N°63
10 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  10.04.2002
Новое мышление в старых сетях мобильной связи
версия для печати
Большинство потенциальных абонентов сотовых (мобильных) сетей связи знакомо с рекламой операторов GSM. Иначе и быть не может -- телевидение, газеты, радио, рекламные щиты на улицах города. Во многом это обусловлено тем, что GSM-операторы России имеют самую большую абонентскую базу, зарабатывают больше денег и могут себе позволить активные рекламные кампании. Никто не собирается утверждать, что цифровой стандарт GSM -- это плохо. Наоборот: сети этого стандарта плотно накрыли всю Европу и активно развиваются во всем мире. Даже в США, где традиционно сильны позиции CDMA -- принципиально другой технологии мобильной связи. Спорить о преимуществах того или иного стандарта можно, но неконструктивно: в обозримом будущем все существующие сегодня цифровые системы мобильной связи неизбежно будут приведены к «общему знаменателю» сетей третьего поколения. Пути такой миграции сложны и извилисты, каждый оператор столкнется с архисложной задачей: сохранить работоспособность существующей сети, ни в коем случае не оставить без телефонной связи уже подключенных абонентов. И это правильно: абоненты -- главное богатство, основной ресурс любого оператора. Поэтому плавный переход к системам нового поколения никоим образом не должен затронуть интересов тех, кто сегодня носит мобильный телефон в кармане или дамской сумочке.

Отдельный и очень болезненный вопрос -- переход к системам третьего поколения операторов безнадежно неперспективных аналоговых сетей. По сути, речь идет даже не о полной перестройке существующей сети, а о полной замене всей сетевой инфраструктуры. При этом необходимо обеспечить нормальной связью уже подключенных абонентов и как-то стимулировать их постепенный переход на новые цифровые стандарты. Богатство оператора -- сетевая инфраструктура (антенные мачты, площадки, системы питания и т.п.), уже имеющиеся лицензии на использование определенного диапазона частот и уже подключенные абоненты. Задача -- использовать эти существующие преимущества с максимальной эффективностью, по возможности не растеряв существующих абонентов и не потратив лишних денег на модернизацию. При этом еще и не ошибиться в выборе оптимального промежуточного решения перехода на заветную «цифру». Что касается потенциальных абонентов, то немного «смутное» время переходного периода позволяет воспользоваться вполне качественными услугами мобильной связи по очень конкурентным ценам.

Между конфронтацией и унификацией

За последние десять лет активного строительства мобильных сетей связи мы успели побывать не на одном театре военных действий: «битва стандартов», «битва операторов», «ценовые войны». Разумеется, параллельно велись и тактические операции типа «бескомпромиссная борьба за повышение качества обслуживания» и «разработка новых привлекательных услуг». Самое интересное заключается в том, что еще недавно популярная тема противостояния технологий сегодня уже бесперспективна -- весь мир постепенно движется в направлении создания унифицированных и стандартизированных систем подвижной связи третьего поколения (3G). Все существующие сегодня цифровые сети второго поколения так или иначе будут модернизированы и приведены в соответствие с одним из международных стандартов. Другое дело, что для аналоговых сетей первого поколения (AMPS, NAMPS, NMT-450) затраты на такую модернизацию могут оказаться сопоставимы со стоимостью строительства новой сети.

Массовый, но не единственный

Всего за какие-то несколько лет обстановка на российском рынке мобильной связи радикально изменилась: в соответствии с общей политикой интеграции в европейское телекоммуникационное пространство интенсивно развиваются прежде всего системы на основе доминирующего в Европе стандарта. На фоне успехов сетей GSM недавние лидеры и даже монополисты стремительно теряют маркетинговую привлекательность, что не может не радовать более удачливых конкурентов и... потенциальных абонентов сетей «немодных» стандартов.

Немаловажное преимущество стандарта GSM -- легкость смены телефонного аппарата. Вся информация о телефонном номере и счете абонента зашита в SIM-карте, которую в случае необходимости достаточно вставить в любой другой мобильник этого стандарта. Общая проблема всех не-GSM-телефонов -- необходимость программирования аппаратов и их сравнительно высокая цена (в среднем на 25--30% выше цены на аналогичные телефоны GSM). Цена абонентских терминалов определяется объемами промышленного производства, несопоставимыми с многомиллионными «тиражами» моделей для GSM.

Время от времени в прессе встречаются разные «страшилки» на тему «вот наступит 3G, и всем, кто не в GSM, придется телефоны выбрасывать и заново переподключаться». В определенной мере верно, но необходимо учитывать четыре важных фактора:

-- абонентам GSM тоже придется отказываться от своих телефонных аппаратов (тем, кто этого захочет, сети третьего поколения развертывать будут постепенно);

-- нормально работающие, отлаженные цифровые сети 2G никто в металлолом сдавать не будет -- по крайней мере до 2010 года;

-- отказ от аналоговых сетей в пользу цифровых стандартов будет происходить постепенно, с параллельным функционированием существующей «устаревшей» сети связи;

-- средний срок жизни мобильного телефона в США и Европе сегодня составляет менее двух лет. Даже с учетом некоторого отставания России по этому показателю переход на новые модели третьего поколения вряд ли будет воспринят пользователями чересчур болезненно.

Что, если не цифра?

Отличительная особенность сетей «немодного» стандарта -- их сравнительная незагруженность. Активно развивающийся оператор GSM волей-неволей вынужден поддерживать минимально возможный запас по емкости сети в силу наличия других приоритетов. Например, необходимости закрыть прорехи в покрытии или расширить зону устойчивой связи. Общая емкость сети тоже планомерно наращивается (особенно в местах потенциального скопления абонентов), но в разумных пределах и в соответствии с ростом абонентской базы. У операторов сетей других стандартов другие заботы. Их основная задача -- тем или иным способом удержать существующих абонентов, а в идеале и привлечь новых. Разные операторы делают это по-разному, стараясь занять ту или иную нишу на рынке; задача абонента -- этим воспользоваться. Для этого надо четко сформулировать свои потребности и подобрать вариант, максимально отвечающий запросам и толщине кошелька.

Развитие мультимедийных сервисов (передача картинок и видео, организация видео-конференц-связи и т.п.) четко распределит пользователей на две группы: тех, кому эти дополнительные услуги действительно нужны и кто будет готов за них платить, и тех, кто будет рад довольствоваться просто мобильной связью с некоторым набором дополнительных услуг за достаточно скромную плату. Определенные предпосылки к такому делению абонентов появляются уже сегодня, и желающему сэкономить некоторое количество денег есть смысл отвлечься от вездесущих рекламных щитов GSM и оглядеться по сторонам. При этом не следует забывать о том, что в Европе реальной альтернативы стандарту GSM нет и в случае частых поездок за рубеж все-таки лучше подключиться к одному из операторов сети этого стандарта.

При выборе сети и оператора следует учитывать следующие характеристики системы: размер зоны покрытия, наличие роуминга, надежность связи, качество передачи речи, расценки на связь, стоимость абонентского оборудования (телефона) и самого подключения, набор дополнительных услуг. Избыточная емкость не-GSM-сетей зачастую позволяет операторам предлагать доступные по расценкам безлимитные тарифные планы, что может оказаться решающим аргументом для много разговаривающего и/или не имеющего дома стационарного телефона.

Что касается наборов дополнительных сервисов, то основные широко востребованные услуги (передача текстовых сообщений, голосовая почта, переадресация вызова и т.п.) присутствуют и успешно функционируют в сетях всех операторов. Нельзя не отметить и важную общую особенность: операторы сетей «непопулярных» стандартов проводят активную адресную маркетинговую политику, ориентированную на группы абонентов с определенными запросами и требованиями к услугам связи.

В Москве без GSM

Попробуем перечислить основные сильные и слабые стороны сетей московского региона.

«Московская сотовая» (аналоговый стандарт NMT-450). Сеть этого оператора мобильной связи входит в состав федеральной сети СОТЕЛ с обширной зоной покрытия и наличием роуминга во многих городах и областях России. В списке национального роуминга -- более 700 населенных пунктов. Низкочастотные «дальнобойные» базовые станции легко позволяют охватывать связью гигантские территории. Широкий выбор тарифных планов. Качество передачи речи -- неплохое, близкое к естественному звучанию, хотя порой с дополнительными шумами. Запланированный переход на цифровой стандарт CDMA-450 никоим образом не подразумевает неожиданной остановки аналоговой сети: две системы будут функционировать параллельно еще достаточно продолжительное время (несколько лет). Основной недостаток сети NMT-450 «Московской сотовой» -- порой ненадежная связь на территории Москвы, а главный недостаток самого стандарта с бытовой точки зрения -- сравнительно высокая мощность излучения многих телефонных аппаратов.

«Би Лайн-800» (цифровой стандарт DAMPS). Сеть с зоной покрытия, выходящей далеко за пределы Московской области. Основная масса абонентов подключена по тарифу «Би+ Стандарт». Корпорация Corbina Telecom предлагает безлимитные тарифные планы с прямыми московскими номерами из своей емкости. Надежность связи и качество передачи речи -- очень высокие. Национальный роуминг более чем в 150 городах России. Недостаток -- наличие пробелов в покрытии ближе к границам Московской области.

«Сонет» (цифровой стандарт CDMA-800). Сеть покрывает Москву и некоторые районы ближнего Подмосковья. Посекундная тарификация с начала разговора, интересные тарифные планы. Надежность связи -- вполне удовлетворительная, качество передачи речи -- очень высокое. Недостатки -- малая зона покрытия, нерусифицированные телефонные аппараты, часто неустойчивая связь на нижних этажах зданий.

История гибели аналоговых технологий

Переход операторов NMT-450 на цифровые стандарты начался еще в 1998 г., когда была организована группа с названием DIG, объединившая независимых экспертов. Она предложила три технологии-преемницы. В качестве основного кандидата, призванного прийти на смену NMT-450, тогда рассматривался стандарт GSM-400. О его поддержке заявили весной 1999 г. такие крупнейшие производители, как Ericsson и Nokia. Не оставалась в стороне от этого процесса и наша страна, оказавшись даже в некотором смысле в самом центре событий. Так, осенью того же года в Санкт-Петербурге состоялось пленарное заседание Международного союза операторов сотовой связи стандарта NMT-450 (MoU). Несмотря на то что переход на технологию CDMA с технической точки зрения был признан предпочтительным вариантом, выяснилось, что большинство операторов отдает свои симпатии GSM-400. В результате было принято «политическое» решение, и Европейский институт стандартизации телекоммуникаций (ETSI) утвердил эту технологию как часть стандарта ETSI/SMG GSM99, а уже в октябре Ericsson и Nokia продемонстрировали в Венгрии первый прототип сети GSM-400. Казалось, массовый переход на цифровой стандарт состоится в ближайшем будущем.

В феврале 2000 г. о выборе GSM-400 в качестве базовой технологии заявила и Ассоциация отечественных операторов NMT-450. Тем не менее это не стало препятствием для изучения других вариантов, например для участия в деятельности Рабочей группы MoU по CDMA-450-стандарту, за которым стоят компании из оппозиционного лагеря: Qualcomm и Lucent Technologies. Последняя, в частности, поставила оборудование для экспериментальной сети CDMA-450 венгерского оператора Westel Radiotel, испытания которой были завершены в конце 2000 года. Таким образом, Венгрия стала своеобразным европейским полигоном, на котором шли учебные сражения, порой неотличимые от настоящих, между технологиями и производителями.
Сергей МУХИН

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  10.04.2002
Большинство потенциальных абонентов сотовых (мобильных) сетей связи знакомо с рекламой операторов GSM. Иначе и быть не может -- телевидение, газеты, радио, рекламные щиты на улицах города. Во многом это обусловлено тем, что GSM-операторы России имеют самую большую абонентскую базу, зарабатывают больше денег и могут себе позволить активные рекламные кампании. Никто не собирается утверждать, что цифровой стандарт GSM -- это плохо. Наоборот: сети этого стандарта плотно накрыли всю Европу и активно развиваются во всем мире. Даже в США, где традиционно сильны позиции CDMA -- принципиально другой технологии мобильной связи. Спорить о преимуществах того или иного стандарта можно, но неконструктивно: в обозримом будущем все существующие сегодня цифровые системы мобильной связи неизбежно будут приведены к «общему знаменателю» сетей третьего поколения... >>
  • //  10.04.2002
В ноябре 1999 года стандарт CDMA-2000 был одобрен Международным союзом электросвязи и сегодня активно распространяется по всему миру в рамках развития сетей 3G. Первая беспроводная сеть CDMA-2000 была запущена в коммерческую эксплуатацию в сентябре 2000 г. корейской компанией-оператором SK Telecom. В декабре 2001 г. единая сеть IMT-MC (1X) соединила пользователей мобильной связи Кореи, Японии и Китая. Американские операторы Sprint PCS, Verizon Wireless, Теlus также заявили о своих планах аналогичной сети... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика