N°47
18 марта 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  • //  18.03.2003
Работа над ошибками «Орла»
Объявлены номинанты на «Нику»

версия для печати
«Нике» не повезло с «Золотым орлом» -- лучше бы его церемонию провели, как предполагалось, в сентябре, а не в январе, тогда бы «Орел» закрыл год, а «Ника», напротив, его открыла бы. А так получилось, что «Ника» -- российская кинопремия с 16-летней историей -- стала второй. «Орел» увел с собой и каналы -- первый и второй, так что «Нике» пришлось довольствоваться четвертым: договор с НТВ о трансляции на три года вчера на пресс-конференции прилюдно подписали Николай Сенкевич с Игорем Шабдурасуловым.

Но на этом список поражений исчерпан. В остальном пока «Ника» всем взяла: и числом академиков -- их в списке 562, и количеством проголосовавших -- 86 %, и выбором фильмов, вошедших в номинации.

После заслуженного триумфа «Кукушки» на «Золотом орле» (картина победила в номинациях «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучшая режиссура» и «Лучший исполнитель главной мужской роли») трудно было выбирать лучший фильм, но поскольку в номинацию могло войти пять картин, то помимо «Кукушки», «Войны» и «Звезды», присутствовавших и в списке «Орла», к списку удачно оказались добавлены «Любовник» и «Чеховские мотивы». Оба фильма из тех, которые могли бы и выиграть без конфуза. Мы не принадлежим к поклонникам «Любовника» в целом (из-за неудачного, на наш взгляд, сценария), но актерские работы в фильме превосходны, что и не преминули отметить осененные «Никой» академики. На награду за лучшую мужскую роль претендуют оба актера из уникального дуэта -- и Сергей Гармаш, и Олег Янковский. Их партнерша Вера Воронкова -- среди номинантов в категории «Лучшая женская роль второго плана». Кроме того, «Любовник» претендует на «Нику» за режиссуру -- на наш взгляд, вполне заслуженно. Это лучшая и наиболее зрелая работа Валерия Тодоровского, местами удивительно точная и отважная. Что же касается «Чеховских мотивов» Киры Муратовой, то они легко могут составить конкуренцию «Кукушке», тем более что проходят по ведомству авторского кино, в котором на сегодня никакой конкуренции вообще нет. Кроме того, награждение «Чеховских мотивов» исправило бы допущенную на последнем Московском кинофестивале несправедливость, когда этот замечательный фильм довольствовался призом российской критики.

Отметим и ряд других осмысленных нововведений. Номинация «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» кажется куда более уместной, чем орлиный «Лучший зарубежный фильм в российском прокате», до которой никому, кроме самих прокатчиков, нет никакого дела. Исправлен и ряд других упущений. В сценарную номинацию попала остроумная и легкая по форме работа покойного Анатолия Гребнева («Кино про кино») и, быть может, пустяковая, но все же достаточно оригинальная для российского контекста эпопея Дыховичного -- Сорокина («Копейка»). Также остается порадоваться, что в числе претенденток на «Нику» за лучшую женскую роль оказалась наша небольшая, но хорошая кинозвезда Рената Литвинова («Небо. Девушка. Самолет» Веры Сторожевой, которая в свою очередь может победить в номинации «Открытие года»). Что же касается «Дома дураков» Андрея Кончаловского, то он фигурирует лишь в одной номинации -- «Лучшая музыка к фильму» (победителем может оказаться Эдуард Артемьев).

18 апреля «Ника» объявит своих лауреатов. И вот тут организаторам придется по-настоящему трудно. Как выбрать фильм-лидер, чтобы не оказаться в хвосте у «Золотого орла»? «Нике» удалось более широко и адекватно отразить в списке номинантов современный российский кинопроцесс (что в целом было не трудно -- не будем забывать, что «Ника» успела учесть ошибки и недочеты своего собрата и конкурента). Но получится ли у этой премии стать не только комментатором, но и организатором этого самого кинопроцесса? Все-таки в отечестве еще пока слишком мало хороших фильмов, чтобы две национальные кинопремии могли не дублировать друг друга в выборе лучших.
Глеб МЫШКИН, Арина ИНОЗЕМЦЕВА

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  18.03.2003
В позапрошлом мае режиссер Кама Гинкас справил свое 60-летие. В статьях, написанных к юбилею, режиссера, как подобает, поздравляли и нахваливали, но, кроме того, едва ли не каждый из авторов старался вывести свою формулу чествуемого таланта, назвать главные его свойства. Интересно было бы составить частотный словарь понятий, применяемых к режиссерскому мышлению Гинкаса и к его спектаклям. Прикинем: на первых местах в этом перечне оказались бы, скорее всего, острота интеллекта, парадоксальная логика, метафоричность, юмор, болезненная зацикленность (вернее было бы -- бесстрашная и безжалостная сосредоточенность) на «проклятых вопросах». Или: умение провоцировать публику, накалять атмосферу, терзать зрительские чувства и будить изнурительную радость сострадания в тех, кто способен ее испытать. Видное место занял бы эпитет «шокирующий» -- он употребляется не по делу, но очень часто. Я не думаю, однако, что в 2001 году среди всех этих слов могло оказаться то, которое сегодня произнести попросту необходимо, -- лиризм... >>
  • //  18.03.2003
Объявлены номинанты на «Нику»
«Нике» не повезло с «Золотым орлом» -- лучше бы его церемонию провели, как предполагалось, в сентябре, а не в январе, тогда бы «Орел» закрыл год, а «Ника», напротив, его открыла бы. А так получилось, что «Ника» -- российская кинопремия с 16-летней историей -- стала второй. «Орел» увел с собой и каналы -- первый и второй, так что «Нике» пришлось довольствоваться четвертым: договор с НТВ о трансляции на три года вчера на пресс-конференции прилюдно подписали Николай Сенкевич с Игорем Шабдурасуловым... >>
  • //  18.03.2003
В галерее «Сэм Брук» открылось «Пространство переживаний» Владимира Янкилевского
Ретроспектива классика нонконформистского искусства Владимира Янкилевского проходит в галерее «Сэм Брук». Янкилевский более известен как концептуальный художник, который одним из первых в России (наряду с Ильей Кабаковым) начал работать в жанре инсталляции. На выставке представлена другая грань его творчества. Подобно многим нонконформистам, Владимир Янкилевский дебютировал абстракцией. Этому предшествовало годичное обучение в легендарной студии Элия Белютина, одной из главных лабораторий авангардного искусства в послесталинской Москве. Дебют Янкилевского состоялся в Манеже -- на выставке-провокации в декабре 1962 года. Сегодня те самые, разгневавшие генсека «манежные» работы выставлены в галерее «Сэм Брук». Это картины из цикла «Тема и импровизация»... >>
  • //  18.03.2003
Чуть больше года тому назад питерское издательство «Азбука» запустило на рынок весьма остроумную фальсификацию. О романе «Легкий завтрак в тени некрополя» так называемого Иржи Грошека писали все. Но еще больше мучились критики над загадкой происхождения автора. Чех этот Иржи Грошек или не чех? Сейчас стало понятно: никакой он не чех и, скорее всего, даже чешский не доучил. Но как, однако, купились! А удалась обманка совсем не из-за подробных сведений об авторе, приведенных на задней стороне обложке, -- подкупил сам стиль. Ну не способен, казалось, ни один стопроцентный русский на такую безумную всепоглощающую иронию, замешанную на кнедликах, свиных рульках, пиве «Вельвет» и швейковских байках... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика