N°15
29 января 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  29.01.2003
Левые? правые? центр?
Основные электоральные группы

версия для печати
Для определения состава электоральных групп в представленном обзоре были изначально взяты первичные данные двух исследований ВЦИОМ (декабрь 2002 г.), характеризующих электораты Владимира Путина и других политиков, а также политических партий.

Использование этих результатов позволило следующим образом распределить группы по их политическим установкам.

Таблица 1
Политические симпатии Доля от числа респондентов (%)
Левые 22,1
Правые 16,1
Центристы 8,4
Маргиналы 3,7
Отсутствие политических симпатий 49,6%


Попадание значительной части респондентов в последнюю, самую большую группу не означает отсутствия у них политических установок. Анализ состава этой группы показал, что они могут быть разделены на следующие три категории:

- выражающие недоверие ко всем партиям и политикам. Эта категория названа протестным электоратом и выделена в отдельную группу;

- группа респондентов, не выразившая политических симпатий, но тем не менее принимающая участие в голосованиях. Эта категория может быть распределена по соответствующим электоральным группам на основе ответов на вопрос о том, за кого они голосовали на предыдущих выборах;

- устойчивый неголосующий электорат, численность которого составила 13,7%.

Эта категория респондентов не входит в состав активного электората. В последующих расчетах она не учитывалась.

В результате было получено следующее итоговое распределение базовых электоральных групп.

Таблица 2
Электоральная группа Доля в составе электората
Левые 41,0
Правые 22,4
Центр 17,6
Протестные 17,0


Видно, что названные группы существенно различаются по своим характеристикам, что свидетельствует о значимых различиях в их политических установках.

Левые

Левый электорат состоит преимущественно из людей старшего возраста с относительно невысоким уровнем образования. Наблюдается численный перевес мужчин: и поскольку среди людей старшего возраста мужчин намного меньше, чем женщин, можно считать, что мужчины в значительно большей степени склонны поддерживать левые силы. Почти половину (46,1%) сторонников левых сил составляют пенсионеры. Работают или работали они преимущественно в тяжелой промышленности, строительстве и сельском хозяйстве либо в силовых структурах. Уровень дохода -- низкий и средний. У левых сильные позиции в Поволжском, Северо-Западном и Сибирском округах, относительно слабые -- в Дальневосточном и Уральском. В селах влияние левых значительно сильнее, чем в городах.

Данная электоральная группа плохо приспособилась к современным условиям: только 45% отметили, что приспособились, 18,9% ожидают, что приспособятся в ближайшем будущем, а 32% отметили, что никогда не приспособятся (в целом по выборке эти показатели составляют соответственно 51,6%, 20,1% и 25,5%). Этот электорат отличается повышенным уровнем тревожности. Так, оценивая 2002 год, только 4% считают его успешным, 19% -- спокойным, в то время как 75% считают его тревожным, страшным и даже катастрофичным (46%, 18% и 11% соответственно), а 43% оценили этот год для себя, как неудачный. Мысли о будущем у 42% респондентов этой группы вызывают тревогу, а у 11% -- страх и отчаяние.

На возможность улучшения ситуации в стране смотрят в основном с пессимизмом: лишь 20% считают, что правительство сможет добиться изменения ситуации к лучшему, а почти 50% считают, что не сможет. Основные требования к правительству -- рост промышленного производства, возвращение к государственному регулированию экономики, ликвидация задолженности по зарплате и пенсиям, а также социальная ориентированность реформ.

Правые

Правые взгляды характерны в большей степени для молодых избирателей, независимо от пола. Уровень образования сторонников правых значительно выше среднего. Это предприниматели, специалисты, служащие, учащиеся и молодые домохозяйки. Работают в самых разных отраслях, но среди этой группы выделяется большая подгруппа работников сферы оптовой и розничной торговли. Позиционируют себя преимущественно как средний слой.

У правых сильные позиции в Южном и Уральском федеральных округах и слабые -- в Поволжском. В Москве влияние правых сильнее, чем в менее крупных городах.

Эта группа в наибольшей степени приспособилась к реформам, проводимым в стране: 60% отметили, что приспособились, и 23% -- приспособятся в ближайшем будущем. Тем не менее 50% респондентов считают прошедший год тревожным, хотя крайне мало респондентов этой группы оценивают 2002 год как страшный или катастрофический -- всего около 10%. Лично для себя 60% правых респондентов оценивают год как удачный. В будущее склонны смотреть с оптимизмом: 17% отмечают свою уверенность в будущем, 35% -- надежду, некоторую тревогу испытывают 26%, и лишь единицы отметили, что испытывают страх и отчаяние.

Интересно, что правым избирателям, как и левым, небезразлична тема социальной политики и развития производства, -- они ожидают от правительства роста промышленного производства, социальной ориентированности рыночных реформ. Но проблемы, связанные с развитием рыночной экономики, их интересуют значительно больше, чем другие группы. Они ждут от правительства снижения налогового бремени и стимулирования частнопредпринимательской активности, но при этом заинтересованы и в государственной поддержке базовых отраслей экономики.

Центр

Блок центристов представлен преимущественно женщинами (66%). Среди возрастных групп выделяются средний возраст (25--39) и старший (55 и старше). Уровень образования невысокий, с преобладанием среднего общего и среднего технического. Количество пенсионеров и домохозяек выше среднего уровня, также значительна доля служащих. Среди отраслей преобладают бюджетники: медицина, образование, промышленность высоких технологий, сельское хозяйство, услуги для населения, финансовая сфера.

Материальное положение ниже среднего. 22,5% позиционируют себя как низший слой, в то время как по другим электоральным группам число таких респондентов не превышает 19%. Позиции центристов сильны в Уральском, Северо-Западном и Поволжском округах, и ослаблены в Южном и Сибирском округах. 60% центристов проживают либо в селах, либо в маленьких городах с населением до 100 тыс. человек.

Интересно, что при низком уровне дохода эта группа в целом лучше приспособились к реформам (на втором месте после правых). Вероятнее всего из-за низкого уровня социальных притязаний. 13% считают прошедший год успешным, что почти в 2 раза выше, чем среди остальных групп. Всего 39% считают, что год был тревожный. Более 33% считают, что их состояние за последний год улучшилось. Оптимизм и уверенность в будущем центристы испытывают реже, чем правые, -- 11%, но чаще надеются на лучшее (45%).

Среди приоритетов -- рост промышленного производства, возвращение к государственному регулированию, социальная ориентированность реформ и пересмотр результатов приватизации.

Протестные

Среди протестного электората преобладают мужчины средних возрастов (25--54). Большинство людей в этой группе имеют среднее специальное образование, но немало и с высшим. Преобладают рабочие (особенно квалифицированные), много также специалистов и служащих. Сферы деятельности -- тяжелая промышленность, строительство, транспорт. Уровень дохода -- низкий.

Регионы доминирования -- Центральный и Дальневосточный. Меньше всего представлены в Северо-Западном и Южном округах. Живут преимущественно в городах с населением от 100 тыс. человек, кроме Москвы.

Хуже всех психологически приспособились к реформам. Среди протестного электората очень высокий уровень тревожности: только 20% из них считают прошедший год успешным и спокойным, 50% считают его тревожным и 30% -- страшным или катастрофическим. Характерно состояние тревоги, страха и отчаяния при мысли о будущем. Материальное положение за последний год ухудшилось.

В числе приоритетных задач правительства на первое место ставят рост промышленного производства. На второе место -- ликвидацию задолженности по зарплате и снижение налогового бремени, то есть волнуют их в первую очередь проблемы крупных предприятий, где они работают.

Сторонники Путина и партийные пристрастия

Выявление основных электоральных групп и определение их политических установок позволяет определить структуру электората Владимира Путина, партии «Единая Россия», а также других политических партий:

Структура политических электоратов определяется следующими характеристиками:

Электорат Владимира Путина, как и следовало ожидать, является комплексным, т.е. включает все базовые электоральные группы. Отчасти подобным свойством обладает и «Единая Россия», электорат которой наряду с центристами включает в свой состав и значительные по численности фрагменты других электоральных групп.

В электорате КПРФ и Зюганова преобладают левые, в электорате СПС и «Яблока» -- правые, ЛДПР сконцентрировала у себя основную часть протестного электората. Электорат «Единой России» включает в себя все электоральные группы, но наибольшей по численности являются центристы.

Способ позиционирования президента Путина и партии «Единая Россия» и структура их электоратов формируют специфику предстоящей выборной кампании. И президент, и «Единая Россия» не могут делать ставку только на центристский электорат, поскольку эта электоральная группа не является преобладающей и ее потенциал практически полностью исчерпан (особенно явно об исчерпании потенциала центристского электората свидетельствует диаграмма, показывающая структуру электората «Единой России»).

Таким образом, и перед президентом, и перед «Единой Россией» в предстоящей кампании стоит сложная и противоречивая задача: привлечь голоса и левой, и правой, и даже протестной электоральной группы.
По данным исследований ВЦИОМ

  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  29.01.2003
Отношение избирателей к Путину: данные регулярных всероссийских опросов Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) за 2001-2002 гг... >>
  • //  29.01.2003
Основные электоральные группы
Для определения состава электоральных групп в представленном обзоре были изначально взяты первичные данные двух исследований ВЦИОМ (декабрь 2002 г.), характеризующих электораты Владимира Путина и других политиков, а также политических партий... >>
  • //  29.01.2003
Социологические данные интересны не тем, что выбрали напоказ социологи, а тем, чем они пренебрегли. Накануне выборов полезно задуматься, кто станет выбирать, из чего и сколько. Список избирателей есть, список партий тоже. Но беда демократии, что граждане всякий раз самоопределяются заново... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика