N°62 12 апреля 2004 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
«Автогражданка» встает на ноги
14 апреля депутаты Госдумы вновь обсудят вопрос о введении моратория на закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», но большинство экспертов уверено, что «автогражданка» доживет до своей первой годовщины.
В октябре 2003 года в пылу предвыборных страстей народные избранники России приняли в первом чтении законопроект, согласно которому на год сдвигаются сроки введения обязательного страхования автогражданской ответственности. К тому времени система ОСАГО уже начала «набирать обороты» -- несколько миллионов автомобилистов оформили обязательные полисы. Напомним, что соответствующий закон вступил в силу 1 июля 2003 года. Однако этот факт не остановил депутатов, и они проголосовали за введение моратория на ОСАГО. Мнение страховщиков было единодушным. «Это просто нонсенс», -- заявил тогда президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александр Коваль. Ведь в случае введения моратория возникал вопрос, что делать с несколькими миллионами законопослушных граждан, которые приобрели полисы ОСАГО (на сегодняшний день ими обзавелись уже 20 млн человек). Страховщиков и автолюбителей спасло то, что депутаты Госдумы третьего созыва не успели рассмотреть пресловутый законопроект во втором чтении, -- начались парламентские выборы. По словам президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Кургина, если бы второе чтение состоялось, могла бы произойти катастрофа. Однако принятый в первом чтении законопроект о моратории автоматически «перекочевал» в новую Думу, большинство мест в которой получила пропрезидентская партия «Единая Россия». Скорее всего его ждет незавидная судьба. Члены комитета ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам в конце марта приняли решение рекомендовать своим коллегам вернуть этот законопроект в первое чтение, а затем и вовсе отклонить. Но это вовсе не означает, что «автогражданка» «застрахована» от вмешательства законодателей. На недавнем заседании кредитного комитета Госдумы замминистра финансов Михаил Моторин заявил, что пакет поправок к закону об ОСАГО поступит в нижнюю палату парламента в апреле-мае. А источник газеты «Время новостей» в ВСС уверен, что этот законопроект будет подписан уже летом. Михаил Моторин сообщил, что до конца весны правительство скорректирует тарифы по ОСАГО. Базовая ставка останется прежней -- 1980 руб., а вот поправочные коэффициенты претерпят изменения. В частности, планируется снизить систему территориальных коэффициентов, коэффициентов по мощности и возрасту автомобилей. В результате стоимость обязательного полиса должна снизиться (в некоторых случаях до 20%). Также планируется поправить существующую систему «бонус-малус» -- скидок и надбавок. «Необходимо уменьшить повышающий коэффициент для виновников незначительных ДТП и, наоборот, повысить для злостных нарушителей (тех, кто проехал на красный свет или находился в состоянии алкогольного опьянения)», -- говорит г-н Моторин. Вектор развития «автогражданки» задал лично Владимир Путин, заявивший в декабре во время «прямой линии», что из-за высокого базового тарифа покупка обязательного полиса слишком обременительна для некоторых категорий граждан. Он также отметил, что необходимо уменьшить минимальный срок действия сезонной страховки с шести месяцев до трех, а возможно, и меньше. «В свое время, когда я ездил на «Запорожце», 7 декабря ставил машину в гараж и до весны уже ее не вынимал», -- поделился с россиянами Владимир Путин. По его словам, следует рассмотреть вопрос о введении полиса «выходного дня». Другими словами, глава российского государства высказался за введение льгот для пенсионеров и инвалидов. Кстати, с подобным предложением летом прошлого года выступили представители центристских партий. При участии правительства они подготовили соответствующий законопроект. Согласно ему, пенсионеры и инвалиды первой и второй групп получат 50-процентную льготу на покупку полиса ОСАГО (при условии, что они управляют отечественным автомобилем, возраст которого превышает пять лет). Однако в пылу предвыборных дебатов это предложение не было рассмотрено. После декабрьского телеэфира российского президента работа над соответствующим законопроектом активизировалась. Глава созданной в рамках реорганизации правительства Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев, как и президент РСА Евгений Кургин, уверен, что корректировать действующие тарифы можно и нужно, но только после сбора необходимой статистики. «Соответствующее решение нужно принимать не раньше октября-ноября 2004 года», -- заявил газете «Время новостей» г-н Ломакин-Румянцев. Глава ФССН считает, что нельзя принимать решения, касающиеся ОСАГО, в угоду политическим настроениям. «Вряд ли «автогражданка» сыграет для рынка ту роль, о которой так много говорили отечественные страховщики, имея в виду опыт европейских стран», -- говорит он. Не все участники рынка столь пессимистичны в своих оценках. К примеру, гендиректор компании МРСС Семен Акерман считает, что старт «автогражданки» продемонстрировал реальную силу российских страховщиков. «Вы вспомните, что творилось за два месяца до введения ОСАГО? Не было утвержденных тарифов, правил, лицензий, напечатанных бланков полисов, многого другого. И тем не менее мы справились с этими проблемами, доказательство -- «автогражданка» успешно работает», -- говорит он. Однако это не означает, по мнению г-на Акермана, что с ОСАГО «все в порядке». До сих пор не создана Единая информационная система, предусмотренная законом. Финансирование этой работы началось только в 2004 году. Отсутствует нормативная база, касающаяся независимой экспертизы. «К сожалению, выяснение отношений между Минтрансом, Минюстом и МВД привело к тому, что эта проблема не решена до сих пор. Кроме того, вопрос оценки ущерба здоровью повис в воздухе», -- отмечает президент РСА Евгений Кургин. Существуют и чисто технические проблемы. Так, по словам руководителя проекта ОСАГО группы «Альфа Страхование» Дениса Макарова, большие нарекания у клиентов вызывает качество бланка специального знака государственного образца. «Его нельзя отделить от лобового стекла автомобиля, после чего приходится выдавать новый полис с новым знаком», -- говорит Денис Макаров. Кроме того, это увеличивает операционные расходы страховой компании. Между тем в скором будущем у страховщиков могут возникнуть другие проблемы. Несмотря на то что сборы по «автогражданке» значительно превышают выплаты (по итогам 2003 года было собрано почти 25 млрд руб., а выплачено 1,3 млрд руб.), этот вид страхования оказывается «убыточным». Статистика показывает, что средняя сумма выплат по одному страховому случаю превышает 25 тыс. руб., тогда как средняя стоимость обязательной страховки по России оказывается в пределах базового тарифа 1900--1980 рублей. На состоявшейся в конце марта Всероссийской конференции по перестрахованию директор российского представительства Кельнского перестраховочного общества Капитолина Турбина проанализировала статистические данные за 2003 год. «После уплаты комиссионных вознаграждений, отчислений в компенсационный фонд и РСА у компании остается около 6,9% от полученной премии», -- заявила она. Между тем у страховщика есть еще и расходы на ведение дела, которые составляют 15% от собранных средств по ОСАГО. В итоге компания оказывается в минусе. Для того чтобы члены РСА не обанкротились, их страховые портфели должны быть сбалансированы -- доля «автогражданки» в них не должна превышать 30%. Однако у многих, в том числе крупных страховщиков, этот показатель значительно выше, а иногда достигает 70%. Компании -- лидеры по сбору премий по ОСАГО за 2003 год
Источник: Центр экономического анализа агентства Интерфакс
Страховщики обсуждают новую систему регулирования отрасли Реформа правительства принесла страховому рынку изменение статуса контролирующего органа. На базе упраздненного департамента страхового надзора Министерства финансов создается новая Федеральная служба страхового надзора, тоже подчиненная Минфину... >>
14 апреля депутаты Госдумы вновь обсудят вопрос о введении моратория на закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», но большинство экспертов уверено, что «автогражданка» доживет до своей первой годовщины... >>
7 апреля 2004 года представители 70 российских страховых компаний подписали Кодекс профессиональной этики деятельности на страховом рынке... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|