N°38
04 марта 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  • //  04.03.2003
Давай в провинцию
Выставка современного искусства открылась в Чебоксарах

версия для печати
Чудны дела твои, Господи. Как могло занести на волжские просторы сугубо экспортный товар -- выставку «Давай», ультрасовременную, шокирующую и вызывающую, простым умом понять невозможно. Хоть и объявлены Чебоксары «Культурной столицей Поволжья», эффектно, хоть и уравнялись они, пусть и временно, в столичности с Берлином и Веной, где выставку показывали раньше, -- представить себе экстравагантное шоу, которым Берлин пугали, в невинной Чувашии было непросто. Действительность превзошла ожидания настолько, что захотелось ненадолго перенести в Чебоксары и другие московские выставки, а заодно и музеи. Успешно преодолев традиционно непреодолимые российские препятствия в виде разгильдяйства, бездорожья, нехватки денег и тотального обскурантизма, выставка «Давай» приземлилась в чебоксарском выставочном зале, как будто только ее здесь и ждали. Пространство выглядело современным, публика -- заинтересованной, организаторы -- счастливыми. Вокруг свезенных со всей Чувашии видеопроекторов (числом ровно семь) толпились люди, дивясь, но не удивляясь (да и чему удивляться) нашим туземным радостям -- зэковскому фольклору «Синих носов» из Новосибирска, беспощадным и бессмысленным московским «Свадьбам» Людмилы Горловой, прочим пугалкам-стрелялкам-ужастикам из нашей любимой и единственной российской действительности. Настоящая русскость, достигнутая долговременными и упорными трудами интернационального коллектива кураторов (под руководством экстравагантного и чрезвычайно успешного директора Музея прикладного искусства Вены МАК Питера Ноевера и знатока современной русской культуры со всеми ее безобразиями Тины Бауэрмайстер), выдержала проверку на прочность и идентичность в совершенно реальных глубинах России. Публика вглядывалась в свой образ с интересом, без радости или осуждения, на шутки реагировала адекватно. Большим числом выставок не избалованная, новым техникам не удивлялась, доверяла профессионалам, прямо как москвичи в начале перестройки. Фырчание отдельных представителей местного художественного союза о малом количестве картин, маслом писанных, осталось без внимания и в настоящее противостояние не вылилось. Впрочем, нельзя, правды ради, умолчать и о разумной цензуре, которой подвергла выставку куратор Любовь Сапрыкина, удалив все сцены, «которые можно было бы счесть порнографическими». О том, как куратору удалось превратить предложенное помещение в современный выставочный зал, а неясного происхождения куски материи -- в шикарные экраны, эта фея из центра современного искусства Нижнего Новгорода не сообщила. Для адаптации к местным условиям она включила близкие сельскохозяйственной Чувашии фотографии строительства зеленых зиккуратов в простой русской деревне Николая Полисского и доступные радости игры в футбол на лужайке Дмитрия Гутова.

Инсталляции, которые могли бы поставить местную публику в тупик, до Чебоксар не доехали по причинам практического характера и ко всеобщему удовлетворению -- все равно места для них не хватило бы. Другие российские кураторы, собранные Ноевером с бору по сосенке -- из Новосибирска, Калининграда, Москвы, Екатеринбурга (нарочно, чтобы без упора на самых раскрученных столичных знаменитостей, а с максимальным охватом провинции) в Чебоксары не приехали и выставку на свои территории продвигать не собираются. Потому Поволжье оказалось впереди всей страны, а заодно и Москвы, что при нынешней, сугубо экспортной ориентации наших кураторов вполне закономерно. А что до немцев-австрийцев, то выставка в Чувашии -- их решительный ответ на всяческие глобализации и настоящее путешествие в незнаемое, не то что банальный визит в Москву. Потому неудивительно, если занятные выставки станут и впредь Москву объезжать. Только теперь они делают это в основном ради Петербурга, но скоро будут выбирать Поволжье.

Культурной столице Поволжья -- Чебоксарам предстоят и новые испытания современным искусством. Грядут выставки и прочие непростые культурные события. Первый блин показал, что местная администрация к ним готова и не собирается выступать посредником в споре искусств между собой, уже тем приятно отличаясь от столичной.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ

  КУЛЬТУРА  
  • //  04.03.2003
Музею имени Андрея Рублева снова не повезло. Неоднократно предпринимавшиеся в советские времена попытки закрыть его («за излишнюю религиозность») нежданно активизировались в наши официально-православные времена. Усилия по «оптимизации расходов федерального бюджета» привели к появлению в недрах созданной для этой полезной миссии комиссии черного списка музеев... >>
  • //  04.03.2003
Выставка современного искусства открылась в Чебоксарах
Чудны дела твои, Господи. Как могло занести на волжские просторы сугубо экспортный товар -- выставку «Давай», ультрасовременную, шокирующую и вызывающую, простым умом понять невозможно. Хоть и объявлены Чебоксары «Культурной столицей Поволжья», эффектно, хоть и уравнялись они, пусть и временно, в столичности с Берлином и Веной, где выставку показывали раньше, -- представить себе экстравагантное шоу, которым Берлин пугали, в невинной Чувашии было непросто... >>
  • //  04.03.2003
Александр Солженицын награждает Ольгу Седакову и Юрия Кублановского
Уже в третий раз премия Александра Солженицына делится меж двумя литераторами -- на сей раз поэтами... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика