N°40
06 марта 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  • //  06.03.2003
Эминем против «Оскара»
«Восьмая миля» на московских экранах

версия для печати
Издалека афиша фильма Кертиса Хэнсона «Восьмая миля» вызывает ассоциации вполне однозначные. Некий молодой человек сидит на корточках и набивает заранее освобожденную от содержимого папиросу недвусмысленной растительной массой. Типичная картинка из-за кулис уличного цирка, одинакового что в Южном Бронксе, что в Северном Бутове. Но если приглядеться, то станет ясно: наркотический флер здесь ни при чем. В руках у молодого человека не косяк, а авторучка, смешанная с табаком марихуана превращается в буковки, бисерным почерком выписываемые на ладони.

Молодой человек, явленный на афише, а потом и на экране, -- Эминем. Белая ворона в антрацитовом универсуме мирового хип-хопа, недопесок Маршал Мэзерс III, охальник и скандалист с дурной славой, бесценных слов мот и транжира. Но прежде всего -- поэт. Этим и интересен.

Вопреки общепринятому мнению, Эминем появлялся на киноэкране и раньше -- в крошечных камео, на которые его приглашали балующиеся кинопроизводством рэп-закадыки во главе с Доктором Дре. Но для того, чтобы во весь голос заявить о себе как о киноактере, ему нужна была «Восьмая миля». Картина о Джимми Смите-младшем по прозвищу Кролик -- типичном представителе белого отребья, гробящем лучшие годы своей жизни в потрепанном трейлере непутевой мамаши (феноменальная Ким Бэйсингер, в случае с Кертисом Хэнсоном, некогда вернувшим ее в большое кино своими «Секретами Лос-Анджелеса», нашедшая абсолютно своего режиссера). Принимающем участие в рэп-схватках, на которых он зачастую оказывается единственным альбиносом не только среди участников, но и среди зрителей (Восьмая миля, вынесенная в заголовок, -- это шоссе, отделяющее Детройт от пригорода, а черных от белых.) Скрывающемся от атонального грохота окружающего мира в наушниках плеера, где монотонно бултыхается ритм, на который Кролик кладет свою бесконечную историю одиночества. В общем, о таком пареньке, каковым, судя по всему, был сам Эминем, покуда не стал он предземшара по части мизантропических речитативов и миллионером, получив семь «Грэмми» и пойдя по рукам в виде пластмассовых куколок с бензопилой в руках и хоккейной маской на челе.

Говорить о сюжете излишне: с Эминемом в Голливуд вернулся архетипический киномиф о терпении и труде, прославленный «Лихорадкой субботнего вечера», «Рокки» и «Флэшдэнсом». Схема без принципиальных изменений, но к чести «Восьмой мили» скажем: хотя слово «контракт» произносится уже на пятнадцатой минуте, но во главе угла стоят все-таки не деньги, а уверенность в себе и чувство собственного достоинства. А уж финал картины, когда Кролик на пике уличной славы уходит обратно, в родной штамповочный цех, и вовсе отсылает к стандартам не капиталистического, а самого что ни на есть нашего реализма и напоминает развязку отечественной комедии «Ар-Хи-Ме-Ды!», где участники популярного вокально-инструментального ансамбля не попались в ласковые сети районной филармонии, а стали заниматься музыкой без отрыва от производства.

Становление молодого штамповщика выглядит если и не потрясающе, то уж во всяком случае достойно. Но не идеи здесь главное. А совершенно роскошно воссозданная среда. Мир окраины некогда могучего индустриального города. Раньше в голливудских фильмах Детройт был оплотом коррупции, столицей героических полицейских подвигов и обителью финальных схваток на заброшенных фабриках, городом Робокопа и Джексона по кличке Мотор. Отныне он навсегда превратился в Детройт-Рэп-Сити, место, где рафинируется стиль «белого отребья». Кино это встречаешь по уму, а провожаешь по одежке -- да какой! Обилие крупных планов позволяет рассмотреть не только поры на лице плохо питающегося Кролика, но и фактуру его свитера, потертые швы бесформенного балахона, майки, надетые одна на другую в стиле «из-под пятницы суббота». По отдельности все эти вещи достойны в лучшем случае благотворительного мешка для Армии спасения. Но собранные вместе в верном сочетании (каковое не под силу профессиональным стилистам, однако ведомо любому трудному подростку) они производят сногсшибательное впечатление. И не зря Кролик в одной из сцен старательно стирает шнурки кроссовок: он знает, что в этом мире на самом деле имеет значение. Внешний вид героев адекватен продуцируемым ими рифмам и ритмам. И «Восьмая миля» воспринимается не как социальная драма, а как оживший журнал уличной моды. Энциклопедией стрит-стайла, производящей впечатление куда большее, чем откутюрные дефиле грядущих фаворитов «Оскара».
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  06.03.2003
«Восьмая миля» на московских экранах
Издалека афиша фильма Кертиса Хэнсона «Восьмая миля» вызывает ассоциации вполне однозначные. Некий молодой человек сидит на корточках и набивает заранее освобожденную от содержимого папиросу недвусмысленной растительной массой. Типичная картинка из-за кулис уличного цирка, одинакового что в Южном Бронксе, что в Северном Бутове. Но если приглядеться, то станет ясно: наркотический флер здесь ни при чем. В руках у молодого человека не косяк, а авторучка, смешанная с табаком марихуана превращается в буковки, бисерным почерком выписываемые на ладони... >>
  • //  06.03.2003
Названы очередные «души танца»
Жизнь журнала «Балет» отличает клокочущая борьба с самим собой. Традиционная схема такова: опубликует редакция что-нибудь особенно чудовищное (вроде недавней статьи М. Ильичевой, где неугодная ей репертуарная политика Мариинского театра объясняется происками «внедренных» в его руководство людей, -- ах, товарищ Жданов, живо твое учение) -- потом бежит извиняться, налаживать дипломатические отношения (в следующем номере обещан очерк творчества лично директора балета Мариинки Махара Вазиева, написанный лично главным редактором журнала Валерией Уральской). И призы, раздаваемые каждый год журналом «Балет» (бронзовое изображение голой безрукой девушки), к творческим достижениям награждаемых имеют весьма косвенное отношение: это не статуэтки -- это юбилейные подарки, авансы, извинения и дипломатические послания... >>
  • //  06.03.2003
«Корабль дураков» приплыл в мрачном настроении
На сцене Центра имени Мейерхольда состоялась долгожданная премьера: Творческая группа Ship of Fools наконец показала свою «Школу шутов», которую обещала выпустить еще два месяца назад. В этом сезоне премьеры вообще редко появляются в срок, но Николай Рощин и его актеры, кажется, побили все рекорды непунктуальности. Это тревожно. Зрелищу, созданному в самом модном фестивальном формате («не длиннее 100 минут, и как можно меньше разговоров»), судя по всему, суждено большое плавание -- от Авиньона до Эдинбурга со всеми мыслимыми остановками. Будем надеяться, что капитан Рощин сумеет приучить себя к дисциплине, а не то бесцеремонная жизнь даст «Кораблю дураков» свои небезболезненные уроки -- и догонит, и возьмет на абордаж, и еще даст, и мало не покажется... >>
  • //  06.03.2003
Демонстрируются в Эрмитаже и по всему Петербургу
В Петербурге открылась выставка «Пастели западноевропейских художников XVI--XIX веков в собрании Эрмитажа». Это, пожалуй, главная часть Европейского фестиваля искусства пастели. Он приурочен к 300-летию города, посвящен памяти венецианки Розальбы Каррьеры и петербурженки Зинаиды Серебряковой и состоит сразу из пяти выставок. Кроме эрмитажной по две экспозиции приготовили Музей истории Санкт-Петербурга и Академия художеств... >>
  • //  06.03.2003
Российские деловые круги поощряют артистов
«Кумир», премия за лучшие актерские работы, вручается уже в пятый раз, и ее можно считать материальным выражением зрительских симпатий: в жюри нет ни одного профессионала. То есть вовсе без знатоков и тут не обходятся, но их обязанности сведены к отбору театральной, кино- и телепродукции. А вот оценивать отобранный экспертами материал приходится представителям банков, промышленных и финансовых корпораций, страховых компаний и прочим деловым людям... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика