят вопрос о введении моратория на закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», но большинство экспертов уверено, что «автогражданка» доживет до своей первой годовщины... >>
  • //  12.04.2004
7 апреля 2004 года представители 70 российских страховых компаний подписали Кодекс профессиональной этики деятельности на страховом рынке... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика