N°66 15 апреля 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Самые модные вина делают за экватором Но отечественные виноделы прочно удерживают российский рынок
Винный рынок растет ударными темпами. Отечественные любители вина продолжают охотно пить продукцию российских и молдавских виноделов. Те в свою очередь, чтобы сохранить своего потребителя, будут вынуждены в этом году отказаться от существенной части прибылей. А потребитель в это время, следуя за европейской модой, охотно пробует модные вина Нового Света.
«Винный рынок растет очень хорошими темпами, в крупных городах за последний год он увеличился примерно на 50%», -- говорит глава маркетинговой компании «Бизнес Аналитика» Андрей Стерлин. По оценкам самих участников рынка, эта цифра выглядит скромнее, но тоже достаточно внушительно. «Продажи вина до конца прошлого года росли на 40--50%, -- говорит директор по маркетингу компании «Дионис-клуб» (занимается в основном дистрибуцией молдавских и грузинских вин) Илья Дьяконов. -- Это было платой за потери кризисного 1998-го». Теперь же, по мнению большинства участников рынка, докризисные объемы восстановлены и темпы роста будут снижаться. В этом году в «Дионис-клубе» самый оптимистичный прогноз роста продаж не превышает 35%. Внутреннее производство виноградных вин, по данным Национальной алкогольной ассоциации (НАА), в 2001 году выросло на 12,1% (для сравнения: в ликероводочном секторе рост составил всего 7,2%). Чаще всего на столах россиян оказываются отечественные и молдавские вина -- на них, по данным «Бизнес Аналитики», приходится больше 85% продаж. Но для молдавских и грузинских виноделов настали тяжелые времена. В прошлом году из-за плохой погоды урожай винограда в Молдавии снизился на 40% -- до 430 тыс. тонн. «В результате виноград сортов «каберне» и «изабелла» уже подорожал на 70%, на остальные сорта цена выросла примерно на 40%», -- говорит г-н Дьяконов. Такие же проблемы в этом году с грузинскими винами. Цена на грузинский виноград тоже выросла примерно на 70%. Основная причина -- сокращение площади виноградников: старая лоза умирает, высадкой же новой никто не занимается. Это приводит к усилению конкуренции между продавцами: они вынуждены бороться за и без того очень ограниченный урожай. Но на молдавском винограде работают не только молдавские, но еще и российские заводы. У некоторых из них на молдавские виноматериалы приходится до 90%. А цена виноматериала составляет до 40% в стоимости бутылки вина, которую покупает конечный потребитель. В такой ситуации для производителей было бы логичным шагом поднять цену на свои вина. Но производители молдавских вин не могут заметно повысить цены на свою продукцию, потому что верхняя граница определяется ценовой конкуренцией с недорогими болгарскими винами. «Прибыль от операций с молдавским вином и так небольшая, а в таких условиях и производителям, и дистрибьюторам приходится жертвовать и этой прибылью», -- говорит г-н Дьяконов. Не лучше ситуация и с грузинскими винами. Основу спроса на них составляют «Киндзмараули» и «Хванчкара». Эти вина в рознице стоят от 170 до 600 рублей. «Им уже некуда дорожать -- цена уже и так на пределе возможного. За «Киндзмараули» никогда не будут платить столько же, сколько за хорошее бордо», -- говорят алкогольные дистрибьюторы. Первые результаты молдавского неурожая могут появиться уже осенью, когда производителям вина придется либо начинать работать без прибыли, либо менять географию поставок сырья. В этой ситуации, например, Московский межреспубликанский винодельческий завод (ММВЗ) намерен начать розлив вин из стран Нового Света. «В целом структура российского винного рынка достаточно стабильна, -- говорит г-н Стерлин. -- Заметная тенденция последних лет -- быстрый рост продаж вин из стран Нового Света (прежде всего Чили, Аргентины, Австралии и ЮАР)». В последние годы Новым Светом увлеклись европейские ценители вина. В Старом Свете вина из традиционных регионов -- Франции, Испании, Германии -- на глазах сдают позиции новым, более дешевым конкурентам. Похоже, эта мода пришла и в Россию. «Два года назад, когда мы только начинали продвигать эти вина в России, было очень тяжело: потребители просто боялись пробовать новое, -- говорят дистрибьюторы. -- Но за это время чилийские, аргентинские, австралийские вина успели понравиться российским ценителям вина. Сегодня все импортеры активно вкладываются в это направление, так что перспективы довольно хорошие». Пока, правда, новомодные напитки в России никак нельзя назвать народными. «В абсолютном выражении их продажи настолько малы, что практически невидимы в российско-молдавском море», -- говорит г-н Стерлин. Впрочем, винные вкусы у россиян достаточно оригинальны: если во всем мире 90% продаж вина приходится на красные сухие вина, то в нашей стране традиционно пьют гораздо больше полусладких вин, а на белое вино приходится почти 40%. Россиян относят к северному типу потребителей алкоголя. «Мы никогда не придем к западному типу потребления вин, когда большинство потребителей пьют сухие и полусухие красные вина, -- говорит г-н Дьяконов. -- В последние годы, может быть, 5% потребителей с полусладких перешли большей частью на сухие вина, но в России напитком номер один по-прежнему остается водка, а вина россияне пили и будут пить полусладкие и сладкие». Производители говорят, что в России несколько поколений -- от 25 до 70 лет -- привыкли пить именно сладкое вино, и изменить их пристрастия почти невозможно. Впрочем, в компании «Русьимпорт» называют и гораздо более прозаическую причину. «Основные продажи вин приходятся на недорогие -- до 200 рублей за бутылку, -- говорят в компании. -- А в нижнем, массовом, ценовом сегменте выбор сладких вин гораздо шире, чем сухих». Консерватизм российского потребителя вдали от столицы только увеличивается. А в последний год импортное вино начало возвращаться в регионы: все крупные импортеры активно занялись развитием региональных сетей дистрибуции. «Здоровый консерватизм у российского потребителя есть, он не стремится пробовать экзотические вина, -- говорят в «Русьимпорте». -- Многие помнят, что в прежние времена были французские, немецкие, болгарские, крымские вина, их и покупают». А так как московский винный рынок, по прогнозам самих участников, приблизится к насыщению в ближайшие несколько лет, дистрибьюторам придется серьезно вложиться в продвижение новой продукции на региональные рынки. Кроме того, региональный потребитель более консервативен в том, что касается бутылки и этикетки. Если в начале 90-х россияне были склонны покупать скорее красивую бутылку, то сейчас фокус интереса перемещается все-таки на содержимое. Это касается всех сегментов рынка, в том числе и недорогих вин. «В дизайне бутылок и этикеток российский потребитель стал спокойнее, мы наблюдаем движение к европейской традиции оформления, -- говорит г-н Дьяконов из «Дионис-клуба». -- Но по-прежнему есть группа любителей фигурных бутылок, которыми отличаются именно молдавские вина». Но и их число резко сократилось: если пять лет назад 60% продаж молдавского вина приходилось на фигурные бутылки, то сегодня -- не больше 25%. Российский потребитель оценил и прелести нетрадиционной для вина упаковки: bag-in-box (мешок из фольги в картонной коробке, обычно три литра) и Tetra Pak. «В последние дни апреля начинается пик летних продаж, -- говорят в компании «Русьимпорт». -- В этот момент будет всплеск спроса на вина в упаковке bag-in-box и Tetra Pak, их буквально сметают с прилавков. И в течение всего лета лучше всего будут продаваться недорогие вина в стеклянных бутылках и абсолютно все в bag-in-box и Tetra Pak». Производители активно занялись удовлетворением растущего спроса: Детчинский винзавод в прошлом году начал розлив вина в Tetra Pak, а ММВЗ в мае выводит на рынок свое «Арбатское» в bag-in-box.
Но отечественные виноделы прочно удерживают российский рынок Винный рынок растет ударными темпами. Отечественные любители вина продолжают охотно пить продукцию российских и молдавских виноделов. Те в свою очередь, чтобы сохранить своего потребителя, будут вынуждены в этом году отказаться от существенной части прибылей. А потребитель в это время, следуя за европейской модой, охотно пробует модные вина Нового Света... >>
Московский межреспубликанский винодельческий завод (ММВЗ) -- второй по величине в мире. В этом году завод планирует произвести 2,4 млн дал, что на 25% больше, чем в 2001 году, но до докризисных объемов еще далеко. Виноделам помешало расщепление акцизов летом прошлого года (теперь 50% должен платить производитель, а 50% -- оптовик в том регионе, где товар поступит в продажу, на импортную продукцию это не распространяется). Несмотря на это, у завода амбициозные планы по продвижению в российские регионы и выводу на рынок новых продуктов. О проблемах и перспективах отечественного виноделия корреспонденту газеты «Время новостей» Анфисе ВОРОНИНОЙ рассказал коммерческий директор ММВЗ Сергей НИКИТИН... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|