N°86 17 мая 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Афиша
Тем, кто хочет «быть в курсе» Мария Александрова -- самая яркая из восходящих звезд Большого театра. 18 мая она впервые станцует Эгину. Двадцатитрехлетняя балерина, славящаяся пробивающей зал энергией, надменным жестом и роскошным прыжком, набросит наряд римской гетеры и отправится соблазнять морально неустойчивых соратников Спартака -- чтобы Крассу было легче разбить восставшую шваль. Спартака при этом будет танцевать один из самых интересных на сегодняшний день и еще категорически не раскрытых отечественных танцовщиков -- Дмитрий Белоголовцев. Тем, кого интересует ближайшее будущее Большого, быть в театре в этот вечер строго рекомендуется. Начало в 19. 00. Лейбл «Экзотика» (законодатель мод в разной независимой, электронной и прочей «странной» музыке) пытается составить своеобразную антологию российской «интеллектуальной» электронно-музыкальной продукции. Уже пятый год выходит компиляция с провокационным названием «Расскажи Чайковскому новости» (за название взята, как ни странно, вторая строчка песенки Чака Берри Roll Over Bethoveen). 23 мая -- презентация пятой части «новостей для Чайковского» в клубе «16 Тонн». На сей раз сборник составил «цвет» лейбла «Экзотика» -- Nuclear Los, Los Chikatilos, «Бигуди», композитор Владимир Рацкевич и совершенно очаровательный этноэлектронный проект «Волга», участники которого играют на корнях и корягах, вокалистка поет пронзительным «народным» голосом, и все это безумно микшируется, микшируется и еще раз микшируется. Начало в 20.00. Недавний выпускник Петра Фоменко Миндаугас Карбаускис ставит уже третий свой спектакль на профессиональной сцене. На сей раз в «Табакерке» склонный к театральной метафорике и невеселой метафизике молодой литовец обратился к пьесе австрийского интеллектуала Томаса Бернхарда «Лицедей» и попытался вопреки обыкновению умереть в актере. С его решением трудно не согласиться. Артист действительно прекрасный -- Андрей Смоляков. 17 мая, начало в 19.00. «Если бы все исторические труды о Наполеоне и его времени нужно было уничтожить, оставив только один, то я не колеблясь указал бы на капитальный труд Сегюра как на самый поучительный и лучше всего передающий чувства и настроения той эпохи и саму личность Наполеона» -- так охарактеризовал «Мемуары» графа Филиппа де Сегюра (1780--1873) историк и филолог Мельхиор де Вогюэ. На русское издание многотомных воспоминаний потомка славного дворянского рода и адъютанта Наполеона сил не было ни прежде, ни теперь. Зато написанная почти «по горячим следам» книга о русском походе Великой армии была выпущена «Универсальной библиотекой» в 1912 году (к столетию Отечественной войны), а ныне переиздана «Захаровым» со стилистической правкой, но без комментариев. Книжка и впрямь увлекательная -- к тому же на относительно знакомые события (все-таки «Войну и мир» в школе проходят) всегда любопытно взглянуть «с другой стороны». Я должен сознаться, что какое-то непреодолимое чувство заставляет меня самого постоянно возвращаться мыслями к этой печальной эпохе наших общественных и частных бедствий. Не знаю, отчего я нахожу также грустное удовольствие в воспоминаниях обо всех этих ужасах, запечатлевшихся в моей памяти и оставивших в ней столько болезненных следов? Так-то. Тем, кто считает себя продвинутым 19 мая на фестивале «Черешневый лес» -- самый трудный, одинаково радостный и грустный день. Дело в том, что оказаться на двух концертах почти в одно и то же время решительно немыслимо, а выбор ставит в совершеннейший тупик. Разве что теоретически возможно бегать из одного зала в другой. В 19.00 в Большом зале Консерватории -- сольный клавирабенд пианиста, интеллектуала и эстета Андрея Гаврилова, о концертах которого знатоки видят сны и плачут, просыпаясь. Звучать будут Шопен, Равель, Скрябин и Прокофьев: стремительное путешествие из романтизма в ХХ век. А в 20.00 на основной площадке фестиваля, в Усадебном дворе Музея Пушкина, играют камерный ансамбль London Wings и Михаил Плетнев. С изощренным мастерством и неповторимыми художественными взглядами последнего теперь неизвестно когда еще можно будет снова встретиться: Плетнев на время попрощался с Москвой и будет жить не то год, не то два не то в Америке, не то в Индии (точно, кажется, никто не знает). В программе вечера -- музыка венгерского авангардиста Дьердя Лигети, Римского-Корсакова, Бетховена и Жан-Мишеля Дамаза. В проломленный льдинами/ Борт/ Души -- любви пламень.../ Как же мне, Магдалина, портновским аршином/ Вымеривать страданьями огаженные тротуары?/ Каким абортом,/ Растланное твоими глазами,/ Сердце спасти? Старая,/ Песенка!.. Опять про весну/ Панели захлюпали снегом разъеденным солью.../ Магдалина, слыхала -- Четвертым/ Анатолию/ Предложили воссесть одесную,/ А он, влюбленный здесь на земле в Магдалину: «Не желаю!» гордо. Кто такая Магдалина, кажется, объяснять не надо. Понятно и то, что в святую жену кощунственно влюблен некий Анатолий, чью личность тоже можно идентифицировать. Это автор поэмы «Магдалина» (1919) Анатолий Мариенгоф (на снимке с любимым котом), чьи «Стихотворения и поэмы» ныне изданы в Малой серии «Новой библиотеки поэта» (СПб., Гуманитарное агентство «Академический проект»; издание подготовил Александр Кобринский). Мариенгоф славен прежде всего пылкой, но недолгой дружбой с Есениным (они вместе придумали имажинизм, характерным образчиком коего могут служить строки «Магдалины»), а также скандальными «мемуарными» романами («Роман без вранья», «Циники») и «романизированными» мемуарами («Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги»). Прожил этот, по слову Мейерхольда, «единственный денди в республике» не слишком долгую, но, по страшным меркам русского ХХ века, сносную жизнь (1897--1962). «Громокипящая» молодость утекла уже в тридцатые годы. Аккуратная жизнь советского литератора (детские стихи, пьесы, эстрадные скетчи) перемежается стихописанием для себя. Я понимаю:/ Время такое./ Счастье пошло на убыль./ Даже вот эта юная парочка/ Тут,/ На скамейке,/ Возле левкоев,/ Разве целуется?/ Нет, выдает по карточке/ Сердце свое и губы. Это Мариенгоф поздний. После сборника «Стихи и поэмы» (1926) его лирика обретается исключительно «в столе». В новоизданную книгу (первый опыт научного издания стихов Мариенгофа) вошли сборники 1918--1926 годов, некоторое количество поздних текстов и пьеса «Заговор дураков» (1922). Тем, кто мечтает увидеть живьем знаменитость На открытии фестиваля «Черешневый лес» (в переводе на итальянский и спонсорский -- Bosco di ciliegi) 17 мая в Музее Пушкина моцартовскую программу играет Государственный академический симфонический оркестр. Дирижер -- Юстус Франц. Знаменитость не самая крупная в мире, но такая, на которую принято с волнением смотреть в Москве. Слушать дирижера можно более спокойно. Начало в 20.00. 18 мая в рамках того же фестиваля, но в Нескучном саду -- популярный в городе оркестр Павла Когана и All Stars Big Band Игоря Бутмана. Программа из классических и джазовых миниатюр, а также легкий доступ к местным знаменитостям могут сделать этот вечер легким, запоминающимся и приятным. Начало в 20.00. В новой постановке Роберта Стуруа «Синьор Тодеро Хозяин» по пьесе Карло Гольдони, носящей грамматически более разумное название «Синьор Тодеро, брюзга», главную роль играет Константин Райкин. И уже хотя бы поэтому на спектакль стоит пойти. Этот Труффальдино из Бергамо с одряхлевшим телом и почерневшей душой всю дорогу будет талантливо выяснять взаимоотношения с домочадцами и собственными конечностями. И можно смело сказать, что таких инфернальных уродов и гуттаперчевых негодяев наша сцена еще не видела. Кроме Райкина в спектакле стоит отметить как всегда головоломную и имеющую отдаленное отношение к пьесе концепцию режиссера, отличную музыку Гии Канчели и хорошие декорации Георгия Алекси-Месхишвили. В общем, весь джентльменский набор грузинского маэстро. «Сатирикон», 18 и 19 мая в 19.00. Тем, кто хочет культурно развлечься Десять лет назад это казалось невероятным: фестиваль живой музыки! Не-попсы и без фанеры! Рок-н-ролл в «Олимпийском»! Десять часов! Все более или менее достойные группы! Нет слов, одни восклицательные знаки. Действо назвали квазииностранным словом «Максидром», посетители делились впечатлениями целый год. Чего греха таить, за десять лет к фесту попривыкли, живой гитарный поп-рок стал «новой попсой» и несминаемым «форматом», новых имен -- раз, два, и обчелся! Но жизнь не стоит на месте: теперь «Максидром» будет международным. Еще в прошлом году ходили слухи, что приедет кто-то из знатных иностранцев, которым в одиночку не собрать большой зал и не «отбить» гонорары. Нынче пообещали было шведа Eagle-Eye Cherry и латвийцев Brainstorm, но быстренько от них отказались. Добавили «Океан Эльзы» -- тоже иностранцы, из Украины. Хотели, как лучше, а получилось... все равно как лучше, потому что обласканные Европой Brainstorm все же выступят, о чем афиши усиленно молчат. Среди прочих участников -- «Мумий Тролль», Земфира, «Сегодня ночью», Total, Найк Борзов, «Вопли Видоплясова», «Ночные снайперы», «Смысловые галлюцинации», «Танцы минус». Случится все это 19 мая, начало в 17. 30. «Кухня» Олега Меньшикова и его команды (новая песнь о нибелунгах, выясняющих свои древние мифологические отношения на современной индустриальной кухне) -- это русский театральный ответ всем голливудским чемберленам, а заодно и всем антрепризам, которые только и умеют про «вернулся муж из командировки» спектакли выпускать. Поскольку, однако, ответ пока один, а чемберленов много, приходится быть многословным. В голливудской продукции, как правило, соблюдается жанровая чистота. Триллер -- так триллер. Мелодрама -- так мелодрама. В проекте Меньшикова присутствуют сразу все жанры. Поставленная по пьесе молодого, на все способного Максима Курочкина «Кухня» -- это эпос, чисто английский детектив, эстрадный концерт и постмодернистский стеб в одном флаконе. Несмотря на жанровую чересполосицу и отчаянную запутанность сюжета театрально-гастрономическое предложение Меньшикова имеет устойчивый спрос. Что понятно. Народ устал от «титаников» и «терминаторов». Он жаждет русских зрелищ. Он готов поддержать отечественного производителя и проглотить буквально все. Даже дракона Фафнера. На сцене Театра им. Моссовета, 20 мая в 19.00. Те, кто каким-то удивительным образом не заинтересовался «Атакой клонов», могут с 20 мая отправляться в «Художественный» и смотреть молодежный фильм ужасов «Бассейн» (Германия, 2001) Бориса фон Зиховского. Ничего особенного от этого фильма ждать не стоит -- он идеально вписывается в череду тинейджерских «слэшеров» (фильмов о маньяках-расчленителях) последнего времени, но в отличие от «Криков» в нем нет постмодернистской киноманской подкладки. Это просто полтора часа экранного времени, за которые недоросли могут попить пива, пообниматься в темноте, а попутно с удовольствием поглядывать на экран, где напропалую режут их сверстников. На сей раз источник опасности -- бассейн международной школы в Праге, где ученики собираются культурно провести время, а вместо этого падают замертво под десницей очередного душегуба в маске. Зрелище в высшей степени бездуховное, но культурологически занятное -- можно ощутить себя иностранным подростком середины 80-х, попавшего на очередную серию «Пятницы, 13». В ролях Кристен Миллер, Элина Юлиг, Максимилиан Грилль. Вы не поверите, но Марк Розовский опять решил сделать музыкальный спектакль. Называется он столь выразительно, что комментировать тут нечего -- «Кабаре, или Боб Фосс живет в Москве». Ограничимся цитатой из анонса: небывалая! грандиозная! восхитительная! премьера мюзикла по мотивам хореографии Боба Фосса! на сцену выйдут: «Мэрилин Монро». «Чарли Чаплин», «Игорь Николаев», «Алла Пугачева»! прозвучат голоса: Луи Армстронга, Эллы Фицжеральд, а так же музыка 30--40-х годов прошлого века! вам напомнят Classic Broadway Musicals: «Чикаго», «Весь этот джаз», «Кабаре», «Милая Чэрити»! в спектакле занята балетная шоу-группа в составе 20 человек и джаз-бэнд «Варвара». И т.д. и т.п. Хочешь не хочешь, а смотреть придется. На сцене Мосбизнесцентра (проспект Мира, 72), 21 и 22 мая в 19.00. Тем, кто знает толк в искусстве C сегодняшнего дня в Большом зале ЦДЛ можно будет увидеть картину Киры Муратовой «Второстепенные люди» (Украина, 2001). Нежный, невероятно смешной, но при этом абсолютно безжалостный к привычным нормам и «здравому» смыслу мир Муратовой предстает тут во всей красе. «Среди счастливых мертвых нет, среди несчастных нет живых» -- и история о попытках куда-нибудь пристроить якобы мертвое тело оборачивается одой к блаженной радости. Традиционный сюжет о «приключениях трупа» разыгран во «Второстепенных людях» куда интереснее и глубже, нежели в психоаналитических штудиях Жан-Жака Бенеска, не так давно прошедших по нашим экранам. И уж в любом случае необязательных, но таких милых сердцу подробностей из жизни наших с вами братьев по разуму (которые, по словам режиссера, «ничего толком не умеют») у Муратовой не в пример больше. Можно смотреть фильм как самую смешную комедию последнего времени, можно -- как социальный гротеск, но лучше всего просто поверить режиссеру на слово, на жест и на интонацию и тихонько повизгивать, пригогатывать и умиленно слезиться -- иначе восторг от встречи с этим абсолютно настоящим кино выразить все равно невозможно. Как ни старайся. В ролях Наталья Бузько, Жан Даниэль, Сергей Четвертаков, Филипп Панов. 21 и 22 мая сперва в Концертном зале Чайковского, потом в Концертной студии телерадиокомпании «Культура» играет пианист Борис Березовский. Его инструментальная манера вызывающе виртуозна. Но просто причислять его к широкому кругу музыкантов нового поколения, в котором ценится прежде всего быстрота реакции в комплекте с полным душевным равновесием, было бы несправедливо. Березовский живет в Лондоне, занимает на мировом рынке академической музыки стабильное и весомое положение, славится свободой в имидже и волшебством советской фортепианной школы в пальцах. И периодически играет изумляющие публику нелощеные программы. Гастроли делятся на две части. Первая -- для любителей шлягерного репертуара (Первый концерт Чайковского, с которым пианист выигрывал главный в стране конкурс), вторая -- для тех, кому больше всего разного интересно: в пандан к бетховенским 33 вариациям на тему Диабелли Березовский сыграет изощренную музыку в модернистских и неоклассицистских тонах -- «Семь сказок» Николая Метнера и сюиту «1922» Пауля Хиндемита. Тем, кто ценит здоровый консерватизм Государственный ансамбль танца Грузии основали Нино Рамишвили и Илико Сухишвили в 1945 году. К тому моменту они уже были знамениты -- дуэт, представлявший на эстраде танцы родных гор и долин, успел объездить всю страну и удостоиться на кремлевском приеме ласковой шутки Иосифа Виссарионовича («Рамишвили все меньшевики, всех арестовать надо»), с которой он подарил супружеской паре фотографию с автографом. За долгую свою историю ансамбль гастролировал в 87 странах -- в России в последний раз был двенадцать лет назад. 18 и 19 мая на сцене Государственного Кремлевского дворца мы сможем снова увидеть танец, посвященный трем ипостасям царицы Тамары -- юной девушки, матери и грозной правительницы страны; танцы уличных торговцев, танцы аристократов и военные танцы, в которых отразились древние боевые искусства грузин. Начало в 19. 00. 21 мая в Музее А.С. Пушкина на фестивале «Черешневый лес» можно будет встретить Венский камерный оркестр (дирижер Райнхард Шварц) и пианиста Николая Петрова -- едва ли не главного любимца московской филармонической аудитории. В их исполнении прозвучит музыка Баха, Респиги и Шенберга. Начало в 20.00. В разделе под условным наименованием «джаз» тоже есть свои классицизм, академизм и традиции. Среди них -- жанр вокального ансамбля, умеющего петь не только джаз, но и другую музыку «в джазовом духе». 23 мая в Усадебном дворе Музея Пушкина (тот же «Черешневый лес») выступит вокальная группа Cantabile. Здесь-то и можно будет уточнить, насколько стиль вокальной импровизации и вокальной аранжировки джазовой и не джазовой классики консервативен. В программе миниатюры на темы Гершвина и Эллингтона, Баха и Оффенбаха, Брамса и Томаса Морли, Уильяма Бердли и Курта Вайля. Самый неагрессивный проект седьмой «Арх-Москвы» придумали Музей архитектуры имени Щусева и архитектор Кирилл Асс. Называется он «Серый проект». Суть вот в чем. Московские власти очень любят раскрашивать город в веселенькие яркие цвета. Их сочетания невыносимо пошлы и безвкусны. При ядреной раскраске уплощается объем здания, исчезает фактура деталей. К тому же выбранный начальниками цвет часто не имеет ничего общего с первоначальным историческим. Здания превращаются в аляповатые муляжи, рекламные симулякры. До недавнего времени так же бесцеремонно обходились с особняком Талызиных, построенным Матвеем Казаковым (1785). В особняке размещены фонды Музея архитектуры имени Щусева. МУАР в лице Кирилла Асса восстановил историческую справедливость и покрасил здание в благородный серый цвет. Какие неожиданные смысловые параллели обозначились при этом, вы узнаете, посетив экспозицию «Серый проект» на «Арх-Москве» в ЦДХ. В том же Музее Пушкина открыта экспозиция «Библиотека Императрицы. Из личного собрания Александры Федоровны». Библиотека супруги Николая I включала более 9 тыс. книг, гравюр, альбомов. Многие из них -- «подносные» экземпляры в переплетах из сафьяна и бархата, со сделанными «от руки» иллюстрациями и золотым тиснением. Собрание формировалось при непосредственном участии Василия Андреевича Жуковского, сперва учителя языка принцессы Шарлоты (будущей Александры Федоровны), затем наставника ее сына-цесаревича, будущего императора Александра II. Сейчас библиотека Александры Федоровны хранится в РГБ (Ленинке). Впервые выставлено 200 томов из этого высочайшего собрания. Среди раритетов -- прижизненные издания Гете, Шиллера, Байрона, Дюма, Гофмана, Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Увидеть уникальные экземпляры будет интересно не только библиофилам. Тем, кто хочет порадовать детей Итальянские аристократические фамилии -- это не только интриги, заговоры и поножовщина. Не только Монтекки и Капулетти. Иногда это безмятежное счастье и покой. Жизнь в райских кущах семейной виллы среди портретов древних родственничков, написанных самим Тицианом или Веронезе. Милый семейный круг, здоровые дети, чудаковатые тетушки и дядюшки в старомодных шляпах. И даже милейшие слоны. Такую семейную идиллию запечатлела на своих фотоснимках представительница знаменитого рода венецианских аристократов графиня Элизабетта Фоскари. Выставку ее работ можно увидеть в анфиладе Музея архитектуры. Рекомендуется для семейного просмотра. Афишу подготовили: Марина Давыдова (театр), Анна Гордеева (балет), Юлия Бедерова, Александр Беляев (музыка), Станислав Ф. Ростоцкий (кино), Андрей Немзер (книги), Сергей Хачатуров (выставки) |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|