N°52
25 марта 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ИРАКСКИЙ КРИЗИС
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  • //  25.03.2003
Все тот же сон
версия для печати
«Отечественным запискам» недавно исполнился год -- эта славная дата и организовала первую в новом году книжку возмужавшего журнала. Решено было отказаться от «главной темы», а вместо того наметить перспективы (раздел «Приглашение к разговору»), вспомнить славное прошлое (раздел «Дискуссия ОЗ», где заново ворошатся темы, раскрученные в году минувшем, -- «Государство и церковь», «Образование: фетиш или необходимость», «Налоги: философия и практика», «Блеск и нищета российской науки») и поведать, какие еще праздники (кроме дня рождения «ОЗ») водятся на белом свете. «Дискуссию ОЗ» счесть удачей затруднительно, хотя статьи, здесь представленные, не хуже прежних. И не лучше -- во всяком случае, на взгляд стороннего наблюдателя, который не является специалистом в том или ином из обсуждаемых сюжетов. Разброс суждений и первоначально был достаточно велик, читатель уже получил многоцветную интеллектуальную палитру, а качественного приращения (либо «подведения итогов», желательной в общем-то расстановки акцентов) на втором витке дискуссии не произошло. Это не вина авторов, рассуждающих о монополизации духовного пространства России православной церковью (Александр Солдатов), пагубе единого государственного экзамена (Владимир Соколов) или каверзах для малого бизнеса при его переходе на упрощенное налогообложение (Елена Шкребела). Это не вина редакции, располагающей толковыми материалами и чувствующей, что «разговор не кончен». Это беда новейшей российской интеллигенции, представители которой никак не могут удержаться от обнародования «еще трех поправок» и как черт ладана боятся остановки любой дискуссии.

Посмотрим, как будут дискутировать в «ОЗ» на темы, предложенные в первом разделе занятными статьями «Участь эксперта» (Александр Филиппов) и «Панегирик «крапивному семени» (Вячеслав Глазычев). Здесь же представлено интервью директора Лондонской школы экономики Энтони Гидденса, названного в сопроводительной статье «гуру глобализации».

В «праздничном» блоке, как и в сознании русского человека, доминирует Новый год. Честно говоря, эссе о застольях, хоровом пении, детских утренниках и салате оливье надоели больше, чем описанные в них феномены. (Сколько же раз «удивляли» меня выписанным из Молоховец рецептом «настоящего оливье»!) Зато с живым интересом читаются две заметки Елены Душечкиной -- о том, как большевики разрешили народу елку, и о том, откуда взялись Дед Мороз со Снегурочкой. Кстати, книга Душечкиной «Русская елка» (СПб., 2002) и в полном виде очень хороша. Весьма полезны рассыпанные по разделу справки о праздниках -- российских государственных, иностранных государственных (оказывается, по числу гулянок мы совсем не чемпионы), православных, мусульманских, иудейских и буддийских.

Литературные ежемесячники бодрят не слишком. В «Знамени» (№3) роль «главной прозы» отведена окончанию роману Юрия Буйды «Город палачей», где писатель узнаваемо варьирует себя, -- только рассказы, составившие прекрасный сборник «Прусская невеста», были самодостаточны (а цикл не выдавался за «роман»), а в прежних романах, кроме сюрреалистических этюдов и интеллектуальных заморочек, просматривался выстроенный сюжет. Мемуары Людмилы Синянской «Во сне и наяву среди глыб» (о службе в Иностранной комиссии Союза писателей СССР) любопытны тем, кому интересна позднесоветская литераторская жизнь. Колоритную картину «сетевой критики» рисует Евгений Ермолин. (Соглашаясь с автором почти во всех частностях, не уверен в самом факте существования «сетевой критики». Те, кто пишут в Сети «по-домашнему», заковыристо, на мате или без доказательств, ровно так вели себя и в газетах. Закажи Ермолину этот материал сетевое издание, получилась бы, думаю, ровно такая же умная и «цепляющая» работа.) Лучшее в номере -- подборка стихов Михаила Айзенберга. Впрочем, и Евгения Рейна встретить приятно.

«Новый мир» (№3) печатает повесть Максима Гуреева «Быстрое движение глаз во время сна». Повесть так же манерна и косноязычна, как ее название и «вступительное слово» Андрея Битова, когда-то учившего автора в Литинституте, а теперь сотрудничающего с ним на ТВ. Читать в «НМ» стоит рассказ Ольги Постниковой «Петь и петь!» (судьба женщины, ныне поющей в метро) и очередную подборку историй Леонида Зорина «Из жизни Ромина». Завершена публикация «Книги о жизни» Анны Василевской. Выдана новая порция дневниковых записей Игоря Дедкова. Поэзию представляют Олеся Николаева, Ирина Ермакова, Виктория Измайлова (на мой вкус, всех удачнее) и Григорий Кружков.
Андрей НЕМЗЕР

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  25.03.2003
«Оскары» вручены в семьдесят пятый раз
В лос-анджелесском театре «Кодак» состоялось вручение наград Американской киноакадемии. Вел оскаровскую церемонию замечательный комик Стив Мартин (кстати, фильм с его участием под названием «Разрушая дом» вот уже третью неделю держится на первом месте американского хит-парада). Как и предполагалось, наибольшее число «Оскаров» досталось фильму «Чикаго», авторы которого «обналичили» шесть из тринадцати номинаций. Мюзикл о неожиданной связи американского шоу-бизнеса с американской же юриспруденцией времен сухого закона был признан лучшим фильмом года; Кэтрин Зита-Джонс, сыгравшая эстрадную диву-убийцу Велму, стала лучшей актрисой второго плана, а остальные «Оскары» достались фильму Роба Маршалла за монтаж, звук, костюмы и работу художника. Три «Оскара» по основным номинациям ушли к уже увенчанному каннской «Золотой пальмовой ветвью» «Пианисту» Романа Поланского... >>
  • //  25.03.2003
Обзор журналов. >>
  • //  25.03.2003
Американская балерина Джулия Кент показала в Мариинском театре «советский» балет
Джулия Кент появилась в Петербурге как послесловие к фестивалю «Мариинский»: бал закончен, все гости давно разъехались по домам, хозяева вздохнули и впряглись в ежедневную репетиционную работу (в ближайшем будущем -- две премьеры), а тут вдруг прибегает девушка и говорит: ой, я тоже хочу у вас потанцевать. Ну конечно, отвечают ей вежливо, как же без вас. Вот «Жизель», пожалуйста. И партнер вам образцовый -- Андриан Фадеев... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика