N°87 20 мая 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Пудра для мозгов Великий мистификатор Филипп Старк очаровал столичный бомонд
Приезд Филиппа Старка в Москву ознаменован двумя событиями: мастер-классом в ЦДХ и открытием выставки Vanity case by Starck («Тщеславный чемоданчик Старка») в Московском центре искусств на Неглинной. Мастер-класс звезда французского дизайна начал со слов: «Самое лучшее сейчас -- вздремнуть». Тут маэстро застыл на одной ноге в позе цапли. Потом сообщил: «Буду говорить с вами по-английски без переводчика. Кто не понимает, пусть читает потом стенограмму». Зал возмутился. Старк хитро подмигнул и тут же сменил интонацию. «Хотите, чтобы я говорил с переводчиком по-французски?» -- «У-г-ууу». -- Радостно загудел зал. «Тогда слушайте очень серьезные вещи». И пошло-поехало.
О страхе жить в мире, где ничего не существует. О мутациях мироздания от бактерии к современному человеку и дальше. О том, что наш долг -- приблизить это «дальше». О том, что оптимальный стиль жизни -- отказ. О том, что отказ -- единственный принцип создания экологичных и экономичных вещей. О том, что черные "Мерседесы" на московских улицах разрывают ему сердце: «Ведь "Мерседес" -- символ излишества, насилия и мачизма. Фаллоцентризм не совместим с идеей человечности и любви». Дальше -- больше. «Каждым предметом надо пользоваться по мере надобности. Зачем вам вообще автомобиль, если вы торчите в пробках. Пользуйтесь в городе мотоциклом, а автомобилем -- в поездках на расстояние не меньше 100 км. Собственность не должна замещать власть, а должна помогать человеку адаптироваться в мире». Старк рассказал о придуманной им игрушке -- мишке, у которого вместо трех лап -- три головы других зверушек. «Если вы подарите ребенку четыре отдельные игрушки, он станет циничным. У человека должен быть один объект любви». (В качестве отступления: острые на язык французы назвали эту плюшевую метафору постоянности «чернобыльским мишкой».) Наконец, кульминация. Ответы на вопросы. «Любимое мое занятие в области дизайна -- убийство дизайна. Лучший дизайн -- не вещь, а перформанс, акция, действие. Мой принцип по жизни: голова в области звезд, а ноги в грязи. А вообще-то я в Бога не верю. Я дизайнер рождественских подарков. А ваш долг -- изменить мир». Вот, собственно, и все. Под конец мастер-класса Старк, как заправский рокер, стал раскручивать над головой микрофон. Потом вертеть бедрами перед камерами. Вся эта ни к чему не обязывающая французская трепотня, пустотелые афоризмы, фейерверки трюизмов, незатейливая пантомима положили зал на обе лопатки. Перефразируя тинейджеровского поп-идола Децла, каждый жест сопровождался воплями и грохотом. Старк своего добился. Поколение первокурсников МАРХИ и Строгановки теперь его. Он их сделал. Наивным было бы считать, что таким вот макаром Старк вербует апологетов своей философии дизайна. Это невозможно хотя бы потому, что никакой философии у него нет. Нет мировоззренческой системы, нет творческого кредо. Есть лишь инфантильный нигилизм в сочетании с лозунгами, стимулирующими выброс подросткового адреналина. Типа «Самое крутое в жизни -- свобода». Или «Делай любовь, а не богатство». Зачем же на протяжении многих лет, повторяя тик в тик фирменные фенечки (очевидцы -- Юрий Аввакумов -- подтверждают: тик в тик), Старк ездит по миру со своей мастер-классной клоунадой и выставкой, где макеты дизайнерских изобретений упакованы в чемоданчики и подсвечены настольными лампами, словно материал лабораторных опытов? Ответ обескураживающе прост. Philippe Starck -- это прежде всего хорошо раскрученный торговый бренд. Наряду с откровенно эпатажными предметами типа «Вазы Мендини» в форме, украшенной свастикой, мусульманским полумесяцем и соломоновой звездой боеголовки, Старк проектирует вполне функциональный дизайн. Спектр широк: от частных особняков до столовых приборов. Стиль технологичный и минималистичный. На данном этапе стратегия «фирмы» по имени Старк -- экспансия вещей для большинства. По-другому: раскрутка товаров массового потребления. Помощником Старка в этом является каталог продажи по почте Trois Suisse. Старк трепется на каждом углу, как гуманно, когда стул стоит не пятьсот долларов, а двадцать. Но молчит о том, какую прибыль от серийных продаж дешевых стульев можно извлечь. Есть, однако, проблема. Единственный пластмассовый стул стоимостью миллион баксов продать легче, чем целую партию таких же -- по двадцать баксов за штуку. Если стул один -- он элитарен. Он престижен. Он арт-объект. Если их тыща, они всего-навсего ассортимент магазина IKEA. Неминуема угроза конкуренции. В самом деле, почему я должен покупать некомфортный, колченогий, пластмассовый и абсолютно неэксклюзивный стул, если за эту же цену можно купить такой же неэксклюзивный, но комфортный и сделанный из дерева? Чтобы меня убедить, нужно исполнить ритуальный танец под названием «пиар». Приехать, поэпатировать, покуражиться, попасть на обложки престижных журналов. Короче, завезти столичный бомонд (особенно тех, кто еще молод и впечатлителен) так, чтобы в IKEA они дорогу забыли, а пользовались стульями, соковыжималками и зубочистками с брендом Starck. Своим миссионерством Старк вписывается в почтенную традицию. Начиная с XVIII столетия Россию регулярно посещали странствующие культуртрегеры. Собирали избранное общество. Рассуждали о всеобщей справедливости и свободе. Уверяли, будто осчастливят мир. Стоит только открыть благотворительную лотерею или, как советовал в 1760 году императрице Елизавете некий Золтыков Альтенклинген, «завесть в России варницу Гишпанского мыла». На мастер-классе Старк проговорился: он собирается открыть в России ресторан органической пищи из риса. Это момент истины. Философский же гарнир из идей натурализма, пуризма и пантеизма не что иное, как авантюрная мистификация, «мыльная опера», пудра для мозгов.
«Азазель» обрел жизнь на сцене Итак, разберем по порядку. В Центральном Молодежном театре поставили спектакль -- не плохой и не хороший. Нормальный. Детский. Если бы мне было лет двенадцать, мне бы наверняка понравилось. А что -- сюжет захватывающий, герой обаятельный, любовь-морковь на месте, романтики хоть отбавляй. Все литературные реминисценции -- и очевидные («Бедная Лиза» Карамзина), и замаскированные («Идиот» Достоевского) -- отброшены. Вот, скажем, роковая красавица Амалия Бежецкая (Ирина Низина) чем не Настасья Филипповна? А страстный Зуров (отличная работа Ильи Исаева) чем не Рогожин? Но создателей «Эраста Фандорина» (сценическое название «Азазеля») все это явно не волновало. События романа Б. Акунина пересказаны в «Фандорине» внятно, последовательно, без формалистских изысков, концептуальных наворотов и прочего постановочного тумана, которому режиссер Алексей Бородин всегда предпочитал незамысловатую ясность. (За что по справедливости и занимает место худрука ЦАМТа.).. >>
Великий мистификатор Филипп Старк очаровал столичный бомонд Приезд Филиппа Старка в Москву ознаменован двумя событиями: мастер-классом в ЦДХ и открытием выставки Vanity case by Starck («Тщеславный чемоданчик Старка») в Московском центре искусств на Неглинной. Мастер-класс звезда французского дизайна начал со слов: «Самое лучшее сейчас -- вздремнуть». Тут маэстро застыл на одной ноге в позе цапли. Потом сообщил: «Буду говорить с вами по-английски без переводчика. Кто не понимает, пусть читает потом стенограмму». Зал возмутился. Старк хитро подмигнул и тут же сменил интонацию. «Хотите, чтобы я говорил с переводчиком по-французски?» -- «У-г-ууу». -- Радостно загудел зал. «Тогда слушайте очень серьезные вещи». И пошло-поехало... >>
Балетные труппы получат достойное пополнение Центральная палка более престижна, боковые -- менее. На учебной сцене Московской государственной академии хореографии семнадцати- и восемнадцатилетние человеки всю прошлую неделю сдавали государственные экзамены. В руках у госкомиссии шуршали схемы расположения учеников: кто у какой палки стоит. Под фамилией -- рост, вес и город прописки: в комиссии не просто специалисты, там -- будущие работодатели. Выставляя оценки, они присматривали пополнение для своей труппы. Поиски жизненного маршрута, для выпускников обычных средних школ растягивающиеся на годы, здесь проходят в три дня (экзамен по классическому танцу, дуэт, народно-характерный танец)... >>
Но и Москва не без шансов «Город мой» имени Александра Блока» -- новая премия, учрежденная редакцией журнала «Наше наследие». Награда -- одна из составляющих частей масштабной программы журнала, приуроченной к грядущему 300-летию северной столицы: лауреаты получили диплом, серебряный знак и некоторое количество денег за лучшие исследования о Санкт-Петербурге, опубликованные в 2000--2001 годах. Книгой 2000 года сочтена монография московского историка балета Вадима Гаевского «Дом Петипа» (М., «Артист. Режиссер. Театр»), книга-2001 -- «Андрей Белый и Александр Блок. Переписка. 1903--1919», подготовленная и откомментированная петербуржцем членом-корреспондентом РАН Александром Лавровым и изданная Станиславом Лесневским (М., «Прогресс-Плеяда»)... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|