N°59
04 апреля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  • //  04.04.2002
Предвыборный парад генералов
версия для печати
7 апреля Ингушетия будет выбирать себе президента. Место освободилось после отставки Руслана Аушева -- первого президента и харизматического лидера ингушей. При г-не Аушеве у республики и федерального центра сложились своеобразные отношения: Ингушетия старалась быть лояльной, а центр старался за это платить. Однако в последние годы испытанная схема начала давать сбои. Возможно, именно это и стало причиной добровольного и досрочного ухода г-на Аушева.

На самом деле в маленькой Ингушетии скрестилось множество интересов. Республика лежит в центре Северного Кавказа, и ситуация в ней более-менее спокойная: здесь не было войны, как в соседней Чечне, нет ваххабитов, как в Карачаево-Черкесии. Зато есть огромное количество беженцев из Чечни и Северной Осетии, ощутимо влияющих на криминогенную и экономическую обстановку.

Федеральный центр кровно заинтересован в полной стабилизации ситуации в Ингушетии, чтобы ее можно было превратить в плацдарм для усмирения чеченских сепаратистов. Но это практически невозможно, пока открыта ингушско-чеченская граница и тысячи людей, в том числе и боевики, ежедневно пересекают ее. Кстати, в свое время в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» г-н Аушев не отрицал возможности появления боевиков в лагерях беженцев, подчеркивая: «В Ингушетии полно силовиков, пусть они их и отлавливают». При Руслане Аушеве, который не отступился от своего «другана» Аслана Масхадова и до сих пор считает его легитимным президентом Чечни, закрыть чеченскую границу, по примеру других северокавказских республик, было невозможно. Как будет теперь, зависит от нового президента Ингушетии.

PR-дизайн

Назрань расцвечена яркими плакатами кандидатов в президенты. Они налеплены буквально на каждую стену, простеночек, недостроенный забор, автобус. Над улицами висят многочисленные транспаранты с предвыборными лозунгами. Нарядности городу добавляют и десятки предвыборных штабов с огромными разноцветными вывесками. В других населенных пунктах Ингушетии наглядной агитации поменьше, да и штабы встречаются реже: в маленьких селах их всего по 19, по одному на кандидата. А новая столица Магас вообще обошлась практически без агитации к выборам, которые пройдут 7 апреля. Видимо, тактичные ингуши решили не портить вид из окон кабинета одного из кандидатов -- и.о. президента Ингушетии Ахмета Мальсагова.

Впрочем, ветер и бесконечные дожди сделали свое дело: многие плакаты удрученно поникли, а кое-где висят кусками, транспаранты превратились в мятые обесцвеченные тряпки. Разобрать, что предвыборные слоганы кандидатов не слишком отличаются друг от друга, пока еще можно. Над улицами гордо реют призывы голосовать за основных кандидатов -- генерала ФСБ Мурата Зязикова, бывшего главу МВД генерала Хамзата Гуцериева, премьера Ахмета Мальсагова, предпринимателя Мухарбека Аушева и бывшего руководителя миграционной службы России Белана Хамчиева. Звучат они одинаково агрессивно: «Мурат Зязиков -- наш президент», «Хамзат Гуцериев (или генерал Гуцериев) -- наш президент», «Ингушский президент -- Белан Хамчиев», «Голосуйте за Аушева Мухарбека» (в гонке участвуют еще два Аушевых -- Башир и Багаудин). Некоторое разнообразие вносит наглядная агитация нынешнего и.о. президента Ахмета Мальсагова, утверждающего, что «интересы народа священны и превыше всего», «богатство Ингушетии -- ее народу». Впрочем, последнее высказывание взял на вооружение и г-н Зязиков, правда в несколько иной версии: «Богатство Ингушетии -- ее народ».

Игра и игроки

По официальным данным, больше всего денег на кампанию от частных и юридических лиц получили генерал МВД Гуцериев -- 1 млн 605 тыс. рублей и депутат Госдумы Амирханов -- 1 млн 425 тыс. Г-н Хамчиев имеет 1 млн 27 тыс., бывший вице-премьер Ахмет Мальсагов -- 1 млн 5,5 тыс. Г-н Зязиков, судя по официальным данным, всю свою колоссальную агитацию сумел втиснуть в 839 010 руб. У остальных кандидатов средств гораздо меньше, а самый безденежный -- Руслан Татиев, в распоряжении которого всего чуть больше 12 тыс. рублей.

Некоторые кандидаты вовсе не рассчитывают на победу, а предвыборную президентскую кампанию используют как подготовку совсем других выборов. 26 мая республика впервые будет избирать руководителей муниципальных органов власти (до сих пор главы местного самоуправления назначались президентом республики). А через год грядут выборы в ингушский парламент.

Но далеко не все решают деньги. Иначе трудно понять, почему наглядную агитацию с лицом г-на Гуцериева можно встретить повсюду, а столь же обеспеченного кандидата г-на Амирханова нигде не видно....

У этих кандидатов вообще своеобразные отношения. Главный штаб генерала МВД Гуцериева находится в здании нового железнодорожного вокзала под вывеской «Штаб кандидата в президенты Алихана Амирханова». Такие же таблички висят на дверях всех кабинетов, но работают там члены штаба г-на Гуцериева, и именно его плакатами увешаны все стены (возможно, г-н Амирханов просто считает, что генерал более фотогеничен). Сюда же периодически приезжает Руслан Аушев, который активно поддерживает Хамзата Гуцериева. Впрочем, народ давно окрестил Амирханова «двойником Гуцериева», который, по слухам, участвует в кампании на случай, если генерал по какой-либо причине будет выведен из игры.

Между тем угроза отмены регистрации Гуцериева в качестве кандидата вполне реальна. Недавно в его штабе на этот случай рассматривали вариант перестановки главных фигур. Жалоба на то, что генерал не ушел в отпуск на время кампании, лежит в Верховном суде Ингушетии. Пока слушание дела периодически переносится, но, по мнению г-на Амирханова, суд может отстранить г-на Гуцериева от борьбы под давлением центра. Несмотря на то, что в штабе есть документ за подписью главы ресизбиркома Казбека Костоева о том, что «как госслужащий категории «А» Гуцериев имеет право продолжать руководить МВД».

Впрочем, угроза ликвидации регистрации сегодня нависла и над Муратом Зязиковым, так как в Верховном суде республики лежит жалоба на подкуп им избирателей и на то, что за него в рабочее время агитируют госслужащие. В республике уверены, что если суд признает невиновными Гуцериева и Зязикова, то борьба еще больше обострится -- в срочном порядке будут организованы новые жалобы избирателей о нарушениях закона обоими кандидатами.

Наследие и наследники

Лидер нынешней гонки Хамзат Гуцериев поклялся, что продолжит политику первого ингушского президента. Еще один фаворит президентской гонки -- Ахмет Мальсагов слишком долго, по мнению Москвы, работал с Русланом Аушевым и наверняка пойдет по его пути, хотя, может быть, будет несколько более лояльным по отношению к центру. Этим, видимо, объясняется, что полпред президента в Южном округе Виктор Казанцев, по словам самого г-на Мальсагова, сначала уговорил его баллотироваться, обещал полную поддержку, а потом привел г-на Зязикова. Москве в Ингушетии нужен свой человек, и замначальника УФСБ по Астраханской области Мурат Зязиков вполне подошел на эту роль. Именно с г-ном Зязиковым трижды за последнее время встречался Владимир Путин.

Между тем программы основных кандидатов не слишком различаются. Болевые точки Ингушетии всем известны: безработица, экономическая отсталость, нехватка квалифицированных кадров и огромное для маленькой республики количество беженцев. И решать их все кандидаты собираются примерно одинаково: строить новые предприятия, реорганизовывать старые, и в первую очередь нефтекомплекс, с помощью федеральных средств и инвестиций; развивать малый и средний бизнес; поддерживать образование, здравоохранение; возвращать беженцев в Пригородный район Северной Осетии и Чечню, и т.д. Есть, правда, и некоторые отличия.

Премьер-министр, Ингушетии Ахмет Мальсагов, например, в первую очередь займется образованием. «Нам позарез нужны кадры, -- сказал он. -- Все, кто хочет, должны учиться в Ингушетии и по всей России». Рабочие места, по его мнению, надо создавать за счет недорогих и быстроокупаемых проектов. Для привлечения инвесторов, считает г-н Мальсагов, необходимо дать потенциальным инвесторам (а таких, по его словам, немало) гарантии, что они получат землю и их «не замучат фискальные службы». Возвращать беженцев г-н Мальсагов намерен постепенно, но верно, «путем переговоров с осетинской стороной». Ингушетии, по его мнению, нужен порядочный, честный и профессиональный руководитель.

Мурат Зязиков в решении экономических проблем надеется на помощь центра. «Надо обсудить с Владимиром Владимировичем Путиным вопрос о создании предприятий, на которых будут работать до 1000 человек, -- сказал он. -- Я даже, не побоюсь этого слова, за возрождение в Ингушетии офшора». «Но начну с образования. У педагогов нищенские зарплаты, нет жилья», -- сказал он. К переговорам о возвращении беженцев из Осетии он намерен подключить и грузинское руководство, поскольку многие ингушские дома в Пригородном районе сегодня занимают беженцы из Южной Осетии. Вообще, считает он, чтобы решить проблемы Ингушетии, нужен «государев подход». Вот только с кандидатурой на пост премьера у него напряженно. По данным газеты «Время новостей», он даже вел переговоры по этому поводу с г-ном Мальсаговым, но получил отказ.

Хамзат Гуцериев, как и г-н Зязиков, собирается создавать «перспективные крупные и средние предприятия». Кроме того, в его планах -- оживление традиционных секторов экономики, развитие малого бизнеса, организация свободной таможенной зоны в районе аэропорта Магас. Г-н Гуцериев может также рассчитывать на поддержку своего влиятельного младшего брата -- главы «Славнефти» Михаила Гуцериева.

Что до проблемы беженцев, то г-н Гуцериев пообещал вернуть их домой, но «только по желанию», а пока процесс возвращения будет идти -- создать им «человеческие условия существования в Ингушетии». И этим, кстати, заслужил признательность и полную поддержку временных переселенцев из Северной Осетии и Чечни.

Смотр избирательных технологий

Желание беженцев поспособствовать избранию президентом г-на Гуцериева чуть было не сыграло с ним дурную шутку. МВД последнее время регистрировало беженцев из Чечни по форме №3, что дает им право участвовать в голосовании. В Ингушетии поднялся скандал, поскольку такое право получили 82,5 тыс. чеченцев, готовых проголосовать за Гуцериева, в то время как всего в Ингушетии 121 тыс. избирателей. Пришлось ресизбиркому выступить с разъяснением, в котором говорится, что «в список избирателей включаются только граждане, признанные вынужденными переселенцами». То есть, как пояснил корреспонденту газеты «Время новостей» глава ЦИК республики Казбек Костоев, голосовать могут только беженцы, получившие официальный статус вынужденного переселенца и специальное удостоверение. Среди чеченцев, по его словам, таких нет.

Впрочем, по степени накала и объему использования «грязных технологий» выборы в Ингушетии далеко уступают тем же якутским выборам. «Я думал, что будет намного больше грязи, все-таки 22 кандидата», -- сказал собеседник корреспондента газеты «Время новостей» в Назрани (три кандидата в последние дни снялись с дистанции в пользу Гуцериева).

Центр активно поддерживает Мурата Зязикова -- на него, по сведениям местных наблюдателей, негласно работают чиновники Южного округа. Это, кстати, стало причиной обращения некоторых кандидатов к президенту России с протестом против вмешательства руководства ЮФО в избирательную кампанию. Но и г-ну Гуцериеву есть на кого опереться, поскольку на него работают деньги и влияние его младшего брата, его поддерживают многие ингушские и московские предприниматели. В команде генерала МВД, по данным газеты «Время новостей», работают одни из лучших и дорогих пиарщиков Москвы. Говорят, не проиграли ни одних выборов, совсем недавно привели к власти президента Адыгеи. Впрочем, на всех остальных также работают московские пиарщики, но не столь знаменитые.

За борьбой Гуцериева и Зязикова внимательно следят немного отстающий от них г-н Мальсагов и еще три кандидата -- Мухарбек Аушев, Руслан Маскуров и Белан Хамчиев. Г-н Маскуров сказал корреспонденту газеты «Время новостей»: «Мое время придет, когда их снимут за нарушение закона, и во втором туре мы потягаемся с Мальсаговым». Такого же мнения придерживаются Аушев и Хамчиев. В том, что будет второй тур голосования, уверены многие ингуши -- очень уж плотно идут фавориты.

На первый взгляд, борьба кандидатов идет довольно корректно. Ни в одном штабе корреспонденту газеты «Время новостей» не сказали ничего плохого о соперниках и первом президенте, хотя тот не только встал на сторону одного из кандидатов, но и всячески поддерживает его, вплоть до совместных встреч с избирателями. Причины симпатий к г-ну Гуцериеву Руслан Аушев корреспонденту газеты «Время новостей» не объяснил: «Приходи восьмого в 12.00, все расскажу».

Хватает и компромата, но анонимного, в листовочках без выходных данных. А в разговоре с корреспондентом газеты «Время новостей» те кандидаты, с кем удалось встретиться, отзывались о своих соперниках даже с несколько преувеличенным уважением, нажимая больше на различие в программах.

Глава ингушского Центризбиркома г-н Костоев назвал проходящую в Ингушетии кампанию «всероссийским слетом PR-технологов». «У кого зашкаливает жажда власти -- их дело, -- сказал он. -- Люди сами разберутся, и никакие пиарщики их не собьют». По его словам, все прошедшие выборы так закалили ингушей, что обмануть их невозможно, и деньги не помогут. «Деньги они возьмут, -- заключил Костоев, -- а потом, оставшись в кабине для голосования наедине с совестью и Аллахом, сделают правильный выбор».

Между тем многие ингуши рассматривают избирательную кампанию как неплохую возможность подзаработать, что естественно для республики, где почти 75% населения без работы. В среднем на каждого кандидата приходится от 40 до 60 штабов по всей республике. На полную мощность работают типографии, загружены художники, владельцы автотранспорта, сотни мальчишек перехватывают рублишки за расклейку плакатов. Только на г-на Гуцериева, по данным газеты «Время новостей», работают почти пять тысяч человек. Получают они от тысячи до пяти тысяч рублей, что по ингушским меркам совсем неплохо. Так что как ни крути, громкая избирательная кампания -- благо для ингушского народа. Тем более что работа в штабе того или иного кандидата, как неоднократно говорили корреспонденту газеты «Время новостей» в Назрани, для ингушей вовсе не означает, что именно его и надо избрать президентом: «Работа работой, а голосовать я буду так, как считаю нужным».
Наталья ГОРОДЕЦКАЯ, Назрань--Москва

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  04.04.2002
7 апреля Ингушетия будет выбирать себе президента. Место освободилось после отставки Руслана Аушева -- первого президента и харизматического лидера ингушей. При г-не Аушеве у республики и федерального центра сложились своеобразные отношения: Ингушетия старалась быть лояльной, а центр старался за это платить. Однако в последние годы испытанная схема начала давать сбои. Возможно, именно это и стало причиной добровольного и досрочного ухода г-на Аушева... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика