N°193
18 октября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  18.10.2002
Польский акт
Большой театр Варшавы готовится к декабрьским обменным гастролям с московским Большим театром

версия для печати
По инициативе Швыдкого и нового министра культуры Польши Вальдемара Домбровского (когда договаривались, последний еще служил генеральным директором варшавской оперы) Большой театр Варшавы привезет в Москву три спектакля -- традиционалистский «Страшный двор» Монюшко (вроде нашего «Сусанина», только это обаятельная комедия), модернистского «Короля Рогера» Кароля Шимановского (аналогом может служить «Огненный ангел» Прокофьева, который, впрочем, в Москве не идет) и постмодернистского «Евгения Онегина» в постановке Мариуша Трелиньского. Этот режиссер определяет новое лицо варшавской оперы, интересное и дома, и за границей.

Гастрольная подборка московского Большого лаконичнее, но тоже по-своему репрезентативна -- поедут «Любовь к трем апельсинам» Питера Устинова и новая «Хованщина».

В Варшаве продирижирует Александр Ведерников, в Москве -- Яцек Каспшик, новый гендиректор. Каспшик -- дирижер с мировым именем, в его архиве третья премия на конкурсе Караяна (вторую тогда получил Гергиев), работа в Лондоне, руководство Северо-Нидерландским оркестром, огромный оперный репертуар от Верди до Бартока. После возвращения в варшавский театр в 1998 году ему удалось сделать невозможное -- уволить целую толпу оркестрантов и вытянуть оркестр на уровень, достойный европейского театра. Теперь ему предстоит решать проблему, сходную с московской, -- в наследство новому руководству досталась огромная неповоротливая труппа (400 человек творческого коллектива, все же вдвое меньше, чем в Москве) -- и проблемы перехода на контрактную систему и систему staggione.

Каспшик комментирует, посмеиваясь: «Я чудом успел реформировать оркестр, но теперь, чтобы уволить кого-то из старых солистов (всего у нас 38 человек), нужно преодолеть сопротивление профсоюза солистов. Только вдумайтесь, какая странная организация! После того как я стал генеральным директором, я этим людям из профсоюза сказал: «Можете заходить ко мне в кабинет, но только как частные лица, а не как профком!»

В театре ощущается недостаток финансирования: по словам министра Домбровского, государство финансирует театр примерно на 70%, остальное добирают от спонсоров, но о том, чтобы делать больше четырех премьер в год, или о 30 миллионах долларов, необходимых для решения акустической проблемы театра, даже не мечтают. Но мечтают о долгосрочном планировании и что когда-нибудь с помощью нового министра найдут семь миллионов на коррекцию проблемной живой акустики электроникой (Каспшик уповает на опыт «Метрополитен» и Венской оперы).

Польская Национальная опера почти не понимает, о чем речь, когда спрашиваешь, не ищет ли она подобно московскому Большому сложного компромисса между консерватизмом и новацией. Национальный репертуар («Нам не так повезло с ним, как русским», -- сокрушается Яцек Каспшик, имея в виду количество) мягко перемешан с Верди, Вагнером и Дебюсси. Традиционные на вид и слух спектакли идут себе спокойно в очередь со свеженаписанными операми, с декадентским «Королем Рогером» в витиеватой режиссуре с «живыми» запахами, с постмодернистскими фантазиями Трелиньского на темы оперной классики (идут «Мадам Баттерфляй», «Отелло», «Онегин», готовится «Дон Жуан» для Пласидо Доминго в Лос-Анджелесе и «Пиковая дама» для Берлинской Штаатсопер). К зиме ждут новостей от Пендерецкого: театральные репетиции новой оперы скоро должны начаться, а он, говорят, еще ничего не написал. Подтверждают, что когда Анджей Жулавский вывел героев «Страшного двора» на сцену в кальсонах и вообще всяко насмехался над оперой-любимицей, был скандал. Но в театре настаивают, что в этом не было давления консерватизма на художественную свободу. Просто надо иногда знать меру.

Сравнение практик двух Больших театров, имеющих и общее, и различия, обещает быть одной из главных интриг декабря. Жаль, что во всех спектаклях будут сценографические потери: Большой варшавский гордится не только узнаваемым адресом («Театральная пл., 1»), квадригой на фасаде и долгой историей (он почти ровесник московского Большого), но и объемом. После реконструкции 1965 года (от здания, разрушенного в 1939-м, остался лишь фасад) он составляет 500 тыс. кубометров, а общая площадь сцены «с карманами» -- 2 500 квадратных метров. Таких карманов и такой глубины нет ни в одном театре мира. Компьютеров в театре, как и в Москве, нет, но машинерия величественна. В Большом московском варшавские декорации просто не поместятся. Больше всех теряет «Король Рогер». Вместо девяти метров, на которые в финале взмывает один из персонажей, в Москве будет какой-то смешной один метр.

Зато в хорошей московской акустике можно будет насладиться оркестром Каспшика, специализирующегося на позднем романтизме. В России в оперных изводах этой выспренней эстетики царит Гергиев, но Каспшик интерпретирует позднероматическую музыку иначе -- вместо горячности у него глубокие и теплые тона, вместо взвинченности -- эмоциональная пластичность, а гипнотизм, которого он добивается от оркестра в «Короле Рогере», -- редкое удовольствие для меломанов.
Юлия БЕДЕРОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  18.10.2002
Большой театр Варшавы готовится к декабрьским обменным гастролям с московским Большим театром
По инициативе Швыдкого и нового министра культуры Польши Вальдемара Домбровского Большой театр Варшавы привезет в Москву три спектакля - традиционалистский «Страшный двор» Монюшко, модернистского «Короля Рогера» Кароля Шимановского и постмодернистского «Евгения Онегина» в постановке Мариуша Трелиньского... >>
  • //  18.10.2002
Анонс новых книг для читателей газеты «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»... >>
  • //  18.10.2002
Канский видеофестиваль добрался до Москвы
В субботу, 19 октября, в культурном центре «Дом» пройдет показ фильмов из программы Первого международного Канского видеофестиваля. В августе этого года он прошел, как явствует из названия, в городе Канске (что в 300 км от Красноярска), а совсем недавно большая программа фестивальных картин была с невероятным успехом показана в рамках анапского «Киношока». В «Доме» полностью покажут конкурсную программу фестиваля -- 43 фильма из России, Франции, Финляндии, Норвегии, Сербии, Болгарии, Эстонии, Австралии, Польши, Австрии и Ливана -- общей продолжительностью пять с половиной часов. За Гран-при фестиваля -- «Золотой пальмовый секатор» -- в Канске боролись опусы, представляющие, по словам организаторов мероприятия, «все возможные жанры, стили и направления: видеоарт, документация перформанса, видеоинсталляция, игровое видео, документальное видео, цифровая компьютерная анимация, экспериментальное видео, видеоклип». Впрочем, опасаться обилия умных терминов, оканчивающихся на «-ция», не стоит: за мудреными обозначениями в основном скрывается продукция вполне эффектная и доступная даже для неофитов... >>
  • //  18.10.2002
Рамон Масатс с разницей в двадцать лет
Хотя имя Рамона Масатса ничего не говорит зрителю (и не только российскому), он известный фотограф, пионер репортажа, гордость испанской фотографии. Как и российские фотографы, многие годы Масатс жил и снимал в закрытой провинциальной стране, где мировой фотографической моде следовали, но ее не создавали. Поэтому новатором и первооткрывателем он мог быть только для Испании... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика