N°188 08 октября 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Восемь женщин лебедя Педро Открылся месяц современного французского танца
Французский танцовщик Педро Поуэльс захотел выйти на сцену «Умирающим лебедем». Выглядеть кабаретным забавником он при этом не захотел. Потому обряжаться в пачку не стал, вполне хватило нормального белого свитера (по ходу спектакля сброшенного -- обнаружилась белая майка) и обычных белых штанов. Он пригласил восемь женщин-хореографов и предложил каждой из них сочинить на знакомую всем музыку Сен-Санса восемь «лебединых» монологов. Монологи эти составили спектакль CYGN-etc -- у нас название перевели как «Лебе-ди». В понедельник желающие взглянуть на «Лебедей» зрители забили зал «Школы драматического искусства» так, как будто им саму Анну Павлову пообещали воскресить и вывести на сцену.
Ну, балерины, настолько отождествлявшей себя с Лебедем, что завещала похоронить себя в сценическом костюме, на Сретенке конечно же не было -- но спектакль начался с немых кинокадров, где она кружилась и всплескивала руками. Потом, когда на сцене появился танцовщик, на задник-экран стали проецироваться крупно выхваченные фрагменты фотографий: то рука висела в воздухе, то подбородок. Связь какой-либо части пушистого лебединого тела с каким-нибудь конкретным монологом установить не представилось возможным -- по-видимому, выбор был достаточно случаен. То есть черно-белые фото использовались только в качестве декорации. Каждая из женщин-хореографов рассказала свою историю, воспользовавшись тоскливым лебединым мотивом. Для Анн-Мари Рейно и Одиль Дюбок смерть представлялась процессом освобождения: в первой миниатюре танцовщик, лежащий на земле чуть ли не узлом завязанный, расплетался, поднимался и распрямлял руки; во второй -- тоже из согнутой, собранной позы стремился вверх, пошатываясь, покачиваясь и опускаясь снова. Франсуаз Дюпюи выдала напоследок своему Лебедю жизнь, полную прыжков, хождения по невидимому канату и катания колесом -- смерть отрицалась вообще (когда я здесь -- ее нет, когда она здесь -- нет меня, самый мужественный и беспечный принцип). Вильфрид Пьолле сделала монолог Лебедя монологом артиста -- когда идет «текст смерти», но останавливается, прерывается ради настороженного и тяжкого взгляда в зал -- работает ли? А самая знаменитая из обитающих во Франции сочинительниц танцев, Каролин Карлсон, пренебрегла обычаем, который вот уже почти сто лет (Фокин поставил «Лебедя» для Павловой в 1907 году) казался незыблемым правилом: Лебедь у нее перестал умирать смиренно. Да, балерины по-разному трактовали (читай: переделывали) фокинский текст, кто-то изображал покорность судьбе, кто-то -- несмиряемую гордость. Но всегда эмоции были закрыты; собственно, «Лебедь» -- это не только гимн белому балету, это гимн хорошему воспитанию. Карлсон послала к чертям ситуацию тихой жертвы, ее Лебедь кричит (беззвучно, но рот искажен воплем). Он встает на стул, чтобы докричаться до небес; он сопротивляется -- но руки невидимая сила будто выворачивает в крылья; и уходит он, подняв перед собой стул, будто защищаясь в драке с заведомо более сильным противником. Показ этого маленького спектакля (завтра он будет и в Петербурге, на сцене клуба «С'танцiя" -- то есть в ДК Первой пятилетки, соседствующем с Мариинкой) -- первый из совместных проектов «Школы драматического искусства» и Французского культурного центра в Москве, где недавно появился новый директор Ив Зоберман. Перед «Лебедями» было объявлено, что ФКЦ и театр Анатолия Васильева «становятся официальными партнерами по показу французской культуры в Москве». Кроме того, Французский центр начинает месяц французского современного танца -- и в эти выходные на сцене «Новой оперы» можно будет увидеть спектакль Клода Брюмашона «Дикие маки» (это уже совместная программа с фестивалем Dance Inversion). То есть «Лебеди» -- это только начало. Но хорошо, что для начала выбрали именно их: виден вкус нового директора к нетривиальным идеям.
Гришковцу пора давать звание народного артиста «Осада» Евгения Гришковца на Новой сцене МХАТ им. Чехова -- вторая осенняя премьера (первой будем считать «Демона» с Олегом Меньшиковым), у которой есть шансы войти в десятку лучших спектаклей сезона, как бы сезон ни сложился. В «Осаде» нет явных режиссерских просчетов, равно как и актерских провалов; все сделано толково, остроумно и учтиво; текст, игра и пространство (сценограф -- Лариса Ломакина) отлично коррелируют друг с другом... >>
Открылся месяц современного французского танца Французский танцовщик Педро Поуэльс захотел выйти на сцену «Умирающим лебедем». Выглядеть кабаретным забавником он при этом не захотел. Потому обряжаться в пачку не стал, вполне хватило нормального белого свитера (по ходу спектакля сброшенного -- обнаружилась белая майка) и обычных белых штанов... >>
Российско-немецкие выставочные проекты в рецензиях германских СМИ Понять, хороша выставка или нет, можно не только по тому, хвалят ее в СМИ или ругают. Есть еще один критерий: адекватность. Насколько адекватен «репродуцированный» в рецензиях СМИ образ выставочного проекта кураторскому замыслу, настолько мы, в глаза его не видевшие, можем сказать, имело ли место событие, запомнилось оно или нет... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|