N°69
18 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  18.04.2002
Одежда для крупных русских
Производители и торговцы начали обращать внимание на потребителей больших размеров

версия для печати
Сказать, что крупному сегодня негде одеться, нельзя. Есть специализированные отделы в крупных магазинах, создаются целые сети -- такие, как «Три толстяка» или «Ваш размер». Их владельцы с гордостью заявляют, что объемы продаж растут более чем на 20% в год. Но хождение по этим магазинам приводит к неожиданной мысли. Когда разглядываешь все эти необъятные костюмы, свитеры и платья, появляется чувство некоторой неловкости и обиды за полных людей. Почему взрослые и вполне симпатичные господа и дамы должны искать одежду только в специальных магазинах? Что-то все же есть в этом дискриминационное, неправильное. Ведь недаром же в Аргентине, стоящей на втором месте по уровню заболеваемости анорексией, сенат принял постановление, по которому одежные магазины должны будут продавать наряды всех размеров без исключения. Впрочем, у нас до этого далеко. Рынок одежды для толстых только начинает формироваться.

«Пока толстый сохнет, худой сдохнет»

В XVI веке европейцы любили пышность во всем. Роскошными должны были быть не только наряды, но и формы. Дамы наряжались в струящиеся широкие платья, а мужчины-франты и вовсе облачались в карикатурного вида дублеты с «гусиным чревом», имитирующим сытое брюшко. Боковые пластины из металла или китового уса поддерживали форму накладного животика, набитого конским волосом, лоскутами или ватой. Полнота долгие годы считалась признаком здоровья и благополучия. «Пока толстый сохнет, худой сдохнет» -- лишние килограммы не были бременем, обладатели щедрых форм почитались людьми солидными и надежными. Нынче же только самые самонадеянные толстяки весело несут по жизни лозунг о том, что шар -- это самая совершенная геометрическая фигура. Большая же часть крупномасштабного населения дрогнула перед армией субтильного молодняка, заполнившего подиумы и глянцевые страницы. Но причиной многочисленных диетических экспериментов над собой было не только желание походить на Твигги. Еще недавно господам нетрадиционных размеров просто негде было купить одежду. Причем речь шла не о каких-либо гардеробных красотах, а зачастую об элементарных майках и трусах. В Советском Союзе существовала сеть магазинов «Богатырь» и «Великан», занимавшихся продажей одежды гигантских размеров, но ассортимент их был более чем серым и безрадостным даже на фоне тогдашнего одежного однообразия. А с 1991 года исчезла и эта возможность приодеться. Богатырская сеть распалась, остались только названия этих универмагов. Пышнотелые господа вынуждены были одеваться либо в ателье, причем брались за большую одежду далеко не все портные, либо любыми способами выходить на «международный» уровень. Невероятных размеров штаны и рубашки закупались на турецких берегах. А командированных на Запад или лучше за океан знакомых и родственников толстяки просто умоляли привезти хоть что-нибудь из тамошних специализированных магазинов. Видимо, с тех-то времен и осталась у крупноразмерных господ привычка жаловаться на невозможность одеться в соответствии со своими представлениями о прекрасном и со своими материальными возможностями. Ведь публика эта достаточно капризная и требовательная, несмотря на распространенное мнение о добродушии и покладистости толстяков. На поверку же оказывается, что ситуация с одеждой больших размеров не многим хуже, чем с нарядами для «малогабаритных» граждан.

Тем не менее, несмотря на все диетические эксперименты, по оценкам специалистов сети «Большие люди», из всего взрослого населения России 30% носят одежду «королевских» размеров. Однако доля продукции такой размерной сетки в продаже составляет только 10--15%. Особенно нелегко приходится господам, чьи габариты достигли 70-го размера и выше. Хотя таких Гаргантюа довольно много (например, в Москве примерно 100 тыс. человек), самыми ходовыми размерами продавцы большой одежды считают 58--62-й. Соответственно формируются заказы на предприятия и поставщикам, поэтому купить одежду, допустим, 72-го размера довольно сложно, приходится буквально отслеживать даты новых поступлений в специализированные магазины, чтобы из партии одежды успеть купить самые большие брюки и т.п.

У аппетитных дам есть проблемы кроме похудения

По оценкам Института питания РАМН, полных женщин в России, в отличие от США или Чехии, значительно больше, чем мужчин. Видимо, поэтому коммерсанты гораздо больше внимания уделяют женской одежде больших размеров. Магазины и отделы, торгующие предметами гардероба для аппетитных дам, открываются едва ли не каждый сезон. Современные Пышки любят наряжаться. Например, питерская «Первомайская заря» пять лет назад начала выпускать женские туалеты больших размеров под маркой «Зарина Plus», и сейчас на одежду этой марки приходится почти 25% продаж всей компании. Довольно много в продаже и европейских нарядов для роскошных дам. Специальные линии сезонных коллекций больших размеров выпускают итальянские Krizia и E.Miro, немецкие Eugen Klein, Berkline, Brand, французские Virginie и Donna Bella. Однако европейские производители чаще всего ограничивают размерный ряд 64-м размером. Например, в компании Stеilmann нестандартно большой одеждой считают наряды 48--58-го размера, представленные двумя коллекциями. Но даже эти туалеты не самых редких параметров обеспечивают 5% продаж в одноименном отделе ГУМа.

С подбором одежды неразрешимых проблем у полных людей не возникает, а вот найти подходящее белье, особенно женское, трудно. Мужские трусы и майки в специализированных магазинах и на рынках есть. Конечно, они не всегда того качества и расцветок, которого требуют привередливые толстяки, но во всяком случае простейшие сатиновые семейные штаны можно купить, причем всех размеров, включая невероятной ширины 74-й. Качественное же белье для дородных дам можно назвать, пожалуй, одним из немногих сохранившихся до сих пор дефицитных товаров. В «Дикой орхидее» очаровательные юные консультантки просто не представляли, что кому-то может потребоваться бюстгальтер больше 100-D, а трусики больше 54-го размера. Хотя сами продавцы признают, что, несмотря на то, что в основном покупательницы бельевых бутиков носят стандартные 75-В, из ушедших без покупок дам 20% составляют именно женщины с «нестандартными» размерами. Так что все это кружевное великолепие оказалось не для россиянок с аппетитными формами, пусть даже готовых заплатить за комплект белья от 100 до 300 долларов. Если все-таки Пышка сумеет найти белье необходимых размеров, то вероятнее всего это окажутся изделия белорусской «Милавицы» или московских «Черемушек». Белорусы самостоятельно освоили рынок, рассчитанный на настоящих славянских красавиц, а вот «Черемушки» стали выпускать большое белье небольшими партиями под заказ «Богатыря на Селезневке». Любопытно то, что на необходимость продавать крупногабаритное белье нестандартных расцветок директора магазина натолкнули чернокожие барышни, требовавшие бюстгальтеры самых больших объемов и обязательно красные. Так что теперь при определенной доле везения можно купить белье традиционных моделей, но разных цветов, даже модных лиловых и зеленоватых тонов. Пышные же поклонницы экстремально-эротичного белья давно освоили разнообразные секс-шопы, где практически всегда можно купить что-то совершенно невероятное, причем любых размеров.

Мужской костюм 72-го размера – это уже высшая математика

Ситуация с мужской одеждой несколько сложнее -- довольно много доступных по цене вещей, но качество их оставляет желать лучшего. «С дешевым сектором рынка больших размеров проблем нет, -- говорит Владимир Акимов, директор компании «Прообраз», специализирующейся на выпуске большой мужской одежды. -- Они есть в секторе качественных товаров. И это связано главным образом с профессиональной компетенцией производителей. Системно работает здесь лишь западный бизнес. Отечественные же поставщики только декларируют свою компетентность, либо пользуясь лекалами, скопированными с европейских и североамериканских образцов, либо просто увеличивая лекала обычных размеров». В конструировании одежды одним из признаков классности портного считается его умение шить для дородных людей. Найти сейчас конструктора, умеющего создать лекало для одежды больших размеров, довольно сложно, работа их стоит дорого. Ведь конструктивные основы для одежды стандартных размеров и для одежды kingsize принципиально различны. Технологи одежды сталкиваются зачастую не с творческими, а с математическими проблемами, создавая лекала для нарядов гигантских размеров. По сравнению с ординарным моделированием здесь начинаются просто удивительные метаморфозы с расположением вытачек, формой пройм и горловины, длиной. Особенно много трудностей возникает с мужскими костюмами -- самым технологически сложным изделием. Использование же выкроек западных производителей практически невозможно. Оказалось, что наши богатыри шире в плечах и вообще сильно отличаются от европейских и особенно американских толстяков. Большинство продавцов мужской одежды неплохо отзываются о костюмах, сшитых на фабрике «Большевичка». Эта компания работала с 60--70-ми размерами еще до 1991 года, поставляя крупноразмерные костюмы в «Богатыри» по всей стране. Сейчас в год компания шьет 180 тыс. костюмов, из которых 1% приходится на большие размеры. Причем это, по сути дела, единственная швейная фирма, выпускающая мужскую одежду, различающуюся не только размерами, но и полнотой (соотношением объема груди и объема талии). Однако у большинства продавцов остается одна претензия к «Большевичке»: использование очень уж ностальгического вида материалов и фурнитуры, из-за которых многие вроде бы неплохие и вполне современного кроя костюмы можно отнести к совсем советскому ретро. Многие отечественные швейные фабрики, как большие, так и совсем камерные, шьют рубашки великанских размеров. Но чаще всего крой их рассчитан на спортивных мужчин с неординарно большим объемом груди и шеи. Для «круглых» же толстяков такие сорочки не годятся. Из-за недостаточной длины российские Фальстафы, облаченные в подобные рубашки, теряют всяческую солидность и напоминают трогательных пупсов в коротеньких распашонках. Особенно сложно подобрать вязанные и трикотажные изделия больших размеров. Большинство российских предприятий просто технологически не могут осилить выпуск подобной продукции из-за отсутствия необходимого оборудования. Поэтому толстяки-франты, предпочитающие непринужденный стиль, могут подобрать модные джемперы и кардиганы только в достаточно дорогих магазинах, работающих с западными поставщиками. Вообще же отечественные производители еще очень нескоро смогут полностью удовлетворить потребности россиян в большой одежде. Если в Европе и США около 10% швейных предприятий занимаются выпуском одежды больших размеров, то в России их пока не более 1%.

От бутика до ширпотреба

На сегодняшний день только в Москве всего чуть более 30 магазинов и отделов, ориентированных на торговлю одеждой 54--74-го размеров. Большая их часть объединена в торговые сети -- «Три толстяка»(пять магазинов), «Пышка»(три магазина), «Ваш размер»(четыре магазина), «Большие люди»(четыре магазина). Четыре московских «Богатыря», сохранившие название и логотип с доперестроечных времен, на самом деле не входят в одну сеть. Руководство у каждого из них разное, и каких-либо тенденций к объединению пока не наблюдается. В полной мере свою специфику сохранил только «Богатырь на Селезневке». Здесь действительно продается одежда исключительно больших (от 50-го) размеров. Даже такой расхожий товар, как женские колготки, в «Богатыре на Селезневке» имеются только 50--52-го размеров и больше. «Наши клиенты -- это люди с небольшими, но постоянными доходами или пенсионеры, -- говорит директор магазина Сергей Файзиев. -- Поэтому мы не можем позволить себе продавать непомерно дорогие наряды. Но работая напрямую с производителями, мы смогли открыть даже отдел эксклюзивной женской одежды больших размеров. Причем эксклюзивность их не в цене, а в том, что выпущены эти туалеты маленькими партиями, да плюс ко всему они просто очень красивые и современные». Магазины сети «Три толстяка», напротив, рассчитаны на состоятельных покупателей, средняя цена здесь 500--600 долларов. Но даже при таких ценах за сезон в этой сети продается порядка 25 тысяч наименований. Вещи от «Трех толстяков», конечно, очень качественные и красивые, что неудивительно, ведь компания работает с большинством европейских и американских производителей одежды для полных. Причем чаще всего верхняя одежда и костюмы шьются на Западе по моделям, специально разработанным для российских фигур. Известность этой торговой марки так велика, что во многих городах открываются «пиратские» «Толстяки». Так, например, в Ростове-на-Дону есть магазин «Три толстяка», открытый якобы на франчайзинговой основе. Но московское руководство компании возмущенно отвергает продажи франшиз куда бы то ни было, а ростовских продавцов называет попросту ворами. Среди полных людей лишь 30% могут позволить себе регулярно тратить на одежду такие суммы, поэтому в 2000 году «Три толстяка» открыли новую сеть недорогой одежды «Три толстяка -- эконом», не так давно переименованную в «Ваш размер». Цены здесь практически такие же, как на вещевых рынках, впрочем, качество зачастую тоже. И как во всех недорогих магазинах большой одежды, с мужскими вещами гигантских 72--74-го размеров возникают проблемы. Судя по темпам расширения «Толстяковой» сети, «Ваш размер» может скоро стать одним из самых крупных по количеству магазинов, торгующих под одной маркой. Даже раньше, чем «Толстяки», на московском рынке начали работать «Большие люди». Магазины этой марки отличаются невысокими ценами. Причем иногда за небольшие деньги здесь можно купить весьма качественные вещи. Замечательно еще и то, что в «Больших людях» скидки бывают не только сезонные. Одежда месячной давности здесь считается уже залежавшейся, и ее ощутимо уценивают. В результате футболка вполне неплохого качества может продаваться всего за 160 руб., а магазины становятся весьма популярными среди окрестных пенсионеров. Сеть эта активно развивается, едва ли не каждый год открываются новые магазины. «Большие люди», как и другие продавцы одежды для полных, размещают заказы на пошив на отечественных фабриках и за рубежом. Причем предпочтение отдается небольшим производителям, так как, по мнению руководства компании, они гораздо более гибкие и с охотой соглашаются изготовить небольшие партии одежды по предложенным специалистами «Больших людей» моделям и лекалам. «Большие люди» и «Три толстяка» развивают свою сеть не только в столице, но и в регионах. «В провинциальном городе достаточно одного специализированного магазина для полных, -- говорит владелец сети «Три толстяка» Николай Шилин. -- Конечно, уровень жизни в регионах и в Москве очень отличается, но мы считаем возможным продавать здесь и дорогие вещи для полных, только, разумеется, в гораздо меньших объемах».

Небольшая, но все же заметная часть российской армии толстяков достигла уже такого уровня благосостояния, что появилась возможность и даже необходимость открытия магазинов элитной одежды больших размеров. И в 2001 году в Москве открылся первый бутик для крупномасштабных во всем мужчин -- «Черчилль». Причем первым он оказался не только для россиян, даже в Европе нет ни одного подобного магазина. Особенностью этого щегольского рая является то, что здесь можно купить костюмы и трикотаж европейских фирм, которые ранее никогда не занимались одеждой больших размеров: Chеster Barrie, Corgi, Louis Feraud, Enrico Covri, Trussardi. А в этом году у «Черчилля» появилась такая же пышная подруга -- бутик женской одежды «Жаклин Руссо». Вещи в этих магазинах, конечно, исключительно дорогие, но, вероятно, возможность носить тот же трикотаж, что и британский королевский двор, стоит таких денег. Для совсем нестандартно требовательных, объемистых и платежеспособных господ и дам предусмотрена возможность пошива уникально качественных и столь же дорогих туалетов в Париже. Причем сроки изготовления окажутся даже меньше, чем в ординарных ателье в Москве, -- от двух до четырех недель.
Вероника ЧУБКОВА

  НА РЫНКЕ  
  • //  18.04.2002
Производители и торговцы начали обращать внимание на потребителей больших размеров
Сказать, что крупному сегодня негде одеться, нельзя. Есть специализированные отделы в крупных магазинах, создаются целые сети -- такие, как «Три толстяка» или «Ваш размер». Их владельцы с гордостью заявляют, что объемы продаж растут более чем на 20% в год. Но хождение по этим магазинам приводит к неожиданной мысли. Когда разглядываешь все эти необъятные костюмы, свитеры и платья, появляется чувство некоторой неловкости и обиды за полных людей. Почему взрослые и вполне симпатичные господа и дамы должны искать одежду только в специальных магазинах? Что-то все же есть в этом дискриминационное, неправильное. Ведь недаром же в Аргентине, стоящей на втором месте по уровню заболеваемости анорексией, сенат принял постановление, по которому одежные магазины должны будут продавать наряды всех размеров без исключения. Впрочем, у нас до этого далеко. Рынок одежды для толстых только начинает формироваться... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика