N°32
21 февраля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
  ПОИСК  
  • //  21.02.2002
Мама, мама, это я дежурю
«Апрель» Константина Мурзенко выходит в прокат

версия для печати
Назвать «Апрель» режиссерским дебютом будет, конечно, верно, но стилистически невыдержанно. Куда лучше к фильму Константина Мурзенко подходит родное и уютное слово «первенец» (памятное в первую очередь по посвящению к поэме «Москва--Петушки»). В нем без труда слышатся одновременно и веселые огоньки синего пламени «первача», и инфантильная нахохленность «птенца», и много чего еще «нужного» и «нежного», если пользоваться излюбленными оборотами новоявленного режиссера.

Мурзенко, в сущности, и сам таков -- нужный и нежный. И неудивительно, что в результате его дитятко оказалось похожим на папу куда больше, чем на маму. Вернее, на «Маму, не горюй!» После всенародно заслуженного успеха этого фильма, к которому Мурзенко написал самый известный на сегодня свой сценарий, от него ожидали в первую очередь повторения пройденного, лихого биса -- еще одной криминальной комедии, под завязку нашпигованной невообразимыми лексическими оборотами. В общем, того же самого, только с перламутровыми пуговицами. Но Мурзенко по-настоящему удивил всех, сделав фильм совсем другого рода. Как если бы Гай Ричи после «Карт, денег и двух стволов» поставил не «Большой куш», а, скажем, ремейк «Долгой страстной пятницы» -- самого знаменитого и совсем невеселого британского гангстерского фильма.

Если хитросплетения «Мамы» разворачивались на экране в ритме лихого матросского танца «яблочко», то в «Апреле» все происходит скорее по-довлатовски -- «медленно и неправильно». И не флотские распевки сопровождают проезды автомобилей по полутемным и зябким московским улицам (непривычный и отстраненный образ столицы как смутного объекта желания -- едва ли не одно из самых главных достижений фильма), а вязкая, расслабленно сосредоточенная в одной невидимой точке музыка в стиле даб, безупречно сработанная Данилой Калашником. Все главные герои фильма вынуждены заниматься не своим делом. Бывший детдомовец и мелкий мошенник Петр Апрель (Евгений Стычкин) вынужден стать наемным убийцей; попавший меж бандитских жерновов бизнесмен Вова (Денис Бургазлиев) возглавляет банду похитителей детей; медсестра из интерната для младенцев-отказников (Александра Куликова) выходит на панель. Но все это исключительно для того, чтобы все они сошлись в одно время и в одном месте. И в неожиданно кровавой и мастерски придуманной итоговой разборке поняли про себя и для себя все самое главное.

Кульминационная сцена происходит в стенах пресловутого интерната, где грохот выстрелов то и дело перекрывается отчаянными младенческими всхлипами -- совсем как в «Круто сваренных» Джона Ву. «Апрелю» уже успели попенять за излишнюю цитатность -- мол, видно, что режиссер очень любит «правильное» кино и никак не дает об этом забыть. Мурзенко и впрямь может похвастаться безупречным синефильским вкусом, но его воспоминания о современной киноклассике не имеют ничего общего с привычным постмодернистским куражом. Вовсе не режиссер заставляет своих персонажей курить по-хэмфрибогартовски и вести себя, как гангстеры из гонконгских боевиков. А сама современная реальность, в которой штампы масскульта давно уже стали повседневными атрибутами бытия. Пожалуй, никто еще так убедительно и в то же время ненавязчиво не зафиксировал эту странную подмену. И потому «Апрель» останется в анналах не просто очень хорошим фильмом начала века, но и ценнейшим документом эпохи. А сам Мурзенко -- не только безупречным стилизатором, но и подлинным реалистом.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  21.02.2002
«Апрель» Константина Мурзенко выходит в прокат
Назвать «Апрель» режиссерским дебютом будет, конечно, верно, но стилистически невыдержанно. Куда лучше к фильму Константина Мурзенко подходит родное и уютное слово «первенец» (памятное в первую очередь по посвящению к поэме «Москва--Петушки»). В нем без труда слышатся одновременно и веселые огоньки синего пламени «первача», и инфантильная нахохленность «птенца», и много чего еще «нужного» и «нежного», если пользоваться излюбленными оборотами новоявленного режиссера... >>
  • //  21.02.2002
Во вторник японская деловая газета Nihon Keizai Shimbun сообщила о создании нового формата цифрового оптического диска, который, возможно, придет на смену формату DVD. В создании нового диска участвовали десять международных компаний -- производителей электроники: Matsushita, Sony, Hitachi, Toshiba, Pioneer, Sharp, Philips, Tomson, LG и Samsung. DVD нового поколения -- его назвали Blu-ray Disc из-за используемого в нем голубого лазера -- будет размером с обычный CD- и DVD-диск, но на нем будет помещаться в шесть раз больше информации (27 гигабайт)... >>
  • //  21.02.2002
Вслед за создателями мюзиклов «Метро» и «Норд-Ост» Филипп Киркоров решил продолжить внедрение бродвейской культуры в России. Артстудия «АЛЛА» и Philip Kirkorov Production объявили набор актеров для постановки российской версии американского мюзикла Боба Фосса «Чикаго» -- истории молодой хористки Рокси Харт, которая убивает своего возлюбленного, успешно избегает тюрьмы и становится певицей. Впервые мюзикл-водевиль был поставлен на Бродвее в 1975 году, очень понравился публике, а через год получил одиннадцать номинаций на премию Tony за оригинальную постановку... >>
  • //  21.02.2002
Экспериментальный театр из Равенны показал зрителям, где раки зимуют
Перед первой демонстрацией своего фильма «Андалузский пес» Луис Бунюэль набрал в карманы побольше камней. Он боялся, что ему придется отбиваться от разъяренной публики. Тогда авангардист еще побаивался обывателя, теперь, встретив авангардиста, обыватель сам жмется по углам. Лишний раз убедиться в этом можно было, посетив театр «Эрмитаж», где давала гастрольный спектакль итальянская труппа «Фанни и Александр». Какое отношение к означенной труппе имеет Ингмар Бергман, выяснить не удалось, зато из пресс-релиза мы узнали, что «Фанни и Александр» -- наиболее яркий представитель так называемой третьей волны итальянского экспериментального театра». Ощущение возникло такое, словно предыдущие две волны смыли с лица земли все достижения культуры и участники коллектива резвятся посреди жалких остатков, тщетно пытаясь понять их былое назначение... >>
  • //  21.02.2002
Седьмой фестиваль «Московские дебюты» подходит к концу
Имена лучших дебютантов прошлого театрального сезона станут известны в ближайший понедельник. 25 февраля в Большом зале Дома актера победителям вручат шуточные призы и ценные подарки. Получат лауреаты и фигурку цыпленка, вылупляющегося из яйца, -- символ «Московских дебютов», конкурса и фестиваля, призванного открывать неокрепшие таланты... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика