N°39
05 марта 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  • //  05.03.2003
Розы сквозь колючую проволоку
Москве показали спектакль Евгения Панфилова «Тюряга»

версия для печати
Театр Наций собрал в один вечер московскую гастроль труппы полгода назад погибшего хореографа и премьеру хореографа, дебютирующего в Москве. «Тюряга» пермского театра Евгения Панфилова и «Пикник» «Крепостного балета», возглавляемого Еленой Прокопьевой, обнаружили некоторое сходство. Впрочем, различий было больше.

Елена Прокопьева пару лет назад показывала на «Золотой маске» свой спектакль «Любовь моя, цвет зеленый» (по «Дому Бернарды Альбы» Федерико Гарсиа Лорки). Ничего тогда не получила -- но запомнилась страстью, с которой женщины в ее спектакле рвались из своей судьбы. Теперь она переехала из Сибири в Москву и собрала здесь труппу под тем же названием «Крепостной балет». Сочинила для нее «Пикник».

Садовая скамейка, четыре девушки, четыре молодых человека. В финале -- стоп-кадр пикника с разложенной скатеркой и рассыпанными по ней яблоками, весь спектакль -- серия дуэтов и ансамблей, приводящих героев к этому самому пикнику. Порой -- забавных, чаще -- режущих глаз заигрыванием с публикой. Все герои слишком пережимают, слишком утрируют движения. Слишком семенит «шоколадница», будто сбежавшая с одноименной картины, и парочки флиртуют так искусственно, будто кадриль танцуют. Прокопьева очень хочет «быть своей» и понравиться. Хорошо бы для начала решить -- кому «своей».

«Тюряга» была поставлена Панфиловым в той из трех его трупп, что образовалась незадолго до его смерти. Не переставая сочинять танцы для «основной» своей труппы, собранной из профессиональных танцовщиков, и не забывая про «Балет толстых», где величаво отплясывали многомасштабные русские женщины, Панфилов развесил объявления по дворам и пригласил на просмотр «качков». Отобрал пятнадцать человек. Назвал труппу «Бойцовский клуб». «Тюряга» стала первым их спектаклем.

Пятнадцать парней -- вовсе не Шварценеггеров, нормальный среднерусский калибр, одеты в розовые робы с прописанными черным на спине номерами. Спектакль выстроен как череда агрессивных вспышек, перемежающихся расслаблением танцовщиков: вот только что кого-то дружно били, а тут свет вырубили, обитатели «Тюряги» лежат по сторонам сцены, и лучи прожекторов шарят по зрительским рядам (вроде как «от сумы да от тюрьмы» -- мысль понятна).

«Тюряга» патетична, как творчество заключенных, -- все эти розы, рвущиеся сквозь колючую проволоку. Все -- с надрывом, с отсылками не меньше чем к Евангелию. (Два парня взбираются на металлические конструкции, что-то вроде скелетов кроватей, поставленных на одну из спинок, и повисают в них очевидно распятыми). И равного шансонным певцам раздражения «Тюряга» не вызывает лишь потому, что Панфилов, во-первых, все же был не последним хореографом (превратить упражнение для пресса, когда один человек сидит на ногах у другого, в обморочный любовный дуэт -- это уметь надо!), а во-вторых -- потому, что сам он принадлежал этой страшно далекой и чудовищно близкой культуре.

Это все было честно. Выросший в архангельской деревне человек, получив балетмейстерский диплом и немаленькую славу, чувствовал себя не-чужим колоссальной массе людей, говорящих тюремным и околотюремным языком. И создание «Тюряги», оказавшейся внезапно завещанием, лишь подчеркнуло эту честность. Его случайному убийце недавно выдали двенадцать лет.
Анна ГОРДЕЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  05.03.2003
Завершено издание Полного собрания сочинений Даниила Хармса
Тридцать восемь записных книжек и дневник Даниила Хармса составили два солидных тома, которыми завершилось его Полное собрание сочинений, выпускаемое питерским Гуманитарным агентством «Академический проект»... >>
  • //  05.03.2003
XIV Антикварный салон напомнил гримерную театральной примы начала прошлого века
Чеховскую «Чайку» я смотрел, наверное, раз пятнадцать. Признаться честно, чаще всего скучал и зевал. И от нечего делать пытался мысленно представить в подробностях те сюжетные линии и места действия, которые в пьесе лишь подразумеваются, но не показаны. Представить объемно. С фактурными деталями. Обстановочно и эпошисто. «Как меня принимали в Харькове!» -- радуется на сцене Аркадина. А я думаю почему-то о том, как выглядела в театре ее гримерка: закулисье творческих страстей, сердечных тайн, ларчик с «тыщей» милых бытовых мелочей. Реконструировать ее можно на XIV Антикварном салоне, открывшемся аккурат к 8 Марта. Наиболее интересным некоммерческим проектом стал «Светский выход»: костюмы и аксессуары Серебряного века из собрания Павловского дворца-музея. Это настоящий подарок ценителям моды. Фасонов платья столько, сколько могла себе позволить в то время лишь театральная прима. Как рассказывает консультант выставки историк моды Раиса Кирсанова, конструкция платьев типична для стиля модерн. Придает женской фигуре S-образные очертания и сходство с перевернутой лилией... >>
  • //  05.03.2003
Семьдесят лет назад, в феврале 1933 года, Станиславскому предложили принять участие в дискуссии на страницах газеты «Советское искусство» о спектакле «Мертвые души». Станиславский отказался и между прочим заметил: «А мое мнение частное -- что нельзя убедить людей, которые разучились смотреть актеров, а умеют видеть только режиссерские трюки»... >>
  • //  05.03.2003
Москве показали спектакль Евгения Панфилова «Тюряга»
Театр Наций собрал в один вечер московскую гастроль труппы полгода назад погибшего хореографа и премьеру хореографа, дебютирующего в Москве. «Тюряга» пермского театра Евгения Панфилова и «Пикник» «Крепостного балета», возглавляемого Еленой Прокопьевой, обнаружили некоторое сходство. Впрочем, различий было больше... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика