N°61 08 апреля 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Соцсоревнование
В период с 1919 по 1934 год в СССР было организовано около двадцати конкурсов, в которых участвовали западные архитекторы. Однако не все эти конкурсы имели статус международного. Одним из первых масштабных конкурсов, в котором участвовали 34 иностранных проекта, был конкурс на проект «рабочего дома», организованный Моссоветом в 1925 году. В том же году в третьей пролетарской столице -- Иваново-Вознесенске прошел международный конкурс на прядильную фабрику имени Дзержинского. Кстати, в обоих участвовал немец Александр Клейн. В 1926 году официальный статус международного получил конкурс на проект разборного железнодорожного моста для нормальной колеи. Об участниках мало что известно. Упоминается проект, присланный из Австрии. В 1928--1929 гг. состоялся знаменитый конкурс на Дом Центросоюза в Москве. Состав участников звездный. Это и Макс Таут, и Анатолий Самойлов, и Иван Леонидов, и Ле Корбюзье. Свершилось чудо: победил и был реализован проект француза -- столпа мирового модернизма Ле Корбюзье. Этот случай и стал беспрецедентным для Страны Советов исключением из правил. Забавно, однако, что сам Ле Корбюзье впоследствии от авторства построенного Центросоюза отказался, мотивировав свое решение значительными искажениями замысла в процессе реализации проекта.
В 1929--1931 гг. проводился колоссальный по представительству иностранных участников конкурс на проект театра в Харькове. Из одной только Германии было прислано 68 проектов. Среди звезд -- Вальтер Гропиус (Германия), братья Веснины (СССР), Кавакита (Япония). Высшая премия была присуждена братьям Александру, Леониду, Виктору Весниным. Ну и конечно с 1930-х годов началась конкурсная эпопея под названием «Дворец Советов». Было несколько этапов. Процесс растянулся на многие десятилетия. Перечислять всех маститых участников не имеет смысла. «Дворец» собрал почти весь цвет мировой архитектуры. Выиграл, однако, проект советский. Посредственный. Помимо собственно международных конкурсов проводились так называемые «конкурсы с привлечением иностранных специалистов, работающих в СССР». Среди таких соревнований отметим конкурс 1931 года на сборно-разборные дома, конкурс 1929--1930 гг. на здание гостиницы «Москва», конкурс 1934 года на здание Академии наук. В конкурсе идей по плану реконструкции Москвы 1932 года участвовали несколько немецких архитекторов. План одного из них, Курта Майера, предусматривающий развитие радиально-кольцевой планировки Москвы, был затем взят за основу советскими коллегами. Сам же Курт Майер впоследствии был расстрелян. Как видим, в период до 1934 года контакты с Европой, Америкой и Японией у нас были очень даже тесные. Мы привечали их. Они привечали нас (вспомним Мельникова, Иофана, Олтаржевского). Сегодня о некогда единой архитектурной семье можно лишь мечтать. При участии заместителя директора МУАР по научной работе Игоря Казуся, сотрудников музея Марии Рогозиной и Льва Рассадникова |
Драматическая история с реконструкцией Мариинского театра в Санкт-Петербурге, о которой наша газета писала дважды (№10 от 22 января 2002 г. и №20 от 5 февраля 2002 г.), имеет свое продолжение. Напомним событийную канву. На обсуждение российской архитектурной общественности художественным руководителем Мариинки Валерием Гергиевым и председателем Госстроя Альваром Шамузафаровым были предложены два проекта -- финалиста тендера. Петербургский проект, представленный сотрудниками Института архитектуры во главе с Олегом Романовым, безнадежно туп. Проект калифорнийского деконструктивиста Эрика Мосса опасно радикален. Выбрать первый -- опозориться. Выбрать второй -- вызвать на свою голову праведный гнев патриотов северной столицы. Как поступить? Прежде всего было окончательно решено финансировать реконструкцию театра из федерального бюджета. После этого волна антимоссовских настроений усилилась. Ведь под его проект Гергиев нашел деньги американских инвесторов. Добро бы тратили только их, а то ведь теперь за «мешки с мусором» (так сам Мосс назвал свое радикальное творение) суждено расплачиваться налогоплательщикам. То есть нам с вами... >>
В период с 1919 по 1934 год в СССР было организовано около двадцати конкурсов, в которых участвовали западные архитекторы. Однако не все эти конкурсы имели статус международного. Одним из первых масштабных конкурсов, в котором участвовали 34 иностранных проекта, был конкурс на проект «рабочего дома», организованный Моссоветом в 1925 году. В том же году в третьей пролетарской столице -- Иваново-Вознесенске прошел международный конкурс на прядильную фабрику имени Дзержинского. Кстати, в обоих участвовал немец Александр Клейн. В 1926 году официальный статус международного получил конкурс на проект разборного железнодорожного моста для нормальной колеи. Об участниках мало что известно... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|