N°76
27 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 АФИША
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  27.04.2002
Афиша
версия для печати

Тем, кто хочет увидеть живьем знаменитость

Джазовый гитарист Марк Уитфилд -- фигура, известная не только в мире традиционного джаза. Он выступал и со звездами популярной музыки -- Уитни Хьюстон, Take 6, Би Би Кингом, Джорджем Бенсоном, Лизой Фишер, сочинил несколько саундтреков к кинофильмам, среди которых Tune In Tomorrow, One Night Stand (фильм с участием Настасьи Кински). Получив великолепное музыкальное образование в знаменитой школе Беркли, Уитфилд сразу же попал в число «топовых» джазовых музыкантов. Он работал с такими суперзвездами, как Диззи Гиллеспи, Джимми Смит, Маккой Тайнер, Бэти Картер, Кларк Тери, Джери Маллиган, Арт Блейки и многими другими. Вместе с Уитфилдом играть джаз будут Сэм Яхель (орган) и брат Игоря Бутмана Олег Бутман (барабаны).

Московские выступления гитариста пройдут в «Ле Клубе» с 24 по 27 апреля.

Вот, казалось бы, сколько иностранного народу выступает в Москве -- и модного, и маргинального, и нередко «отстойного», -- а Мирей Матье опять ждут с нетерпением. И судя по анонсам в прессе (причем явно не проплаченным «пресс-релизным», а честным-откровенным), два концерта вечно молодой женщины, стриженной под горшок, не только не пройдут незамеченными, но и обогатят культурную жизнь столицы, заставив нашу эстраду заиграть новыми красками. Хотя нет, с «красками» это мы что-то перебрали. Просто захотелось нагнать пафоса, который обычно сопровождает гастроли подобных артистов. Вот и пресс-релиз, который обычно все знает и выручает в безнадежных случаях, клонит туда же: «Концертом в Москве откроется европейское турне загадочной и неповторимой Мирей Матье. После ее выступлений в Кремле Матье ждет самая престижная концертная площадка Франции (интересно, какая?). Мирей Матье -- любимица российской публики, мечта, символ прекрасного и утонченного. Ее глубокий, сильный, низкий голос захватывает с первых секунд и не отпускает уже никогда. Триумфальные гастроли в странах Западной Европы, бессменный успех на родине красноречиво говорят о том, что мир по-прежнему восторгается серебряными переливами ее голоса». Эвон как. А мы скажем по-простому: Мирей -- хорошая искренняя певица, и песни у нее мелодичные. И все их знают.

Государственный Кремлевский дворец, 27 апреля (19.00).
Тем, кто ценит здоровый консерватизм

В Москве снова танцуют «Дочь фараона». Английский лорд снова засыпает в пирамиде и превращается в египтянина Таора. Египетские рабыни носят роскошные пачки и танцуют виртуозные вариации. Милый сюжетный бред и французская мелкая техника, мохнатая одежка для сигающей с каната обезьяны и танцующая на дне Нила река Нева. Три часа классического балета в самом точном значении этого слова.

Большой театр, 3 и 4 мая (19.00).

Спектакль «Контрольный выстрел», поставленный народным депутатом Станиславом Говорухиным в свободное от основной работы время, рассказывает о том, как внучка академика, любившая моряка-подводника, вышла замуж за олигарха, и объясняет, в чем состоят издержки подобной нравственной позиции. Перед зрителями проходит целая галерея социальных типов -- кандидат наук Светлана Петровна, работающая дворничихой, ее дочь студентка Галя, торгующая своим телом, участковый милиционер Нурали Худайназарович Кабулов, то и дело восклицающий: «Ай, шайтан!» Непревзойденным с постмодернистской точки зрения является текст пьесы, написанный Юрием Поляковым явно под впечатлением от произведений Алексея Суркова и Александра Корнейчука. Артисты играют сочно, с душой, а обращаясь в зал, едва не пускают слезу. Спектакль отличается той чистотой внутреннего порядка, о которой мечтать не смеет Владимир Сорокин с его жалкими попытками имитировать большой советский стиль. Зря старается. Как у Полякова с Говорухиным все равно не получится. И ни у кого не получится. И нигде не получится. Место встречи с этим искусством изменить нельзя.

МХАТ им. Горького, 26 апреля (19.00).


Тем, кто считает себя продвинутым

В Доме фотографии в рамках кураторского проекта Юрия Аввакумова «24» открылась выставка молодого перформансиста Викентия Нилина «МЖ /WС». Это серия фотографий уборных в модных клубах. Места, в которые люди ходят по нужде, самые честные объекты внимания архитектурного фотографа. Пространство, где воля архитектора слишком выражена, неизбежно деформируется диктатом выбранной фотографом точки зрения. Получается, что лишь на фото нужников архитектура непринужденна, такая, какая есть.

Как ние странно, футуристы опять в цене и в силе. Как и гремучий «почвенный революционаризм». С этой точки зрения весьма своевременной следует счесть очередную книжечку из вагриусовской серии «Проза поэта» -- томик бунтаря и авиатора Василия Каменского. Большую часть ее занимает «привольный роман» «Степан Разин». «Крепко думал Степан, а еще крепче взмахнул кистенем: -- Прочь с дороги, раздумье! Прочь! Ой, да что это с моей головой! К лицу ли атаману, голытьбой нерушимо поставленному, по распутьям бродить? Прочь! Время не терпит, время зовет. Слышу, чую. Шире, душа, распахнись! Раззудись плечо! А ну, ударь, -- эх, ударь, да ударь кистенем по Симбирску!

Перекликно встрепенулась бывалая в полетах бесчисленная стая: -- Сарынь на кичку! В Симбирск! Раскачался буйным вихрем, разбежался необузданным, красногривым степным конем по бескрайним степям, размахнулся Степан. -- Эй, держись, башка молодецкая! -- Ой, и хабба! - Ой, и вва!» Теперь это, кажется, называют «энергетикой». «-- Ори! Свисти! Мотри-во! -- Раздобырдывай! -- Шпарь! -- Крой! -- Пей до дна! -- Ухай. -- Ходу! -- Мать. -- Заколачивай! -- Лупи!» Все как у аккуратных клубных мальчиков, вдруг возлюбивших народ и уразумевших, что все искусство сводится к двум темам -- Смерти и Власти. Ну да, княжну за борт и на Москву! Ох, боюсь не выдержат товарищ Проханов с господином Гексогеном такой конкуренции. Жидки в коленках. «-- Ух-ух-ух-ух! -- Гай! Гай! Гай! -- Шарабарь! -- Откалывай! -- Чеши! -- Пали! -- Руби!» И так далее -- вплоть до «отруба» Степановой головы.
Тем, кто хочет культурно развлечься

Фаддей роди Ивана,/ Иван роди Петра.../ От дедушки болвана/ Какого ждать добра -- этим «добродушным» четверостишьем был встречен роман Фаддея Булгарина «Петр Иванович Выжигин», коим плодовитый автор надеялся поддержать успех своего первого крупномасштабного сочинения -- знаменитого «Ивана Выжигина». Хорошо известно, что романы Булгарина сильно раздражали так называемых «литературных аристократов» -- Пушкина, Вяземского, Дельвига, Баратынского. Не менее хорошо известно, что «Иван Выжигин» (и последовавший за ним «Димитрий Самозванец») взахлеб читался не только мелкими чиновниками, купцами и мещанами, но и представителями первенствующего сословия. Авантюрные романы Булгарина действительно увлекательны (хотя и скроены по испытанным лекалам), что вовсе не отменяет их пошлости и, чего греха таить, подловатости. Как любая «старинная» книга, они с течением времени кое-что потеряли (разумеется, невозможно всерьез сопереживать юркому Ивану Выжигину, преодолевающему козни отвратительных развращенных аристократов и не менее отвратительных «жидов») и кое-что приобрели (доходящий до пародии морализм кажется теперь едва ли не «игровым приемом», а до мерзких литературно-политических интриг сочинителя никому, кроме историков, просто нет дела). В принципе Булгарина давно пора издать по-человечески -- с подробным комментарием. Но, видно, не судьба. При советской власти автор «Выжигиных» числился «пламенным реакционером» (коим не был -- был «умеренным просветителем», аккуратным государственником и ловким литературным промышленником) и «гонителем Пушкина» (что правда, но требующая кучи уточнений) -- издать его тогда было просто невозможно. В «позднюю перестройку» Булгарина «приватизировали» безграмотные «патриоты», узревшие в нем своего «предтечу» (увы, на их фоне и Фаддей смотрелся образцом ума и порядочности), -- издания получились «соответствующие». Ныне выжигинская дилогия выпущена «Захаровым» (недавно то же издательство републиковало булгаринские «Воспоминания»). Аппарата, как принято у «Захарова», нет вовсе. Но, может, это и к лучшему: качественный комментарий к «Выжигиным» сделать совсем не просто. А так -- соблазна нет. Чтиво и чтиво. От первого романа можно получить своеобразное удовольствие. Второй скучен безнадежно, даром что действие разворачивается в 1812 году. «Сынок» и в булгаринские времена шел средне -- читали его по инерции, памятуя о «папеньке». Меж тем есть у Фаддея Венедиктовича роман поинтереснее обоих «Выжигиных» -- «Записки... Федора Чухина». Там и сюжет основательно закручен, и мистика подпущена, и любимый друг Булгарина Грибоедов выведен в качестве идеального героя. Может, и до него когда-нибудь чьи-нибудь руки дойдут.

Два дня в столице танцовщики из Буэнос-Айреса представляют «Танго обольщения». Алехандра Мантинан и Густаво Руссо -- дуэт из первого ряда развозящих по миру культуру танго аргентинцев. Вместе с еще несколькими парами они покажут историю танца -- от портовых кабаков до европейских салонов.

Кремлевский Дворец съездов, 28 и 30 апреля.
Тем, кто любит все экстремальное

Спектакль Кирилла Серебренникова «Откровенные поляроидные снимки» поставлен по пьесе скандально известного британца Марка Равенхилла. Тема у Равенхилла одна -- маргиналы, страдающие перверсиями, болеющие СПИДом и трактующие садомазохизм как высшую стадию искренности. Это трагический конец контркультурного бунта, в котором секс, наркотики и рок-н-ролл принесли не свободу, а болезненную зависимость от собственных инстинктов. Читать Равенхилла скучно и, по правде говоря, противно. Смотреть спектакль интересно. Серебренникову удается перевести физиологический кошмар в эстетическую плоскость, самой невероятной сценической ситуации (например, сексуальному акту с трупом) найти точный и выразительный сценический эквивалент. Смотришь и думаешь: и что такому талантливому человеку дался этот Равенхилл? Хороших драматургов что ли мало?

Филиал Театра им Пушкина, 27 апреля (19.00).

В четверг, 2 мая, в «Пушкинском» -- премьера одного из самых ожидаемых киноманами-радикалами фильмов года -- «Блэйд-2» (США, 2002) Гильермо Дель Торо («Кронос», «Мутанты»), сумрачного, сюрного и абсолютно ни на кого не похожего испанца, специалиста по мрачным историям, ненаучной фантастике и эзотерическим триллерам. На сей раз он взялся за продолжение популярного боевого ужастика про получеловека-полувампира Блэйда (его опять играет Уэсли Снайпс) и вынужден был встать на сторону «обыкновенных» кровососов, которые просят у своего заклятого врага помощи. Только Блэйд может справиться с вурдалаками-беспредельщиками, вышедшими на новый виток эволюции и окончательно утратившими все человеческое. Невероятное, сногсшибательное, абсолютно неполиткорректное зрелище не для слабонервных: кипучая, могучая и никем не победимая смесь из «Матрицы», карпентеровских «Вампиров» и всех остальных по-настоящему крутых фильмов последнего времени. Но при этом абсолютно оригинальное произведение (снабженное вдобавок сумасшедшим саундтреком). В ролях кроме черного богатыря Снайпса Крис Кристоферсон, Норман Ридус и Рон Перлман. Пусть льется кровь!
Тем, кто хочет «быть в курсе»

Хотя «Интеллектуальный форум» и именуется журналом, на деле это компактная антология «умственных» новинок. Рассчитанная в аккурат на тех, кто жаждет «быть в курсе» и боится упустить новейшие веяния. Очередной выпуск «ИФ» (№8) может послужить хорошим подспорьем для самых разнообразных бесед «членов культурного сообщества». Взглянешь на оглавление и сразу чувствуешь себя «приобщенным». И то сказать: Джефф Мадрик («В ожидании компьютерной революции», которая, как выясняется, никакая не революция), Френсис Фукуяма («О моральном возрождении современной Америки», которое все же предполагается, несмотря на ранее постулированный конец истории), Алан Вулф («Революция, которой не было. Почему консерватизм в долгу перед либерализмом«), Нил Ашерсон («Когда же существовала Британия»). И это еще не все. Большинство статей написано вполне внятно и, что особенно отрадно, переведено со знанием дела. Так что просвещайтесь. Правда, в «ИФ» довольно много занимательностей.

Дождались-дождались, повезло-повезло: свежайшие голливудские хиты продолжают появляться у нас одновременно с американскими премьерами! Вослед оперативно объявившемуся на наших экранах «Царю Скорпионов» поспешает «Человек-паук» (США, 2002) Сэма Рейми, приятеля братьев Коэнов, одного из классиков сверхдешевых ужасов начала восьмидесятых годов, а с недавних пор -- профессионального универсала, которому и Шарон Стоун в вестерне снять («Быстрый и мертвый»), и «Фарго» на свой лад переиначить («Простой план»), и Кевина Кестнера заставить в бейсбол играть («Ради любви к игре») -- проще простого. Так что и с кинокомиксом про простого паренька-сироту, которого укусил радиоактивный паук и наделил его силой и мощью супергероя, он наверняка справился замечательно. В фильме, под завязку напичканном трюками и спецэффектами, заняты Тоби Магуайер, Кирстен Данст, Уильям Дефо. Ажиотаж по обе стороны Атлантики неизбежен, и немудрено, что хитрые продюсеры запустили съемки второй части «Человека-паука», не дожидаясь пока выйдет первая серия. И так понятно, что перед нами -- один из главных хитов сезона.

С 1 мая смотрите фильм в «Ролане» и «5 звездах».

Текст (в том числе и театральный) сложно бывает читать в двух случаях -- когда он исполнен многими смыслами и когда написан неразборчиво. «Ревизор» знаменитого литовского режиссера Римаса Туминаса -- второй случай. Причем временами рука режиссера вроде бы становится твердой и отдельные фразы понимаешь без труда. Ясно, например, что Городничий Сергея Маковецкого -- человек нервический, ранимый и балующийся беллетристикой, что Хлестаков (Олег Макаров) -- не просто пустышка, а почти идиот, что на сцене нам представлена не просто провинция, но собирательный образ России, в которой пьют, пляшут вприсядку и не отличаются мягкостью нравов. Не скажу, что все это интересно и неожиданно, но хотя бы ясно. Все остальное покрыто метафорическим туманом. Тут слова в простоте не скажут. То вдруг выбегут на сцену с чайником, у которого из носика идет театральный пар, и начнут «освежать» себя этим паром. То ни с того ни с сего зарубят полового, пришедшего требовать оплаты счетов. То начнут разбрасывать по сцене картошку. От бесчисленных наворотов представление напоминает временами роман графомана, старательно имитирующего писателя-модерниста. Случай на нашей сцене нечастый, но очень показательный.

Театр им. Вахтангова, 30 апреля (19.00).
Тем, кто хочет совершить вояж

Майские праздники -- самое время для путешествий. Не успели оформить визу в Испанию? Нет билетов в Ялту? Не отчаивайтесь. До Петербурга уж точно как-нибудь доберетесь. Можно даже вообразить себя Карамзиным или Радищевым и ехать на перекладных, то есть электричками. Сначала до Твери (с ночевкой в городе), затем до Валдая и т.д. Глядишь, к концу праздников будете в Северной Пальмире. А там много всего интересного. В Русском музее открылась выставка несправедливо забытого русского авангардиста Владимира Баранова-Россинэ, теоретика цветомузыки и изобретателя оптофонического пианино. Во Всероссийском музее А.С. Пушкина поминают Василия Андреевича Жуковского. Он прожил в Петербурге и был «наперсник, пестун и хранитель» многих представителей «золотой молодежи», от Пушкина до детей Николая I. 24 апреля исполняется 150 лет со дня его смерти. Выставка в честь Жуковского (среди участников -- Эрмитаж, Русский музей, Российская национальная библиотека) обещает быть интересной.

В Петербурге хорошо, а в пригородах -- лучше. Особенно в начале мая. Птички щебечут, листики проклевываются, на лавках написано: «Осторожно, окрашено». В общем, в воздухе пахнет весной. В связи с ее наступлением в Павловске открыли выставку «Коллекция библиотеки Карла Росси». Знаменитый создатель ампирного Петербурга жил в Павловске с детских лет. Затем работал в Большом дворце. В числе его шедевров -- библиотечные апартаменты для книг, коллекций и раритетов, собранных Павлом I и его супругой Марией Федоровной. После революции коллекция была разрознена, апартаменты разрушены. Реставрация завершилась всего несколько лет назад. Впервые в библиотеке реконструирована обстановка времен Марии Федоровны. В числе особенных раритетов -- французские «Часословы» XV века и «Ботанический атлас, изданный по повелению Екатерины II, -- описание и изображение российских произрастаний».

О том, как российские произрастания превращаются в ландшафтную архитектуру, можно узнать на выставке в петербургской галерее Центральных государственных архивов. Называется выставка «Сады и парки Санкт-Петербурга XIX--XX веков». Аллеи, перспективы, боскеты, беседки такая же неотъемлемая составляющая петербургского «регулярства», как городские проспекты и километры колонных портиков.
Тем, кто хочет сделать себе приятно

Приют измученных столичной суетой -- усадьба. Даже на своих шести сотках все хотят сотворить маленький земной рай, наподобие образцовых имений дворянской России. Так, чтобы дом с колоннами, чтобы беседочка в тенечке, чтобы прудик, чтобы садик, чтобы клумбочка с цветочками. 24 апреля в клубе «Цветоводы Москвы» открылась выставка-ярмарка цветов. Цены на семена растений варьируются от 10 до 400 рублей. Спешите купить их и украсить свои дачки какой-нибудь экзотикой, например мискантусами, английскими сортами медуницы и древовидными пионами. Тем же, кто мечтает заняться усадебным проектированием совсем серьезно, будет интересно посетить II международную выставку «Ландшафт-2002», что открылась 24 апреля в Лужниках. В экспозиции участвуют более 70 российских и зарубежных компаний по ландшафтному проектированию, изготовлению декоративной архитектуры, устройству газонов, цветников. Посетители увидят теплицы, системы дренажа, полива и освещения, садовую мебель, беседки и многое другое. Не перевелись еще Болотовы на земле русской!

Начиная с четверга, 2 мая, в «5 звездах» можно увидеть один из самых примечательных фильмов Фестиваля современного британского кино -- «Последние желания» Фреда Скепизи (Великобритания, 2001), о котором наша газета писала в прошлую пятницу. И с тех пор ничего не изменилось: кино так и осталось умным (без снобизма), тонким (без истеричности) и трогательным (без слюнявости). Раньше казалось, что подобные фильмы о старости и смерти удаются исключительно режиссерам-японцам (вроде Кането Синдо), но Скепизи сумел составить им на удивление достойную конкуренцию. В ролях Майкл Кейн, Боб Хоскинс, Рэй Уинстон, Хелен Миррен.

Гитарист, певец и автор песен Юрий Наумов давно живет в США, но в России тоже выступает довольно часто. Собственно говоря, он, переехавший за океан еще в 80-х, так и остался российским жителем и русским певцом -- нервно-искренним, романтично-просветленным автором «Баллады о Карле, короле рок-н-ролла». Наумов -- виртуозный гитарист, автор собственной техники и счастливый владелец специально «построенного» инструмента с девятью струнами и особым строем. Короче, не человек -- вселенная!

Центральный Дом художника, 27 апреля, начало в 18:00.

Вслед за Наумовым в Москве выступит еще один американец, правда не новосибирский, как Наумов, а харьковский -- певец и автор песен Захар Май. Выступит он с легендарными украинскими рокерами «Разные люди« и с прорвавшимся в мейнстрим членом той же компании Сергеем Чиграковым по прозвищу Чиж.

29 апреля, «16 тонн», начало в 21.00.


Тем, кто хочет порадовать детей

Дарвиновский музей и региональный фонд «Содействие» при правительстве Москвы приглашают посмотреть, как рисует живописец, если возраст его -- от полугода до года. Выставка «Художники в памперсах» представляет около 100 работ, выполненных по методике кандидата медицинских наук Марии Гмошинской. Занятия по ее методу проходят на маминых коленях. Младенцы рисуют пальчиками, окуная их прямо в банки с красками. По своей симпатичной радикальности эксперимент ничем не уступает опытам русских футуристов, изучавших звукоречь первобытных народов и малышей.

Афишу подготовили:

Марина Давыдова (театр), Анна Ветхова, Александр Беляев (музыка), Станислав Ф. Ростоцкий (кино), Андрей Немзер (книги), Сергей Хачатуров (выставки)
«ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»

  АФИША  
  • //  27.04.2002
Афиша для читатаелей газеты «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика