N°201
27 октября 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  27.10.2003
Роман Мухаметжанов
«Если не получился бизнес, нет ни долгов, ни кредиторов -- зачем мучиться с ликвидацией?»
версия для печати
До конца года все частные предприниматели должны будут получить в налоговой инспекции новое свидетельство о регистрации. Не перерегистрировавшись, частные предприятия с 1 января 2004 года автоматически окажутся вне закона. Это значит, после окончания новогодних праздников россияне могут обнаружить привычные для себя магазинчики и палатки на рынках закрытыми. Их владельцев -- индивидуальных предпринимателей властям будет проще всего проверить на предмет обновления свидетельства.

Что касается юридических лиц, то в отношении тех, кто до сих пор не получил новое свидетельство о регистрации (это необходимо было сделать еще до 1 января 2003 года), будет введен упрощенный порядок ликвидации. О том, как это будет происходить, корреспонденту газеты «Время новостей» Ирине СКЛЯРОВОЙ рассказал начальник департамента государственной регистрации и учета юридических и физических лиц Сергей ДУКАНОВ.

-- Сергей Сергеевич, по каким причинам более миллиона юридических лиц до сих пор не подали о себе данные для внесения в реестр?

-- Все организации, которые были зарегистрированы до 1 июля 2002 года и которые не представили о себе сведения (таких у нас оказалось около 1,5 млн), мы разделили на несколько групп. Самая большая группа, 1 млн 100 тыс., -- это организации, которые не представляют налоговую отчетность, чье местонахождение неизвестно и у которых нет исполнительных органов. А значит, их нельзя привлечь к ответственности за нарушение сроков представления отчетности. Это организации, по большому счету, для экономики страны никакого интереса не представляют, потому что никакой задолженности перед государством не имеют.

Вторая группа -- это юридические лица, которые являются органами государственной власти, многие из которых были созданы еще в советское время. Это министерства, ведомства, комитеты, агентства, государственные службы. Закон не устанавливает требования по их государственной регистрации, поэтому мы условно называем их юридическими лицами, на самом деле это публично-правовые образования. Большинство из них в реестре юридических лиц не числятся, потому что законодатели их к тому не обязывают. Мы, со своей стороны, не можем ставить вопрос об их ликвидации, так как это органы государственной власти. Заставить их внести о себе сведения в реестр мы тоже не можем, потому что эти публичные образования возникают не с момента их государственной регистрации, а на основании распорядительного акта. Поэтому такие юридические лица мы не трогаем и трогать не собираемся.

Третья группа, примерно 350 тыс. юрлиц, находящихся в процессе ликвидации на основании судебного решения, но процесс которой не завершен. Дело в том, что обязанность по ликвидации возложена на учредителей, но учредителей у таких юрлиц либо уже нет, либо они этой обязанностью пренебрегли и скрылись. Первую группу и третью, то есть 1 млн 100 тыс. и 350 тыс. можно соединить -- это одна и та же категория недействующих юридических лиц.

Четвертая группа -- это юридические лица, которые имеют местонахождение, имеют органы управления, платят все налоги, но, по каким-то не понятным соображениям, сведения о себе не подали. Количество таких организаций с каждым днем уменьшается и измеряется десятками тысяч. К концу года, как мы считаем, не перерегистрировавшихся организаций из этой группы вообще не будет. Либо они будут ликвидированы, либо они просто подадут свои сообщения.

Наконец, последняя, пятая группа, это те, кто работает, но имеет определенную задолженность перед бюджетом.

-- Что будет представлять собой упрощенный порядок ликвидации тех юридических лиц, которые так и не представили о себе сведения для внесения в реестр?

-- Мы четко разграничили для себя, что мы делаем с каждой из групп. С исками о ликвидации мы идем к тем, кто действует, но задолжал бюджету. Это те, кто относится к пятой группе. Мы готовим материалы на их банкротство и направляем в органы ФСФО. Эта группа не очень большая. А вот первой, самой большой группе мы в силу закона предъявить требования к ликвидации не можем. Потому что по Гражданскому кодексу может быть ликвидировано только действующее юридическое лицо, которое своей деятельностью нарушило закон. В отношении недействующих юрлиц арбитражный суд разъяснил, что таковые могут быть ликвидированы только как отсутствующие должники в порядке банкротства.

Ликвидация юрлиц в порядке банкротства через органы ФСФО для первой и третьей групп весьма дорогостоящая процедура для государства. Исходя из того что мы не можем ликвидировать то, что существует только на бумаге, мы предлагаем просто исключить эти организации из реестра на основании государственного административного акта. Если правительство решит возложить функции по административному закрытию предприятий на МНС, то это будем делать мы.

-- Насколько быстро будет проходить исключение из реестра?

-- Для защиты интересов кредиторов, если таковые вдруг найдутся, перед изданием административного акта будет проводиться публикация с уведомлением о ликвидации организации. Если в течение шести месяцев (этот срок в дальнейшем может быть пересмотрен) ни от кого не поступает никаких просьб и заявлений, сразу же выносится решение об исключении из реестра. Если вдруг кто-то захочет затем обжаловать это решение, то в судебном порядке это будет возможно. Правда, мы считаем, что количество этих обжалований будет равно нулю.

Процедура, на наш взгляд, простая, она если и потребует определенных затрат, то в любом случае она значительно дешевле, чем все остальные схемы ликвидации. Кроме того, такая схема очень устраивает наш суд. Потому что у суда задача рассматривать споры. Здесь же спора никакого нет. При отсутствующем юрлице мы фактически судимся с самим судом, процесса как такового не имеется. Более того, и суд, и мы несем определенные затраты по ликвидации, а вердикт суда «ликвидировать» в результате остается неисполненным. Поэтому мы и имеем 350 тысяч юридических лиц по стране, которые как были в процессе ликвидации, так и остаются. Кстати, с «мертвым грузом», фирмами-однодневками, которые могут появиться в будущем, мы предлагаем также работать по упрощенной схеме ликвидации.

-- Практикуется ли в других странах подобный порядок ликвидации юридических лиц?

-- Аналогичная процедура существует в Латвии, Швеции, Великобритании. Причем там процедура значительно проще, чем мы предлагаем начать использовать в России. Например, в Швеции каждый год организация должна представить о себе сообщение, некий отчет, типа того, что сдается у нас в Госкомстат. Если по итогам года организация не прислала отчет, то ее ни о чем не просят, не уведомляют, разве что могут напомнить «забывчивым» по телефону, что отчета от них еще не пришло. Если спустя шесть месяцев организация так и не объявилась, то регистратор подписывает документы, что такого предприятия больше нет.

Процедура очень удобная не только для государства, но, в первую очередь, для самих предпринимателей. Если не получился бизнес, нет ни долгов, ни кредиторов -- то зачем мучиться с ликвидацией? Такие организации просто вычеркиваются из реестра.

-- Грозят ли штрафные санкции тем, кто опоздал с подачей сведений в реестр?

-- Согласно Кодексу об административных правонарушениях санкции могут последовать в виде предупреждения либо же в виде штрафа. Размер штрафа 5 тыс. руб. Поэтому в большинстве случаев мы выносим решение о применении санкций в виде предупреждений. На сегодня мы имеем более 50 тыс. составленных протоколов об административном предупреждении. Из них свыше 34 тыс. -- это решения о привлечении к административной ответственности в виде предупреждений, 4,5 тыс. -- устные замечания и лишь 11 тыс. -- штрафы.

-- Чем объясняется столь либеральное отношение к не успевшим перерегистрироваться?

-- Я бы не стал называть это либерализмом. Дело в том, что среди опоздавших с перерегистрацией очень много детских садов, яслей, школ, интернатов, которым, по большому счету, не до этого. Какой смысл штрафовать их на 5 тыс. руб.? Среди нарушителей сроков очень много религиозных организаций всех конфессий. К ним мы должны очень осторожно относиться. Мы не можем, например, Православную церковь оштрафовать, а мусульманскую общину -- нет. Как правило, мы даже не выносим предупреждения, а ограничиваемся устным замечанием. Бывали даже случаи, когда к нам обращались архиепископы с просьбой снять административное предупреждение с какого-либо прихода. Потому что, на их взгляд, наложенное предупреждение порочило лицо церкви перед прихожанами и другими конфессиями. Посоветовавшись с органами юстиции, мы пришли к выводу, что в таких случаях лучше ограничиться замечаниями.

-- Нет ли вины самих налоговиков в том, что многие узнали о необходимости перерегистрироваться слишком поздно?

-- У нас была очень сильная и уникальная рекламная кампания. Впервые для перерегистрации давался столь короткий срок -- полгода. За это время надо было переоформить документы всех, кто был зарегистрирован за последние 12 лет. А перерегистрация, между тем, проводится далеко не впервые. Часть юридических лиц обязали перерегистрироваться в 1997 году, очередная перерегистрация была, когда вышел закон об обществах с ограниченной ответственностью, затем, когда ввели понятие акционерного общества. Срок на перерегистрацию давался от полутора до двух с половиной лет. Эффект такой перерегистрации был максимум 10% от общего количества обращений за 2,5 года. А сейчас за полгода у нас пришло более 50% от общего количества зарегистрированных в стране юрлиц, а из числа действующих -- 98%.

-- Будет ли проводиться столь же активная рекламная кампания в отношении перерегистрации предпринимателей без образования юридического лица?

-- Если мы и будем вести рекламную кампанию, то она будет нести исключительно социальный характер. Чтобы люди не лишились внезапно источника дохода. Но санкций никаких не будет. По закону, кстати, ликвидировать индивидуального предпринимателя мы не можем, мы имеем право лишь прекратить его деятельность. Регистрация в качестве предпринимателя того гражданина, кто не успеет до 31 декабря 2004 года подать о себе сведения, считается утратившей силу. А значит, с 1 января его деятельность сразу попадет в разряд «лжепредпринимательства», что подпадает под действие Уголовного кодекса. И это мы будет гражданам объяснять.

-- В течение какого срока предприниматель сможет получить новое свидетельство?

-- Чем раньше они принесут документы, тем быстрее. Ведь юрлица в свое время тянули до последнего. Более половины из них, 800 тыс., подали документы в течение последних трех недель. Между тем те, кто подал сообщение о себе в июне--августе, получали подтверждение о внесении в реестр через 5--6 дней. Те, кто подал сообщение в октябре--ноябре, получили новое свидетельство через месяц. Те, кто подал сведения 31 декабря (таких было 300 тыс., и почта нам привозила все эти документы до февраля), ждали несколько месяцев. С перерегистрацией индивидуалов, я думаю, у нас не будет такого ажиотажа. В Москве этим будет заниматься специальная межрегиональная инспекция. Кстати, каждый третий по России регистрационный акт совершается именно в Москве.
Беседовала Ирина СКЛЯРОВА

  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  27.10.2003
Игорь ЯКОВЛЕВ, вице-президент Российской ассоциации политической науки: "Общим местом стал арест Михаила Ходорковского, это знаковое событие, которому посвящены все первые полосы газет мира..." >>
  • //  27.10.2003
Президент
Подписал федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ по вопросам реабилитации инвалидов». Нормы закона предусматривают разграничение финансирования расходов на обеспечение инвалидов средствами реабилитации между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов федерации и фондом социального страхования России. Реализация закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, так как он не изменяет категории инвалидов и не расширяет основания для обеспечения их средствами реабилитации. >>
  • //  27.10.2003
Роман Мухаметжанов
До конца года все частные предприниматели должны будут получить в налоговой инспекции новое свидетельство о регистрации. Не перерегистрировавшись, частные предприятия с 1 января 2004 года автоматически окажутся вне закона... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика