N°220
25 ноября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  25.11.2003
«Этника» против world
Пятый фестиваль «По ковру» в клубе «Дом»

версия для печати
Очередное фирменное мероприятие культурного центра «Дом» -- фестиваль ориентальной культуры -- в этом году получилось несколько усеченным. По неведомым причинам отменилось воскресное выступление тувинской группы «Алаш». Да и участников было заявлено маловато, всего двое (с ансамблями): таджик Давлатман Холов и ливанец Раби Абу Халил. Впрочем, количество на качестве никак не сказалось, тем более что в итоге «план по валу» перевыполнили: каждый артист играл часа по два, никак не меньше.

Ансамбль Давлатмана Холова играет суфийскую традиционную музыку. В прошлые годы в «Доме» уже выступали суфии -- пакистанские группы Sabri Brothers и Rizwan-Muazzam Qawwali. Но они играли стиль каввали, а группа Холова продемонстрировали нам еще одну разновидность суфийской музыки под названием фаллакх.

Холов, может быть, не столь «раскрученный бренд» мировой музыки, как Rizwan-Muazzam Qawwali, но музыкант он в высшей степени достойный. Кроме того, у него тоже есть определенная «экспортная история»: сольный компакт-диск музыканта издал лейбл Learned & Folk Music. Недавно, по словам Холова, британское телевидение сделало о нем документальный фильм. К сожалению, на его выступлении народу было маловато -- наша публика, видимо, решила, что хватит с нее представителей советского Востока в виде «Ашхабада» и Севары (хотя, по-моему, надпись на афише: «таджикские суфии» способна пронять кого угодно). Решила и, как обычно, капитально лажанулась. Потому что выступление было совершенно безумным по энергетике: именно за это и любят суфийскую музыку простые европейцы. Холов, закончивший на родине консерваторию, играет на нескольких народных инструментах и замечательно поет: у него мощный и летящий голос, воскрешающий в памяти записи (увы, теперь только записи) Нусрата Фатэ Али Хана.

Музыкант ливанского происхождения, виртуоз арабской лютни уд Раби Абу Халил в настоящее время проживает в Мюнхене. Его выступление в «Доме» -- экономический эксперимент: билеты стоили аж 1000 рублей! (Обычно вчетверо меньше.) Тем не менее... аншлаг! Раби -- настоящая этнозвезда; на Западе вышло с десяток его пластинок на таком известном лейбле, как Enja, а один альбом -- и вовсе на культовом германском ECM. Концепция стиля этого музыканта и его ансамбля (аккордеон, туба, перестроенная ударная установка, кларнет) -- европейский world-фьюжн, т.е. сплав многообразных фольклорных традиций. Характерно, что все музыканты коллектива -- из разных стран: Италии, Франции и даже США. По восприятию музыка виртуозная и «просто красивая», тут уж ничего не скажешь.

Разнесенные по разным дням фестиваля Холов и Халил явили удачное концептуальное противопоставление: «этника» против world. Глубокий, религиозный и традиционный Холов против современных изысканий в недрах народной музыки, которые происходят на Западе и становятся все более и более «обкатанными» и, как следствие, популярными. Раби Абу -- сверхудачный пример такого творчества. Его музыка -- идеальная и очень вкусная без приторности смесь всего самого внятного, эмоционального и приятного. Чуть джаза, что-то от Пьяцоллы, кларнет с узнаваемыми еврейскими («клезмер») интонациями. Итальянский вокалист Джавино Мурджа очень правдоподобно имитирует обертоновое пение. В паузах между песнями Раби превращается в настоящего шоумена и как артист разговорного жанра рассказывает всякие нелепые абсурдные истории (по-нашему говоря, «телеги гонит»).

О мелочах. К сожалению, не продавали пластинки -- хотя «этника» как раз продается именно на концертах, и вообще любая «мода» на того или иного этноартиста начинается с концерта, за практически полным отсутствием других источников информации. Концерт -- точка старта для этноартиста в Москве, и после удачного выступления начинает работать «сарафанное радио». После выступлений вышеописанных музыкантов оно наверняка заработает так, что можно будет звать их в Москву еще раз.
Александр БЕЛЯЕВ
//  читайте тему  //  Музыка

  КУЛЬТУРА  
  • //  25.11.2003
Объявлены номинанты национальной премии кинопрессы и кинокритики «Золотой овен»
Лидером симпатий критики стал фильм Петра Буслова «Бумер», попавший в семь из одиннадцати номинаций. На втором месте «Возвращение» Андрея Звягинцева -- у него пять номинаций... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  25.11.2003
«Из Красной книги» Александра Бакши и Ильи Эпельбаума
На фестивале Театра Звука состоялась главная премьера -- спектакль «Из Красной книги», сочиненный композитором Александром Бакши и режиссером театра «Тень» Ильей Эпельбаумом... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  25.11.2003
Пятый фестиваль «По ковру» в клубе «Дом»
Очередное фирменное мероприятие культурного центра «Дом» -- фестиваль ориентальной культуры -- в этом году получилось несколько усеченным. По неведомым причинам отменилось воскресное выступление тувинской группы «Алаш»... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  25.11.2003
«Новый мир» (№11) запомнится публикацией заключительной части «очерков изгнания» Александра Солженицына «Угодило зернышко промеж двух жерновов»... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ