N°39
05 марта 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  • //  05.03.2003
«Принятые законы - продукт серьезных компромиссов»
версия для печати
В течение марта правительство должно утвердить план мероприятий по реализации второго этапа реформы на железнодорожном транспорте в 2003--2005 годах, сообщила вчера замглавы МПС Анна Белова. А днем раньше Владимир Путин завершил первый этап реструктуризации отрасли -- подписал последний из пакета законов, но самый важный для железнодорожников закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (он предусматривает создание ОАО «Российские железные дороги»). Несмотря на окончательное принятие законов, многие намеченные на 2001--2002 годы задачи остались невыполненными и перекочевали в план второго этапа. Это касается и создания ОАО «РЖД», которому достанется львиная доля имущества отрасли (всего 89 млн объектов основных фондов и 890 млн объектов имущества) и 200 тыс. гектаров земель (остальные 1,1 млн га земель под железнодорожными магистралями и вокзалами останутся в федеральной собственности). Уставный капитал ОАО «РЖД», по словам г-жи Беловой, может превысить совокупный капитал «Газпрома» и РАО «ЕЭС».

В то же время, по сведениям газеты «Время новостей», в МПС не заинтересованы в ускорении процесса создания ОАО «РЖД». Вчера г-жа Белова отказалась говорить о сроках, сославшись на «сложность процесса». А как объяснил близкий к министерству источник, несмотря на то что в МПС форсировали завершение законодательного процесса, в итоге оказались не готовы к столь быстрому принятию законов. Дело в том, что до сих пор так и не решен до конца вопрос о долговых обязательствах предприятий, которые в случае внесения в уставный капитал РЖД ограничат пространство для коммерческой деятельности ОАО. В министерстве пока отказываются от комментариев, ссылаясь на то, что этот вопрос обсуждается сейчас в Белом доме.

О планах отрасли на нынешний год корреспонденту газеты «Время новостей» Яне ВИКТОРОВОЙ рассказал первый замминистра путей сообщения Владимир ЯКУНИН.

-- Оформление нормативной базы реформы практически завершено. Когда начнется реализация правительственной концепции, основным стержнем которой является создание единого хозяйствующего субъекта ОАО «РЖД»?

-- Законы вступают в действие с апреля. Значит, с этого момента начнут создаваться структура компании, кадры, уставный капитал, имущество и т.д. Правительство еще должно принять решения по разделению регулирующих и хозяйствующих функций и передаче полномочий в РЖД. Мы заинтересованы, чтобы это было как можно быстрее. Однако, думаю, на это понадобится не один месяц. На ту же передачу функций управления перевозочным процессом и работы с потребителями услуг МПС понадобится месяца три.

-- Правительственные законы, в которых содержится и ограничение в обороте, и отсутствие у ОАО «РЖД» прав на землю, устраивают МПС?

-- Принятые на сегодня законы -- это продукт серьезных компромиссов всех заинтересованных сторон, государства, потребителя, транспортников, бизнесменов...

-- Вы хотите сказать, что другого решения и не могло быть?

-- Я хочу сказать, что это политический процесс. С точки зрения интересов отрасли было бы хорошо, чтобы и земля была передана в ОАО «РЖД», и тарифы были повышены хотя бы на 20%. Но нам-то дают 12%, не особо обращая внимание на то, что, объективно говоря, это самое низкое повышение тарифов среди монополистов. А ведь в середине прошлого года региональные энергетические комиссии воспользовались тем, что старое постановление правительства перестало действовать, а новое еще не приняли, и подняли цены на электричество больше чем на 40%, а в некоторых регионах -- и на все 80%. Законы можно было бы дорабатывать до бесконечности, но это только затягивало бы реформы.

-- Недавно Герман Греф сообщил, что в связи с административной реформой министерство потеряет часть своих функций...

-- Я не обсуждал с ним административную реформу, поэтому могу высказать только личное мнение. Поскольку речь идет о сокращении числа министерств и замещении отраслевых структур агентствами и службами, оставшиеся интегрированные министерства, как крупные управленческие структуры, должны стать политическими инструментами, т.е. заниматься выработкой транспортной политики, стратегических ориентиров всего комплекса и т.д. Что касается единого транспортного министерства, то в перспективе оно, скорее всего, будет создано. Но говорить о том, как и когда, пока рано.

-- Какие приоритеты намечены в инвестиционной программе на 2003 год и как скажется на реализации задуманного ее секвестр?

-- Инвестпрограмма этого года принципиально отличается от той, что была раньше. Мы постарались построить ее таким образом, чтобы капитальные вложения работали максимально эффективно и, главное, прибыльно. Хочу отметить, что предложения МПС без замечаний были приняты Минэкономразвития.

-- У ведомства Германа Грефа было много претензий к деятельности вашего министерства...

-- Критика Минэкономразвития была направлена на бюджет отрасли, эксплуатационные, хозяйственные расходы, но не касалась плана капвложений. Более того, в правительстве согласились на программу инвестиций в объеме 126 млрд руб. Однако мы посчитали, что сможем уложиться в 100,6 млрд руб. плюс мобилизационная программа еще на 9 миллиардов. Сама инвестпрограмма состоит из двух частей: первоочередных проектов, связанных с обеспечением безопасности движения, повышением качества перевозочного процесса, и мероприятий второй очереди, которые будут реализовываться, если найдутся средства. Как это ни неприятно, но в эту программу попали лизинговые схемы по приобретению подвижного состава. Эти проекты будут финансироваться по результатам определенных периодов (полугодовых и т.д.), когда мы будем видеть, что зарабатываем больше, а расходуем меньше, чем планируем.

-- На какие источники средств помимо тарифов вы рассчитываете?

-- На внешние заимствования в форме лизинга или долгосрочных кредитов. В основном нас привлекают более дешевые кредиты зарубежных банков. Но таких проектов у нас, к сожалению, маловато (в прошлом году реализовали только один крупный проект по грузовым вагонам). Нельзя забывать и о том, что приблизительно до 14% перевозок осуществляется частными операторскими компаниями, которые инвестировали около 180 млн долл. Мы ожидаем увеличения этих объемов. Если отрасль рассматривать как единое целое и не делить на «своих» и «чужих», то это и есть частные инвестиции в отрасль.

-- Многие проекты в связи с секвестром инвестпрограммы в прошлом году были свернуты. Будут ли они реанимированы в ближайшее время?

-- Вы имеете в виду строительство моста на Сахалин, ветки к Чинейским (титан, ванадий, железо) и угольному Эльбинскому месторождениям, строительство терминала в Чехии. В инвестиционной программе этого года ничего этого нет. Не говоря уже о всяких сопутствующих проектах за счет средств МПС по строительству церквей, подгорий. Наша задача -- возить грузы, а не заниматься важными непрофильными проектами.

-- Почему вы так долго противились исполнению распоряжения Михаила Касьянова по передаче акций Транскредитбанка Минимущества?

-- Дискуссия возможна до принятия решения. Государство приняло решение, что мы должны акции, принадлежащие нашим отраслевым ГУПам, сдать в казну, -- мы это сделали.

-- Но решение было принято год назад, и в течение нескольких месяцев передача акций затягивалась...

-- У нас вызвало недоумение то, что нашим мнением даже не поинтересовались. Обычно, даже при формировании совета директоров компаний с госучастием, у отраслевых ведомств спрашивают, что и как будет делаться, не говоря уже о столь важных решениях. Мы просто оказались не готовы к нему. Если же говорить о целесообразности, то нужно понимать, что «Транскред» -- это финансовый инструмент, необходимый отрасли. Несмотря на передачу 75% акций в Минимущества, банк остается ядром расчетной системы МПС. Мы продолжаем рассматривать его как банк, который обслуживает интересы отрасли.

-- То есть вы не собираетесь переводить средства в другие кредитные учреждения?

-- Все зависит от той политики, которая будет проводиться. Если банк будет обеспечивать интересы отрасли, предоставлять хорошие условия обслуживания, если мы сможем положиться на людей, которые там работают, то нет. Если же Минимущества продаст пакет непонятному акционеру и контроль над банком перейдет к владельцу, не учитывающему интересы отрасли, то, возможно, ОАО «РЖД» переведет средства в другие банки.

-- В какие, например?

-- Кто лучшие условия предоставит, с теми и будут работать. С отраслью, которая обладает доходами в размере около 500 млрд рублей, любой банк захочет дружить, служить и работать. Второй возможный вариант развития событий: ОАО «РЖД» может выкупить акции банка у Минимущества, но цена пакета на сегодня составляет более 2 млрд руб. Эти расходы в конечном итоге лягут на тарифы, а на эти деньги можно купить более 3500 вагонов. Кроме того, обидно, что мы в этот банк вложили приличные средства. Мы заинтересованы в том, чтобы банк, оставаясь под госконтролем, осуществлял те функции, ради которых его создавали. Мы готовы сотрудничать с «Транскредом». На днях в ответ на запрос Минимущества мы дали свои предложения по составу совета директоров. Посмотрим, что из этого выйдет.
Беседовала Яна ВИКТОРОВА

  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  05.03.2003
Вчера «Газпром» попытался показать себя стратегически мыслящей компанией, опубликовав некоторые цифры из предварительного прогноза своего социально-экономического развития на следующий год и проектов бюджетов 2004 и 2005 годов. Эти документы были подписаны председателем правления Алексеем Миллером только вчера, хотя были рассмотрены и в целом одобрены советом директоров концерна еще в начале февраля... >>
  • //  05.03.2003
«Русский алюминий» и страховая компания «МАКС» подписали договор о добровольном медицинском страховании сроком на 5 лет сотрудников 15 российских предприятий, входящих в состав «Русала». Число застрахованных составляет 61 тыс. человек. Договор предусматривает предоставление стандартного пакета услуг для каждого сотрудника компании. Программа страхования покрывает следующие регионы: Иркутскую область, Красноярский край, Кемеровскую область, Хакасию, Ростовскую область, Москву и Подмосковье -- и включает амбулаторно-поликлиническую, стоматологическую, экстренную и плановую стационарную помощь, реабилитационно-восстановительное лечение. >>
  • //  05.03.2003
Акционеры СИБУРа вчера на внеочередном собрании приняли решение одобрить сделку передачи акций предприятий, принадлежащих СИБУРу, в залог «Газпрому» в рамках обеспечения реструктуризации задолженности СИБУРа перед банками. Они утвердили изменения и дополнения к уставу, определяющие необходимость согласования кандидатур на должность вице-президентов и руководителей предприятий холдинга советом директоров СИБУРа. >>
  • //  05.03.2003
Виктор Кудрявый снова предлагает отказаться от энергетических реформ
Обсуждение пакета законопроектов по реформированию электроэнергетики стало практически ежедневным. Вчера к нему подключился давний оппонент Анатолия Чубайса -- Виктор Кудрявый, до сих пор занимающий пост замминистра энергетики с непонятным статусом (непосредственно электроэнергетикой в министерстве занимается другой замминистра). Г-н Кудрявый и стоящие за ним научные институты намерены убедить сенаторов, что принимать законы нельзя. Позиция г-на Кудрявого интересна по той причине, что два года назад при обсуждении реформы она зачастую совпадала с мнением высокопоставленных чиновников администрации президента. Однако на этот раз, судя по всему, замминистра энергетики выражает нежелание коммунистов соглашаться на непопулярные преобразования в предвыборный год... >>
  • //  05.03.2003
На рынок это не повлияло
Торги в секции фондового рынка ММВБ прерывались вчера несколько раз. В общей сложности фондовая секция биржи простаивала 2 часа 20 минут, однако объем торгов на этом рынке перевалил стратегическую отметку 200 млн долл. Пресс-служба ММВБ заявила, что торги были приостановлены по техническим причинам... >>
  • //  05.03.2003
Как стало вчера известно, премьер Михаил Касьянов 28 февраля подписал постановление правительства о предоставлении алмазодобывающей компании АЛРОСА 5-летней квоты на экспорт алмазов. Текст самого постановления мало кто видел, но, согласно его проекту, «размер экспортной квоты на 2003 год может составить 800 млн долл., тогда как в последующие 4 года он может меняться» (в этом году компания планирует добыть алмазов на 1,4 млрд долл. -- Ред.). Квота для АЛРОСА предоставлена в соответствии с подписанным в ноябре 2002 года указом Владимира Путина, который упростил ввоз-вывоз алмазов и бриллиантов и предусматривал возможность предоставления долгосрочных квот на вывоз необработанных алмазов... >>
  • //  05.03.2003
В течение марта правительство должно утвердить план мероприятий по реализации второго этапа реформы на железнодорожном транспорте в 2003--2005 годах, сообщила вчера замглавы МПС Анна Белова. А днем раньше Владимир Путин завершил первый этап реструктуризации отрасли -- подписал последний из пакета законов, но самый важный для железнодорожников закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (он предусматривает создание ОАО «Российские железные дороги»). Несмотря на окончательное принятие законов, многие намеченные на 2001--2002 годы задачи остались невыполненными и перекочевали в план второго этапа. Это касается и создания ОАО «РЖД», которому достанется львиная доля имущества отрасли (всего 89 млн объектов основных фондов и 890 млн объектов имущества) и 200 тыс. гектаров земель (остальные 1,1 млн га земель под железнодорожными магистралями и вокзалами останутся в федеральной собственности). Уставный капитал ОАО «РЖД», по словам г-жи Беловой, может превысить совокупный капитал «Газпрома» и РАО «ЕЭС»... >>
  • //  05.03.2003
«Газпром» настаивает на участии в Ковыктинском проекте
«Газпром» продолжает настаивать на своем участии в проекте освоения Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Как заявил вчера Интерфаксу вице-губернатор Иркутской области Алексей Соболь, являющийся председателем совета директоров оператора проекта -- компании «РУСИА Петролеум», газовый монополист обратился к компании с просьбой включить его представителей в координационный комитет (в него уже входят «РУСИА Петролеум», китайская CNCP и корейская Kogas) по подготовке международного ТЭО проекта, которая должна быть завершена к июлю. Этот шаг, очевидно, вписывается в планы «Газпрома» и дружественной ему «Роснефти» по единому комплексному освоению месторождений Восточной Сибири (как известно, главы этих госкомпаний направили соответствующее предложение Владимиру Путину)... >>
  • //  05.03.2003
Сеть «Мегафон» за последний месяц снизила темп подключения абонентов в Москве, позволив МТС и «Би Лайну» укрепить свои лидирующие позиции по приросту абонентов как в Москве, так и в целом по стране. Согласно отчету ACM-Consulting, количество абонентов сотовой связи в России в феврале выросло почти на 5% -- до 20 млн, из них пользователями услуг МТС являются 7,32 млн (3,385 млн абонентов в Московском регионе), «Би Лайна» -- 5,875 млн (4,01 млн), «Мегафона» -- 3,445 млн (386 тыс.). За февраль больше всех подключила клиентов МТС, увеличив свою долю новых столичных абонентов с 48% в январе до 49,4%, доля «Би Лайна» повысилась с 37% до 41,9%. «Мегафон» же снизил свою долю в подключении столичных абонентов с 15% до 8,7%. По мнению экспертов ACM-Consulting, это произошло из-за того, что «Мегафон» с начала года изменил стратегию подключения абонентов, введя ряд ограничений в пакетах услуг для низкодоходных абонентов. >>
  • //  05.03.2003
Мировая экономика может столкнуться с серьезными проблемами, полагает мультимиллиардер Уоррен Баффет. В своем ежегодном докладе акционерам Berkshire Hathaway он заявил, что в скором времени финансовые рынки могут стать жертвой деривативов (финансовая ценная бумага, стоимость которой является производной от стоимости и характеристик другой ценной бумаги -- базового актива), сообщает Fortune.com. По мнению Баффета, большинство инвесторов переоценивают потенциальный доход от производных ценных бумаг и не представляют риски, возникающие при попытке выйти из этого бизнеса. Он опасается, что такая ситуация может привести к глобальному финансовому кризису. Деривативы -- «это бомбы с часовым механизмом и для компаний, их выпускающих, и для всей экономической системы», они являются «финансовым оружием массового поражения, представляющим пока скрытую, но потенциально смертельную опасность», утверждает Баффет... >>
  • //  05.03.2003
Министр связи против расширения своих полномочий
Минсвязи вчера в очередной раз обсуждало новую редакцию закона «О связи, которой предстоит второе чтение в Госдуме. Министру Леониду Рейману пришлось отвергать обвинения в том, что министерство желает расширить свои полномочия за счет отмены различных нормативных документов и введения принципов регулирования отрасли. «Я считаю, что должно быть поэтапное ослабление роли государства в регулировании, и при этом главное -- чтобы не страдали потребители», -- подчеркнул министр. Он указал на то, что в новом законе, в частности, прописаны механизмы взаимодействия операторов, выделения частотного и емкостного ресурса, присоединения сетей, упрощена процедура сертификации и лицензирования... >>
  • //  05.03.2003
Банк России и Министерство по антимонопольной политике (МАП) намерены разрешить коммерческим банкам вести бизнес через почтовые отделения. На вчерашней расширенной коллегии МАП оба регулятора объявили, что не возражают против использования почт для оказания основных банковских услуг, особенно в тех регионах, где банков сильно не хватает. А президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян тут же предложил допустить кредитные организации не только на почту, но и в магазины, а также в отделения милиции... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика