N°219
24 ноября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  24.11.2003
Торговое кольцо России
версия для печати
Покупательский бум, охвативший столицу в последние годы, нашел живой отклик у многих западных корпораций: как по волшебству в Москве растут огромные торговые комплексы, гипермаркеты и моллы. А если быть совсем точными -- вокруг Москвы, по всей протяженности МКАД.

Особенно востребована внешняя сторона МКАД -- здесь расположились Auchan, IKEA, «Крокус Сити Молл», «Мега»... Казалось бы, большой ассортимент магазинов должен привлекать огромное количество посетителей, но большинство москвичей по-прежнему предпочитают небольшие магазины по месту жительства. Особенно страдают продуктовые бренды -- их не спасают даже низкие цены, достигаемые владельцами за счет больших оборотов. Причина кроется, разумеется, в расстоянии -- далеко не все автовладельцы готовы провести выходные в дороге и бесконечных московских пробках, а те, кто пользуется общественным транспортом, и вовсе не предпринимают попыток добраться до самых отдаленных московских окраин.

Тем не менее число магазинов, открывающихся за пределами МКАД, продолжает неуклонно расти. Почему же область пользуется у девелоперов такой неизменной популярностью? Хорошо известен опыт «первопроходца» -- шведской компании IKEA. Два года шведы стремились получить участок на Кутузовском проспекте. Но российское мебельное лобби добилось того, что со столичными властями IKEA так и не смогла договориться, и первый магазин был открыт в Химках (свой второй магазин компания открыла тоже за пределами МКАД -- в деревне Мамыри). Менеджер проектов Российского совета торговых центров Александр Пыпин считает, что трудности с получением земли под застройку на московской территории остаются причиной номер один впечатляющих темпов освоения внешней стороны «кольцевой». Поэтому и для других операторов потребительского рынка пример IKEA остается актуальным. Во-вторых, отмечает г-н Пыпин, земля в области значительно дешевле, следовательно, доступнее. Кроме того, областные власти обладают большей самостоятельностью: администрация районов сама может принимать решения о предоставлении участков земли. В Москве с демократией дело обстоит гораздо хуже.

Итак, большинству компаний проще строиться в области -- число членов «клуба за МКАД» неуклонно растет. На минувшей неделе к ним присоединилась немецкая компания OBI, владеющая крупнейшей в Европе сетью гипермаркетов строительных материалов и товаров для дома. OBI открыла два магазина -- на севере и на юге. Оба магазина площадью свыше 15 тыс. кв. м построены на территории IKEA на условиях аренды. Инвестиции в них составили 20 млн долл. Процесс пошел -- начинается период серьезной борьбы с рынками и другими видами нецивилизованной торговли подобными товарами. OBI стал первооткрывателем этого рынка среди иностранных игроков. И вполне вероятно, что через некоторое время в Россию попытаются прийти французские сети Leroy Merlin и Castorama, бельгийская Brico и немецкая Hornbach.

Компания OBI, входящая в немецкую группу Tengelmann, была основана в 1970 году Манфредом Маусом. В настоящее время в сеть OBI входит более 470 магазинов, из которых 329 находятся в самой Германии, а остальные -- в Австрии, Швейцарии, Италии, Польше, Чехии, Венгрии и других странах. По словам председателя правления группы компаний OBI Серджио Джирольди, мировой оборот сети в 2002 году составил 5,8 млрд евро.

Во всем мире OBI развивается по уже давно признанной в Европе системе франчайзинга. На таких же условиях немецкая компания собирается действовать и в России. Здесь ее партнером стал бывший президент компании, владеющей сетью магазинов строительных материалов «Старик Хоттабыч», Игорь Сосин, который в 2001 году продал свои акции «Старика Хоттабыча», и, как он сам говорит, теперь к этой компании он не имеет никакого отношения. OBI и Игорь Сосин создали совместное предприятие «DIY-Москва», в котором 51% акций принадлежит OBI AG, а 49% -- компании Игоря Сосина. Соответственно, «DIY-Москва» является эксклюзивным пользователем франшизы на территории Москвы и Московской области.

По словам г-на Сосина, рынок стройматериалов и товаров для дома в Москве и Московской области оценивается в 3 млрд долл. При этом его ежегодный рост составляет 10--12%. А для того, чтобы OBI занять 10% рынка, нужно открыть 10 магазинов. Исполнительный директор «DIY-Москва» Михаил Филимонов полагает, что это произойдет уже через три года. Столь же амбициозно настроен и г-н Джирольди, который заявил о том, что в течение пяти лет на территории России будет открыто 15 магазинов. Как минимум семь из них собираются построить в Москве. Журналистам г-н Джирольди сообщил: «Я не вижу причин, по которым мы бы не смогли стать абсолютным лидером московского рынка». У журналистов, впрочем, нашлось сразу несколько таких причин.

Наполеоновским планам компании могут помешать не только конкуренты, под которыми, по словам г-на Джирольди, подразумеваются «все», но и излишняя поспешность собственных действий. Первое, что бросается в глаза при посещении ОВI, крайне неудачное расположение магазинов. Удаленность от центра города и неудобные подъездные пути могут помешать потенциальным посетителям добраться до них. Выгодное, казалось бы, соседство с магазинами IKEA, «Мега» и Auchan на юге столицы и с IKEA на севере только усугубляет ситуацию: многокилометровые пробки образуются уже на МКАД, и путешествие по загруженным трассам Москвы может отбить охоту к любым покупкам. Кроме этого, за кадром явно остался фактор конкуренции -- даже если потратить на посещение перечисленных выше магазинов целый день, на OBI может просто не хватить сил, времени и денег.

Г-н Джирольди, однако, уверен в обратном -- он полагает, что именно такая география принесет успех его магазинам. На вопрос газеты «Время новостей» о причинах выбора места расположения OBI он ответил, что «основывался на собственных умозаключениях». Вряд ли он представляет себе, насколько ошибочными могут оказаться эти умозаключения -- как выяснилось, владелец крупнейшей торговой сети в формате «сделай сам» даже не представляет себе, кто и как строил для него здание. И неудивительно -- г-н Джирольди поведал журналистам, что магазины будут управляться исключительно русскими. Очевидно, слухи об отсутствии в России настоящих профессионалов в этой области еще не достигли далекой Германии.
Екатерина САШЕНКО, Ольга ПРЯНИКОВА

  НА РЫНКЕ  
  • //  24.11.2003
Покупательский бум, охвативший столицу в последние годы, нашел живой отклик у многих западных корпораций: как по волшебству в Москве растут огромные торговые комплексы, гипермаркеты и моллы. А если быть совсем точными -- вокруг Москвы, по всей протяженности МКАД... >>
  • //  24.11.2003
Квартиры в области идут нарасхват
Недвижимость в Подмосковье становится все популярнее: если в 2002 году соотношение количества построенных квартир в столице и области составляло 70:30, то по итогам нынешнего оно приблизится к пропорции 55:45... >>
  • //  24.11.2003
Столичные власти будут извлекать доход от сдачи квартир в аренду
По самым скромным подсчетам, ежегодный оборот рынка аренды квартир в Москве составляет 1,2 млрд долл. Разумеется, эта сумма остается в частном секторе, и ее точный размер нигде не фиксируется... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика