N°29
18 февраля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
  ПОИСК  
  • //  18.02.2003
Москва альтернативная
Столичные районы объединяются для борьбы за право на самоуправление

версия для печати
Около десяти муниципальных образований Москвы намерены объединиться в «Московский конгресс самостоятельных муниципальных образований». Лидеры конгресса не собираются довольствоваться полномочиями, которыми их от щедрот своих оделило столичное правительство. Они намерены прежде всего отстоять в суде право москвичей на полноценное местное самоуправление, а также оспорить в судебном порядке соответствие нового московского закона о местном самоуправлении федеральному законодательству. Об этом заявил вчера на пресс-конференции депутат Мосгордумы от СПС, один из главных идеологов реформы местного самоуправления в Москве Дмитрий Катаев. По его словам, образование конгресса должно стать ответной мерой на создание Ассоциации муниципальных образований Москвы, основанной при участии правительства Москвы и находящейся под его полным контролем. Г-н Катаев сообщил, что юристами подготовлено уже более 20 исков по фактам нарушения московскими властями федерального законодательства о местном самоуправлении.

Спорный законопроект «О местном самоуправлении в г. Москве», вступивший в силу с 1 января 2003 года, своим появлением обязан решению Верховного суда. Судьи признали московскую практику совмещения на одном уровне и в одном органе местного самоуправления и государственной власти субъекта РФ несоответствующей российской Конституции. После чего Мосгордума вынуждена была внести изменения в устав Москвы, упразднив мэрию как орган местного самоуправления, но оставив должность мэра за Юрием Лужковым. В результате была создана сложная система власти, при которой мэр без мэрии Юрий Лужков стал председателем столичного правительства. Изменив устав, Мосгордума во исполнение решения Верховного суда принялась за реформу местного самоуправления. Чтобы не создавать второе -- теперь уже муниципальное -- правительство Москвы и вторую Мосгордуму, депутаты сочли за лучшее «спустить» местное самоуправление на уровень районов.

В итоге к началу этого года, когда новый московский закон о местном самоуправлении вступил в силу, Москва практически удвоила количество бюрократов районного уровня. Районные управы постепенно преобразуются в территориальные органы исполнительной власти города, подчиненные префектурам. Органами же местной власти становятся муниципалитеты, также создающиеся на базе упраздненных управ. Однако все муниципалитеты по статусу имеют свой устав и бюджет.

Столичное правительство демонстративно не стало ущемлять новые органы самоуправления. Во исполнение закона Москва с готовностью выделила муниципалитетам ряд сфер ведения, наиболее важной из которых является работа с детьми. Кроме того, муниципалитет имеет, например, право снижать брачный возраст жителей района или регистрировать домашних животных. Источники финансирования местных бюджетов также определены законом Москвы -- это налог на имущество физических лиц и на сделки дарения. Так как поступлений от этих налогов априори не хватит на исполнение возложенных на муниципалитеты функций, столичное правительство пообещало предоставить недостающие средства из городского бюджета. Правда, по предварительным расчетам мэрии, совокупный бюджет всех 123 муниципальных образований Москвы не должен превышать 500 млн рублей в год.

В общем, неудивительно, что новый городской закон о местном самоуправлении, формально соответствующий федеральным требованиям, совершенно не устраивает последовательных сторонников развития местного самоуправления. Таковых, впрочем, пока не так уж много. Открыто бунтуют, отказываясь перерегистрироваться, всего четыре района -- Пресненский, Головинский, Левобережный и Дмитровский. А из 28 депутатов Мосгордумы, рассматривавших окончательный вариант законопроекта, «против» проголосовал только один -- Дмитрий Катаев. Комментируя свою позицию в интервью корреспонденту газеты «Время новостей», он заявил, что суть нового закона заключается в том, что исполнительная власть в районах выводится из-под контроля избирателей. По новому закону все вопросы районного масштаба решаются управами, непосредственно подчиненными префекту и мэру. Выборы фактически отменяются, так как выборные органы местного самоуправления -- районные собрания --- абсолютно ничего не решают. Районная власть никак не зависит от избирателей, а влиять на ситуацию жители могут только через жалобы на имя мэра, префекта или президента.

Глава Пресненской районной управы Александр Краснов, конфликтовавший с Юрием Лужковым еще в Моссовете, выразил свой протест энергичнее. Он заявил, что перерегистрировал свою управу в налоговых органах как орган местного самоуправления со всеми перечисленными в федеральном законе полномочиями и источниками финансирования в виде местных налогов, а заодно утвердил районный бюджет объемом в 1,2 млрд рублей. Г-н Краснов также пообещал подать собственный иск в суд на предмет несоответствия московского закона федеральному законодательству.

Депутат Катаев считает, что иски г-на Краснова или других недовольных рано или поздно будут удовлетворены судом. По словам законодателя, еще в 2001 году Верховный суд определил, что для сохранения единства городского хозяйства города федерального значения Москва и Санкт-Петербург могут своими законами устанавливать местные налоги на своей территории, но при этом субъекты федерации не имеют права забирать эти налоги в свой бюджет.

Московские власти, однако, не разделяют оптимизма сторонников районного самоуправления. Заместитель мэра Анатолий Петров, представляющий интересы Юрия Лужкова в Мосгордуме, комментируя подобные претензии нескольких глав районов, заявил, что юридических перспектив у таких исков нет, так как федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» позволяет городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу своими законами устанавливать предметы ведения и источники доходов местного самоуправления. Что же касается четырех «мятежных» районов -- Пресненского, Головинского, Левобережного и Дмитровского, -- отказывающихся перерегистрироваться, то, по словам г-на Петрова, они «никуда не денутся». Дело в том, что прежний закон «О районной управе» утратил силу, и сегодня эти организации юридически не существуют, а значит, не могут заключить договор с казначейством на обслуживание своих бюджетов, не могут получать субсидии из горбюджета и не могут платить зарплату своим сотрудникам.

Эту позицию разделяет и давний оппонент «местных самоуправов» депутат Мосгордумы Александр Крутов. В беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» он отметил, что районы могут сколько угодно оспаривать практику направления местных налогов в городской бюджет. Но чтобы заполучить все местные налоги в бюджеты районов, они должны будут доказать в суде, что действительно могут осуществлять все 32 предмета ведения местного самоуправления, записанных в федеральном законодательстве. То есть убедить суд в способности организовать в отдельно взятом районе, например, собственную автономную канализацию или захоронение умерших.

Споры вокруг местного самоуправления в отдельно взятой столице Российской Федерации продолжаются уже больше десяти лет, и последние события говорят о том, что прекратятся они не скоро. Действующий московский закон о местном самоуправлении был призван формально заполнить юридический вакуум в преддверии принятия нового федерального закона, разрабатываемого под руководством заместителя главы администрации президента Дмитрия Козака. Однако последние обсуждения подготовленного г-ном Козаком документа в Госдуме свидетельствуют о том, что принятие федерального закона только добавит поводов для обращения в суд. По словам депутата Госдумы Вадима Бондаря, Дмитрий Козак внес в свой законопроект норму, позволяющую городам федерального значения совмещать в одном органе и на одном уровне местную власть и государственную власть субъекта РФ. То есть заложил в закон ту самую норму, с которой начались судебные тяжбы вокруг московского местного самоуправления. В московском правительстве сегодня жалеют, что эта норма не присутствовала в федеральном законодательстве в 2001 году. Тогда столичные власти обошлись бы без целой серии реформ. Однако оппоненты мэрии из числа сторонников местного самоуправления напоминают сразу и Дмитрию Козаку, и Юрию Лужкову, что практику совмещения государственной и местной власти запрещает Конституция РФ.
Александр ГУДКОВ

  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  18.02.2003
Столичные районы объединяются для борьбы за право на самоуправление
Около десяти муниципальных образований Москвы намерены объединиться в «Московский конгресс самостоятельных муниципальных образований». Лидеры конгресса не собираются довольствоваться полномочиями, которыми их от щедрот своих оделило столичное правительство. Они намерены прежде всего отстоять в суде право москвичей на полноценное местное самоуправление, а также оспорить в судебном порядке соответствие нового московского закона о местном самоуправлении федеральному законодательству. Об этом заявил вчера на пресс-конференции депутат Мосгордумы от СПС, один из главных идеологов реформы местного самоуправления в Москве Дмитрий Катаев. По его словам, образование конгресса должно стать ответной мерой на создание Ассоциации муниципальных образований Москвы, основанной при участии правительства Москвы и находящейся под его полным контролем. Г-н Катаев сообщил, что юристами подготовлено уже более 20 исков по фактам нарушения московскими властями федерального законодательства о местном самоуправлении... >>
  • //  18.02.2003
Создание альтернативного «Московского конгресса муниципальных образований», а также перспективу длительных судебных тяжб с четырьмя «мятежными» районами столичные власти восприняли спокойно. Во всяком случае внешне. Поскольку, как утверждает вице-премьер правительства Москвы, представитель мэра в Мосгордуме Анатолий Петров, местное самоуправление в столице все равно будет строиться по вступившему в силу с 1 января городскому закону... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика