N°94
27 мая 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  27.05.2003
Спиной к спине
Партнерство обеспечит Китаю и России надежные тылы

версия для печати
С того момента, как в 1996 году Китай и Россия установили отношения стратегического сотрудничества и партнерства, связи между двумя странами непрерывно развивались. Наиболее успешным результатом в области многосторонних отношений стало создание Китаем и Россией Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в двусторонней области -- непрерывное расширение военной торговли.

Тем не менее обе страны ощущают нестабильность своих отношений, они не могут быть уверены в твердой поддержке противоположной стороной своей позиции по важным международным вопросам. В 1999 году во время косовской войны Россия посоветовала правительству Югославии принять условия НАТО о прекращении военных действий. Тем самым Москва отошла от ранее согласованного с Китаем плана, по которому политическому решению должно предшествовать прекращение бомбежек. А в 2003 году во время иракской войны Китай не подписал распространенное в ООН заявление Франции, Германии и России с требованием остановить развязанную США войну в Ираке.

Партнерство как ответ на американское сдерживание

Американская политика сдерживания Китая и России стала фундаментом стратегического партнерства двух стран. После распада СССР Америка оказалась единственной сверхдержавой, главной стратегической целью которой является предотвращение попыток любой страны или группы стран бросить вызов ее доминирующей позиции. После завершения «холодной войны» различные администрации США в отчетах о проблемах национальной безопасности ясно указывали на главенство этой задачи, неоднократно подчеркивая необходимость сдерживания Китая и России.

Если бы США избрали Китай или Россию в качестве военного союзника, то между нашими странами не возникли бы нынешние отношения стратегического сотрудничества и партнерства. Тогда Россия не продавала бы Китаю оружие без одобрения США. Китай также не поддерживал бы позицию России во время войн в Косово и Ираке.

В ближайшие пять лет это положение не изменится -- ни Китай, ни Россия не имеют шансов стать военными союзниками США. Чтобы сдержать возвышение Китая, американцы неизбежно продолжат оказывать военную поддержку Тайваню. Если им не удастся добиться независимости острова, то как минимум они сделают все, чтобы помешать Китаю объединиться с ним. Пока российское ядерное оружие не сократится до китайского уровня, США продолжат сдерживание России и будут рассматривать ее как угрозу коллективной безопасности НАТО. Поскольку в обозримом будущем Вашингтон не откажется от политики стратегического сдерживания Китая и России, обе страны будут уделять важное внимание своему стратегическому сотрудничеству.

Торговля оружием выгодна обеим сторонам

Взаимная выгода отношений Китая и России основана также на торговле оружием. После завершения «холодной войны» США проводят политику военно-технической блокады КНР. Белый Дом также потребовал от своих союзников в Англии, Франции, Германии и Израиле не экспортировать в Китай современную военную технику. По этой причине Пекин может закупать новейшее оружие лишь в России.

В условиях ожесточенной конкуренции между Россией и США на мировом рынке вооружений и в ситуации господства американского оружия в армиях стран -- союзниц США России очень трудно найти крупный рынок сбыта для своей военной техники. В настоящее время Китай и Индия являются крупнейшими импортерами российского оружия, на долю каждой из этих стран приходится примерно четвертая часть российского оружейного экспорта.

Консервативно настроенная администрация Буша не ослабляет сдерживание Китая, а в экономике поддерживает соперничество американского ВПК с Россией. В ближайшие пять лет Вашингтон не снимет военно-техническую блокаду Китая, а политика давления на российские рынки оружия лишь усилится.

Китайская военная индустрия также не сможет в ближайшее пятилетие превзойти российский уровень производства, тогда как российским военным будут нужны деньги для поддержки нужд обороны. По этой причине взаимовыгодный характер китайско-российской торговли оружием не претерпит изменений.

Взаимная поддержка – прием ушу

Потребность в безопасном стратегическом тыле -- это общая основа политических интересов в стратегических отношениях Китая и России. После окончания «холодной войны» Китай и Россия начали движение от плановой экономики к рыночной. Ускорение экономического строительства рассматривается в обеих странах как главная стратегическая цель, для достижения которой необходимо обеспечить региональную безопасность.

Однако обе страны стоят перед потенциальной военной угрозой -- со стороны союза Японии и США в Восточной Азии или НАТО в Европе. Поэтому Москва и Пекин должны предпринять шаги для предотвращения сложной ситуации, когда им пришлось бы иметь дело с противниками с обеих сторон.

Усиливая двустороннее стратегическое сотрудничество, каждая из стран сможет обеспечить себе безопасный тыл, чтобы сосредоточить усилия на угрозе впереди. Это похоже на тактику обороны в китайском искусстве борьбы ушу. Когда два человека окружены противниками, они должны стать спиной к спине, чтобы защитить тыл.

В предстоящее десятилетие Китай и Россия вряд ли откажутся от этой политической цели, в центре которой лежит экономическое строительство. Чтобы усилить безопасность своих тылов, Россия и Китай должны ценить сложившиеся отношения стратегического партнерства.

Разговоры о «китайской угрозе» ведут к недоверию

Концепция «китайской угрозы», имеющая хождение внутри России, подрывает доверие между двумя странами. После окончания «холодной войны» баланс сил изменился -- по своей экономической мощи России значительно уступает Китаю. ВВП КНР в 2002 году составил 1,2 трлн долл., то есть в три раза больше российского. Именно это превосходство и дает пищу для разговоров о «китайской угрозе».

Некоторые россияне повторяют утверждения западной пропаганды и считают, что после усиления Китай, как в свое время Германия и Япония, неизбежно начнет внешнюю агрессию. Другие полагают, что в Китае слишком большое население, поэтому район российского Дальнего Востока займут мигранты. Третьи думают, что после усиления Китай захочет вернуть себе земли, отнятые русским царем у цинского правительства.

Эти настроения приводят к тому, что российские эксперты колеблются при определении уровня экспорта оружия в Китай, беспокоясь, что в стратегических замыслах КНР произойдут изменения. Китайцы в свою очередь считают опасения россиян безосновательными и подозревают Россию в неискреннем подходе к сотрудничеству.

В Китае полагают, что мир уже вступил в эпоху экономики знаний. В этой ситуации тактика подъема КНР может состоять лишь в завоевании высот науки и техники, а не территорий. В экономике знаний земля более не является важным фактором производства. Обширные земли не сделали Россию, Канаду или Бразилию мощными державами. На протяжении более ста лет многочисленные китайские эмигранты в Северной Америке и Юго-Восточной Азии не аннексировали тамошних территорий, и тем более у Китая нет необходимости завоевывать российские земли.

Китай и Россия уже достигли соглашения по поводу границы, Китай не имеет желания увязнуть в споре по вопросам истории. Однако в России некоторые люди считают, что создание концепции «китайской угрозы» будет способствовать вхождению России в клуб западных держав. Поэтому подобные воззрения будут не ко времени возникать и в будущем.

Найти общее в различиях

Центры геополитических интересов Китая и России различны. Хотя обе страны развертывают региональное сотрудничество в Центральной Азии, этот район не является для них стратегически важнейшим.

У России есть земли в Восточной Азии, но центр ее экономики, политики и безопасности находится в Европе. Поэтому Россия считает себя европейской страной. Равным образом главные политико-экономические интересы Китая лежат в Восточной Азии, хотя западная граница пролегает в Центральной и Южной Азии. С этим регионом связаны и проблемы безопасности Китая, считающего себя восточно-азиатской страной.

Китай считает своим центральным стратегическим районом Восточную Азию, Россия -- Европу. При этом обе страны не проявляют интереса к региональным проблемам противоположной стороны. По вопросам продвижения НАТО на восток и расширения «зоны обороны» японо-американского союза у России и Китая нет согласованной позиции. Китай старается не говорить громко о проблемах расширения Североатлантического альянса, а Россия не высказывается об увеличении японо-американской «зоны обороны».

Стратегическое сотрудничество Китая и России строится лишь на государственном уровне, ему не хватает базы в обществе. У двух стран отсутствует общий геополитический статус, нет общей культуры и религии, общей политической системы, а также общего рынка и общих стратегических интересов в других областях. В целом китайская и российская цивилизация -- это цивилизация Востока и цивилизация Запада. Это ведет к тому, что у людей с обеих сторон отсутствует чувство взаимной идентичности, общественные связи и контакты недостаточно широки. С точки зрения долгосрочной перспективы такие отношения не могут быть достаточно стабильными.

Что делать

Во-первых, если правительство России начнет более активно ориентировать общественное мнение, то это поможет укреплению взаимного доверия.

Политические системы обеих стран находятся на этапе непрерывного повышения уровня демократизации, при этом степень влияния общественного мнения на внешнюю политику неуклонно возрастает. Конечно, при демократической системе невозможно добиться единомыслия. Однако правительство все же может влиять на формирование настроений в обществе. После событий 11 сентября власти США под лозунгами патриотизма нацелили общественное мнение на одобрение атак на страны, не поддерживающие Америку. Во время иракской войны Вашингтон сумел сформировать антифранцузские настроения.

Если в российском обществе укрепятся идеи необходимости прочных связей с Китаем, то в долгосрочном плане это будет способствовать развитию стратегического сотрудничества. Заметим, что китайское общество в целом благосклонно смотрит на развитие двусторонних отношений, злонамеренных атак на Россию в КНР практически нет. Между тем в российском общественном мнении концепция «китайской угрозы» все еще пользуется спросом.

Во-вторых, на благо укрепления отношений нужно усилить принципы двустороннего стратегического сотрудничества.

Сейчас Китай и Россия еще не имеют условий для создания военного союза. Поэтому стороны пока могут подумать о конкретизации принципов двустороннего стратегического сотрудничества.

Центральные моменты стратегии региональной безопасности Китая и России различаются. Хотя это не способствует появлению общих интересов в сфере безопасности, это позволяет предотвратить крупные конфликты интересов в области безопасности между двумя странами.

У Китая нет больших интересов в сфере безопасности в Европе. У России нет жизненно важных интересов в области безопасности в Восточной Азии. Поэтому Китаю и России стоит обдумать принципы сотрудничества. Они могли бы состоять в поддержке политики безопасности партнера в его регионе, в отказе от официальных связей с сепаратистскими силами противоположной стороны, в координации позиций в деле международного контроля над вооружением, и так далее.

Надо развивать новый многосторонний механизм безопасности и сотрудничества. Наиболее успешным опытом в этой сфере можно считать ШОС. Кроме региона Центральной Азии Китай и Россия также должны уделить внимание сотрудничеству в Восточной Азии и на евразийском континенте.

Китай должен поддерживать участие России в многостороннем сотрудничестве и безопасности в Восточной Азии, а Россия должна совместно с Китаем развивать стратегическое сотрудничество с Западной Европой. США будут играть главную роль в европейской безопасности, это неизбежно ослабит ведущее место Франции и Германии в Европе. Хотя в Париже и в Берлине надеются улучшить отношения с американцами, Вашингтон не может подходить к ним как к равным. Франция и Германия для поддержания своего руководящего места в европейских делах вынуждены наращивать сотрудничество с Китаем и Россией. Если Париж, Берлин, Пекин и Москва смогут координировать свои усилия на международной арене, это улучшит ситуацию во всем мире и будет способствовать экономическому росту России и Китая.

В-третьих, нужно создавать условия для расширения связей на народном уровне.

Наиболее эффективным каналом укрепления народных контактов являются экономические контакты, а их между Китаем и Россией еще не очень много. Помимо увеличения объемов официальной торговли правительства должны создавать благоприятные условия для народных экономических контактов. В обстановке, когда трудно разработать новые нормы и правила, обе стороны могли бы сначала сотрудничать в сфере обмена коммерческой информацией, предоставляя информацию для негосударственных предприятий. Это была бы тактика сотрудничества с низкими издержками.

В целом в ближайшие пять лет существуют большие возможности для дальнейшего развития стратегических отношений Китая и России. Однако степень их развития будет зависеть от политики обеих стран.
ЯНЬ СЮЭТУН, профессор, директор Института международных проблем при Университете Цинхуа (Пекин)

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  27.05.2003
Партнерство обеспечит Китаю и России надежные тылы
С того момента, как в 1996 году Китай и Россия установили отношения стратегического сотрудничества и партнерства, связи между двумя странами непрерывно развивались. Наиболее успешным результатом в области многосторонних отношений стало создание Китаем и Россией Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в двусторонней области -- непрерывное расширение военной торговли... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика