N°23
10 февраля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
  ПОИСК  
  • //  10.02.2003
Жизнь в Стране утренней свежести
версия для печати
На этой неделе жители Северной Кореи, именующей себя Страной утренней свежести, будут широко отмечать главный праздник года -- день рождения своего вождя товарища Ким Чен Ира. В будущее воскресенье северокорейскому лидеру исполнится 61 год.

Подготовка к «счастливому февральскому дню» окрашена в густые военно-патриотические тона. В прошлом году Пхеньян бросил вызов политике Вашингтона, выслав из страны инспекторов МАГАТЭ и потребовав от США заключения пакта о ненападении. Спираль противостояния раскручивается все быстрее -- КНДР и США обмениваются угрозами и клянутся не поддаваться на «шантаж» противоположной стороны.

Многие эксперты полагают, что корни нынешнего ядерного кризиса произрастают из экономических неурядиц Северной Кореи. Ким Чен Ир якобы умышленно провоцирует конфликты, чтобы получить от Запада и от Сеула новую, увеличенную порцию гуманитарной помощи. Чтобы оценить истинность этой версии, мы попросили людей, не понаслышке знающих жизнь КНДР, рассказать о своих впечатлениях от повседневного быта Страны утренней свежести.

Своеобразие КНДР в том, что страной правит один человек. Сейчас это Ким Чен Ир, до этого был его отец -- Ким Ир Сен. КНДР -- это социалистическая страна, где официальная передача власти от отца к сыну прошла в соответствии древними традициями. Подобным образом корейский король передавал некогда власть своему сыну. Они даже записали в конституцию страны, что Ким Ир Сен остается «вечным президентом КНДР».

Ким Чен Ир сперва именовался «любимым руководителем», потом «великим руководителем», сейчас он -- «великий полководец». Пропаганда внушает людям, что под руководством нового полководца «мы победим» и «нам не страшен никто». Есть даже такая песня: «Если нет тебя (имеется в виду Ким Чен Ир), то нет родины. Если нет родины, то нет тебя тоже». Каждая телевизионная программа начинается с поклонения «великому полководцу». Однако в КНДР вы никогда не добьетесь ответа на вопрос, какие именно сражения выиграл этот «полководец».

Ким Чен Ир и его окружение настроены очень националистически. У них в обороте лозунги, что корейская нация «лучше всех», что она «самая мудрая», «самая умная» и «лучше всех наций». Национализм активно используется в пропаганде, чтобы побудить народ верно служить режиму.

Сейчас КНДР находится в очень тяжелом положении, экономика буквально разваливается. В конце 80-х годов страна производила 35 млрд киловатт-часов электроэнергии, а сейчас где-то 10--12. Угля тогда добывали 50 млн тонн, сейчас около 12--13. Зерна собирали 7 млн тонн, сейчас -- чуть больше 4 млн тонн. КНДР ощущает нехватку электроэнергии, топлива, основных видов сырья, продуктов питания, предметов массового потребления.

Почти 80% промышленных предприятий простаивает -- сказывается нехватка электроэнергии, сырья, износ оборудования. В стране, которая десять лет назад объявила себя индустриальным государством, идет обратный процесс -- деиндустриализации. Руководству КНДР не удается решить ни одной серьезной экономической проблемы. Ежегодно Северная Корея получает в качестве гуманитарной помощи до 1 млн тонн зерна и продуктов питания, что позволяет сводить концы с концами.

Причина плачевного состояния экономики коренится в проводимой политике, отдающей приоритет армии -- все внимание на вооружении, на превращении страны в крепость. В стране постоянно проводятся различные политические кампании по подъему революционного воинского духа народа, но практически это не получается.

Эти кампании преследуют также цель поднять авторитет Ким Чен Ира, который принял от отца непростое наследство. Но если отцу удавалось развивать экономику с помощью советских кредитов, то сейчас, когда страна не получает кредитов, а собственных инвестиций не хватает, о прогрессе мечтать трудно.

Интересный постулат выдвинут северокорейской пропагандой -- строительство могущественной державы на основе трех составляющих. Военная составляющая вроде бы решена, ибо создана, как они считают, крепкая армия, страна превращена в крепость, весь народ вооружен. Вторая -- идеологическая составляющая. Считается, что страна идеологически подкована, народ верит в идеи самостоятельности и независимости: человек -- хозяин всего, провозглашает идеология чучхе. Третья составляющая -- экономическая. И эта проблема не решена. Как это сделать, не знает ни пропаганда, ни те, кто определяет экономическую стратегию страны.

В последние годы КНДР пытается провести какие-то квазиреформы. На рынке в Пхеньяне есть все, там почти вся гуманитарная помощь, там можно купить продукты питания, свежие овощи и фрукты зимой, мясо различных видов и сортов. Год-полтора назад в Северной Корее были предприняты меры, направленные якобы на развитие рыночных отношений. Тогда резко подняли заработную плату всем категориям трудящихся. Но если зарплату подняли в десять раз, то в тридцать-сорок раз были подняты цены. Зарплата -- три тысячи вон ежемесячно, а килограмм мяса стоит примерно 800--900 тыс. вон. И как тут прокормить семью из пяти-шести человек?

Если вы посмотрите на идущего по городу северокорейца, то прежде всего заметите на его лице озабоченность. Каждый озабочен тем, как накормить себя, семью, детей, во что их одеть, обуть. Руководство страны придумывает всевозможные кампании, например «картофельную революцию». Чтобы решить продовольственную проблему, расширили посевы картофеля. Но корейцы от этого не в восторге -- они веками предпочитают есть рис.

Система нормирования продуктов питания осталась. Государственные магазины в городе, как правило, закрыты. Если они открыты, то на прилавке стоит лишь острая корейская капуста кимчи. Встречаются и другие продукты, но чаще всего они не продаются, а стоят для того, чтобы создавать какой-то антураж. Карточная «коммунистическая система распределения» (так ее охарактеризовал еще Ким Ир Сен) до настоящего времени действует, но продовольственные карточки не отовариваются. Если в лучшие времена каждый взрослый кореец получал 600 гр. риса в день, а по 400 получали старики и дети, то теперь взрослым дают лишь 300--400 гр. в день. Это очень мало, народ не ест мясо, естественно, это не относится к кадровым работникам, к партийному госаппарату, к военным. Офицеры и генералы все это имеют, при каждой воинской части есть подсобные хозяйства, где выращивают свиней. Производство молока также идет для поддержания нормального состояния армии.

Транспорт в Северной Корее -- в плохом состоянии. К примеру, по железной дороге от Пхеньяна до Чхонджина, где находится российское генеральное консульство, всего 700--800 км. При нормальной ситуации туда можно было доехать за полтора дня. Теперь, особенно зимой, поезда идут по 6--7 суток. Это последствие нехватки электроэнергии, хотя и путевое хозяйство также находится в плачевном состоянии.

Потребуются очень крупные инвестиции для того, чтобы реализовать совместный российско-корейский проект стыковки железнодорожной сети КНДР с Транссибом. По самым скромным подсчетам, на первом этапе нужно будет вложить около полумиллиарда долларов, чтобы привести дорогу в нормальное состояние. Затем потребуются еще более значительные суммы, чтобы ее модернизировать.

КНДР испытывает всю тяжесть тоталитаризма, подобного которому не было ни в СССР, ни в Китае. Жестко милитаризованное северокорейское общество разъедает коррозия. Заметно расслоение населения на фоне экономического кризиса, при общей бедности населения выделяются чиновники и военные -- они получают повышенную заработную плату, имеют возможность даже получать твердую валюту. При каждом министерстве и при ЦК Трудовой партии Кореи создаются коммерческие фирмы, имеющие право выхода на международный рынок, на приобретение товаров и продажу собственных экспортных товаров.

В стране растут преступность, воровство, хулиганство, а ведь 10--15 лет назад эти явления были редкостью для северокорейского общества. Население демонстрирует равнодушие к идеологическим установкам, которое проповедует правящая партия. Народ начинает понимать -- его призывают затянуть пояса и преодолевать все новые и новые трудности, терпеть лишения во имя будущих поколений, а в это же время на его бедах жиреют чиновничество и партократия. Власти широко используют карательно-принудительные меры, народ запуган. Попытайтесь на улице подойти к корейцу и спросить у него дорогу -- он шарахнется и убежит прямо на ваших глазах, не зная, что ответить.
Андрей ЗОЛОТОВ, Пхеньян--Москва

  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  10.02.2003
На этой неделе жители Северной Кореи, именующей себя Страной утренней свежести, будут широко отмечать главный праздник года -- день рождения своего вождя товарища Ким Чен Ира. В будущее воскресенье северокорейскому лидеру исполнится 61 год... >>
  • //  10.02.2003
Саркофаг Ким Ир Сена лучше, чем у Ленина
Главной святыней Северной Кореи считается мавзолей, в котором установлен саркофаг с телом Ким Ир Сена. Все, что прямо или косвенно связанно с именем Ким Ир Сена, жители Северной Кореи почитают или даже боготворят. Иностранных гостей перед приездом в Пхеньян особо предупреждают: ни в коем случае не выкидывать газеты с портретами северокорейского лидера или его книги... >>
  • //  10.02.2003
Несмотря на голод, КНДР готова постоять за себя
Сегодня Северная Корея в жесточайшем кризисе. Это итоговое впечатление, которое я составил, выезжая из страны месяц назад, стоя в неотапливаемом аэропорту Пхеньяна. Хотя на улице было не очень холодно, минус два градуса, руки в VIP-зале можно было греть только о чашку с кофе. На месте корейцев я бы уже давно, невзирая ни на какие запреты МАГАТЭ и окрики со стороны США, включил все имеющиеся атомные реакторы. Какое уж тут атомное оружие, в разработках которого обвиняют корейцев, -- люди мерзнут, им греться надо! В таком состоянии жить невозможно. Можно только умирать, даже не выживать... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика