N°70
18 апреля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  • //  18.04.2003
Поворот сибирских нефтяных рек
Мурманск зальет Америку топливом

версия для печати
Российское правительство вчера впервые четко обозначило экспортное будущее нефтяной отрасли. Кабинет министров признал необходимость строительства крупнейшего трубопровода из Западной Сибири в Мурманск. Более того, государство теперь заявляет о том, что не претендует на полное владение новыми нефтепроводами, но оставляет за собой право «контролировать и регулировать транспортную инфраструктуру» -- об этом заявил вчера министр энергетики Игорь Юсуфов.

Эксперты расходятся во мнениях о вчерашнем решении правительства. Одни говорят, что государство пошло на поводу у частных компаний и теперь экспансия на рынках сбыта нефти будет ограничена Китаем на востоке и Америкой на западе. Другие, напротив, считают, что новый экспортный маршрут позволит российской нефти стать более конкурентоспособной за счет снижения транспортных издержек.

О проекте строительства нефтепровода в Мурманск мощностью от 80 до 120 млн тонн в год в ноябре прошлого года объявили главы крупнейших российских нефтяных компаний -- ЛУКОЙЛа, ЮКОСа, ТНК и «Сибнефти» (исходя из среднерыночных цен это означает, что по данной магистрали должен двигаться финансовый поток размером в 12--18 млрд долл. в год). Обоснование проекта состояло в том, что в России планируется существенный рост добычи нефти, а экспортные мощности уже сегодня перегружены. Строительство глубоководного незамерзающего порта в Мурманске позволит экспортировать сырье как в Европу, так и в США танкерами-гигантами. По расчетам департамента энергетики США, к 2010 году Россия может занять долю в 13% в американском нефтяном импорте (сейчас -- менее 1%). И произойти это должно, с одной стороны, из-за снижения добычи в Мексиканском заливе и Северном море, а с другой, из-за желания американцев снизить свою зависимость от арабских стран -- членов ОПЕК. При этом российское сырье, хотя оно и уступает по качеству нефти Персидского залива, может стать вполне конкурентоспособным на рынке США в связи меньшим расстоянием перевозки.

Однако государственная «Транснефть» не спешила (и до сих пор не спешит) одобрять проект своих коллег. Ее вице-президент Сергей Григорьев неоднократно заявлял газете «Время новостей», что судить о целесообразности строительства этого нефтепровода можно будет только после разработки ТЭО, в котором будет прописаны, во-первых, источники загрузки трубы, а во-вторых, гарантии сбыта. Опасения «Транснефти» во многом связаны с тем, что в России до сих пор не решен вопрос о собственности на нефтепроводы, и пока они будут полностью государственными, госнефтекомпания будет вынуждена строить трубы за свой счет. Мурманский проект же требует около 4 млрд долл. инвестиций. Кроме того, вчера премьер Михаил Касьянов подписал распоряжение о расширении мощности Балтийской трубопроводной системы не до 30 млн тонн в год, как предполагалось, а до 42 млн, и у «Транснефти» возникает вопрос о том, хватит ли нефти на второй нефтепровод в Северо-Западном регионе.

Впрочем, нефтяники уверены, что нефти хватит. «Посмотрите на планы нефтяных компаний, -- призывал вчера корреспондента газеты «Время новостей» представитель ЮКОСа. -- ЛУКОЙЛ в ближайшие десять лет увеличит добычу до 110 млн т в год, «Сибнефть», ТНК и ЮКОС выступают с аналогичными темпами роста». Начальник отдела ЛУКОЙЛа по работе с инвесторами Геннадий Красовский добавляет, что государство фактически соглашается с планами компаний: в проекте Энергетической стратегии до 2020 года, которая, как ожидается, будет принята в мае, записан рост добычи нефти на уровне 450--470 млн тонн уже через десять лет (сами же нефтяники обещают даже 500--550 млн). Более того, говорит он, уже сейчас третий год подряд система «Транснефти» попросту «закупоривается».

К тому же, считают в ЛУКОЙЛе, диверсификация экспортных поставок сегодня нужна не столько потребителям нефти, сколько российским нефтяным компаниям. Дело в том, говорит г-н Красовский, что в ближайшее время начнется масштабная добыча нефти на Каспии. Судя по предварительным оценкам, экспортировать ее будет выгодно лишь на небольшие расстояния. То есть ее путь лежит исключительно в Европу. Поэтому российским поставкам в ту же Европу по нефтепроводу «Дружба», считают в нефтекомпании, в скором времени придется конкурировать. Следовательно, России нужно срочно искать новые рынки сбыта сырья, и самый очевидный из них -- Восточное побережье США. Теоретически, говорят аналитики инвесткомпаний, можно было бы построить нефтепровод из Восточной Сибири в Находку и также расширить рынки сбыта: в этом варианте ими могут стать не только США, но и страны АТР, прежде всего Япония, которая на днях предложила России финансирование такой трубы. Однако российские эксперты по-прежнему считают, что для такого трубопровода нефти Восточной Сибири не хватит, а если строить трубу на Дальний Восток из Западной Сибири, то из-за сложного ландшафта, сейсмоусловий и других факторов «нефть просто будет золотая».

Что же касается гарантий сбыта нефти, то, как говорит Геннадий Красовский, их нет и быть не может. «Так бывает только в газовой отрасли, -- утверждает он. -- В нефтянке все по-другому. Просто нефть на рынке должна быть конкурентоспособной, только это является гарантией сбыта».

Дальнейшая судьба мурманского проекта выглядит следующим образом. Правительство вчера поручило нефтяникам совместно с «Транснефтью» разработать ТЭО. Как ожидается, оно будет готово к концу года. К этому времени, судя по всему, решится и другой важный вопрос -- о собственности на новые нефтепроводы. Нынешние законы таковы, что инвестировать в строительство трубы частникам не имеет смысла -- они попросту не смогут вернуть деньги: в условиях провозглашенного принципа равнодоступности каких-либо долгосрочных гарантированных объемов прокачки никто получить не может. Проблема не выглядела бы столь тупиковой, если бы государство позволило частникам войти в капитал трубопровода. На вчерашнем заседании правительства позиция Михаила Касьянова по этому вопросу резко смягчилась. Он сказал, что государство в состоянии контролировать и частные трубопроводы -- пример тому «Газпром». Поэтому, считает премьер, вовсе необязательно сохранять полную монополию на нефтепроводы. Ранее, как известно, он придерживался иной точки зрения. Теперь, как заявил газете «Время новостей» Сергей Григорьев из «Транснефти», правительство займется проработкой вариантов, при которых можно будет пустить частников в капитал транспортных систем, сохраняя при этом госконтроль.

Главы ЮКОСа и ЛУКОЙЛа Михаил Ходорковский и Вагит Алекперов уходили после заседания правительства просто сияющими. У них, похоже, на данном этапе больше нет глобальных требований к кабинету министров.
Николай ГОРЕЛОВ

  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  18.04.2003
Потому что «Газпрому» там пока неинтересно
Сегодня президент НГК «Итера» Игорь Макаров отправился в Екатеринбург, чтобы подписать с губернатором Свердловской области договор о сотрудничестве. Ни в компании, ни в администрации региона официально комментировать предстоящие договоренности не стали. Как стало известно газете «Время новостей», соглашение рассчитано на пять лет и предполагает, что «Итера» не только сохранит свое монопольное положение в сфере поставок газа потребителям Свердловской области, но и увеличит их к 2008 году на 1 млрд кубометров. Общий объем контракта составит свыше 85 млрд кубометров газа. После этого договор на его транспортировку должен быть заключен с «Газпромом». Скорее всего с этим проблем не возникнет, поскольку концерн не заинтересован увеличивать поставки газа по фэковским ценам... >>
  • //  18.04.2003
Мурманск зальет Америку топливом
Российское правительство вчера впервые четко обозначило экспортное будущее нефтяной отрасли. Кабинет министров признал необходимость строительства крупнейшего трубопровода из Западной Сибири в Мурманск. Более того, государство теперь заявляет о том, что не претендует на полное владение новыми нефтепроводами, но оставляет за собой право «контролировать и регулировать транспортную инфраструктуру» -- об этом заявил вчера министр энергетики Игорь Юсуфов... >>
  • //  18.04.2003
Канадская Aurado Exploration Ltd. объявила о прекращении действия ее соглашения по проекту в Туркмении. Как говорится в пресс-релизе компании, соглашение аннулируется в связи с истечением срока его действия 1 апреля 2003 года. Aurado собиралась приобрести права на разведку и освоение запасов морского блока III в туркменском секторе Каспия у американской компании Oil Capital Ltd. при условии заключения на этот проект соглашения о разделе продукции с правительством Туркмении. Соглашение не заключено. Стоимость сделки была определена в 76 млн долл. (400 млн обыкновенных акций Aurado и 1 млн долл. наличными). Сейчас компания требует вернуть ей 600 тыс. долл. предоплаты. >>
  • //  18.04.2003
Департамент инвестиционных строительных программ (ДИПС) правительства Москвы, занимающийся инвестированием в строительство жилья из внебюджетных источников, вновь подтвердил свою репутацию образцового хозяйствующего субъекта (операции департамента на строительном рынке приносят в горбюджет более 1 млрд долл.). Примерно через месяц ДИПС проведет конкурс по продаже здания (по адресу: Николоямская ул., д. 29, стр. 2), которое затем реконструирует для владельца под офис. По рыночным оценкам подобное офисное здание стоит примерно 6--6,5 млн долл. Это будет первый за семилетнюю историю существования департамента бизнес-проект по нежилым объектам. Примерно в это же время ДИПС намерен приступить к реконструкции под трехзвездочную гостиницу здания на Полянке... >>
  • //  18.04.2003
Борьба с браконьерством путем снижения рыбных квот
Администрация Ростовской области в самое ближайшее время намерена добиться сокращения квот на промышленный лов рыбы в Азово-Донском бассейне. Об этом заявил вице-губернатор Виктор Усачев. По его мнению, чем меньше квот, тем меньше масштабы браконьерства. Проверки показывают, что зачастую официальные разрешения на вылов служат идеальным прикрытиям для так называемых промышленных браконьеров... >>
  • //  18.04.2003
Нижегородское швейное объединение ЗАО «Маяк» -- вполне процветающее предприятие областного легпрома -- в ближайшее время может оказаться на улице. До 1 мая по решению областного министерства имущественных отношений объединение должно освободить помещение на Нижневолжской набережной, которое оно занимает уже почти 90 лет. В этом здании минимущества намерено разместить федеральное государственное унитарное предприятие «Центр логистики»... >>
  • //  18.04.2003
В ночь на 17 апреля в результате аварии, вызванной началом ледохода и сложными погодными условиями, был нарушен технологический процесс на ТЭЦ-12 «Иркутскэнерго». Несмотря на отсутствие холодной воды, энергетики в течение 12 часов поддерживали систему теплоснабжения города Черемхово, регулярно осуществляя циркуляцию воды в системе и выдерживая температуру на уровне 60 градусов за счет использования резервных запасов воды на станции. Во многом это произошло из-за того, что, несмотря на настойчивые предупреждения «Иркутскэнерго» о возможности подобных ситуаций и трудностях с водозаборами в Ангарске и Черемхове, Минприроды не позволило увеличить расход воды на Иркутской ГЭС для наполнения Братского водохранилища, где расположен водозабор, что снизило бы риск возникновения аварии... >>
  • //  18.04.2003
Министерство по налогам и сборам (МНС) выдало свидетельство о госрегистрации компании ООО «БДО Юникон Консалтинг». В результате разделения аудиторского и консалтингового бизнеса ЗАО «БДО ЮниконРуф» сохранит за собой предоставление услуг российским и иностранным клиентам, в частности в области аудита, бухгалтерского и налогового консультирования, корпоративных финансов, макроэкономических исследований. Разделение аудиторского и консалтингового бизнеса -- непременное условие для компаний, стремящихся работать по мировым стандартам. ЗАО «БДО ЮниконРуф» является членом международной аудиторской организации BDO International, обладает эксклюзивным правом на оказание услуг клиентам под товарным знаком BDO. Выручка компании от оказанных ею аудиторских услуг в 2002 году составила около 320 млн рублей, от консалтинговых услуг -- около 420 млн рублей. >>
  • //  18.04.2003
Группа «Альфа-Эко» приобрела блокирующий пакет акций (25% плюс одна акция) гостиничного комплекса «Космос» (Москва) у компании «Пионер Первый», говорится в сообщении группы. «Сегодня, на наш взгляд, в гостиничный бизнес вкладывать интересно. По нашим оценкам, этот сегмент экономики будет быстро развиваться, его услуги чрезвычайно востребованы в связи с бурным ростом туристической индустрии, -- заявил вице-президент компании Игорь Барановский. -- Мы намерены активно участвовать в программе правительства Москвы по развитию туризма, в частности в строительстве и реконструкции отелей. «Космос» -- привлекательный актив: у него удачный проект, хорошая инфраструктура, выгодное расположение. Кроме того, это раскрученный бренд». Основным акционером ГК «Космос» (более 60% акций) является правительство Москвы. >>
  • //  18.04.2003
Договоренности о подготовке и подписании в мае текущего года 25-летнего соглашения о сотрудничестве в газовой сфере были достигнуты на состоявшейся вчера в Москве встрече председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера и премьер-министра Киргизии Николая Танаева. В соглашении будут зафиксированы основные условия и принципы осуществления работ по разведке и добыче природного газа, реконструкции, модернизации и созданию новых газотранспортных мощностей. >>
  • //  18.04.2003
Крупнейшая в мире табачная компания Philip Morris (после января текущего года Altria Group Inc.) получила надежду обжаловать вынесенный ранее приговор и избежать возможного банкротства. Судья штата Иллинойс Николас Байрон принял решение сократить на треть сумму штрафа, призванного удовлетворить иск курильщиков. Как известно, чуть меньше месяца назад суд признал РМ виновной в обмане потребителей сигарет с маркировкой «легкие» и обязал ее выплатить 10,1 млрд долл. штрафа (7,1 млрд из которых предназначались непосредственно для компенсации курильщикам и 3 млрд -- как штраф властям штата Иллинойс). Причем установленная сумма залога, необходимого для подачи апелляции в Верховный суд, равнялась 12,1 млрд долл. В соответствии с новым решением окружного судьи компания будет вынуждена заплатить 6 млрд долл., которые до рассмотрения апелляции будут внесены как залог в виде долговой бумаги. Однако в счет залога PM должна будет осуществить ряд выплат на общую сумму 800 млн долл. и перечислять годовые проценты в размере 420 млн долл. за время продолжения апелляционного процесса... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика