N°180
01 октября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  01.10.2002
Не наш современник
Сегодня Олегу Ефремову исполнилось бы 75

версия для печати
Если бы о сценическом искусстве можно было рассуждать в религиозных терминах, Ефремова следовало бы признать одним из самых ярких, вдохновенных и последовательных протестантов. Не от слова «протест» и уж тем более не в связи с социальным протестом - его фрондерство вполне укладывалось в рамки пьес Шатрова о человечном Ленине и коварном Джугашвили, а борьба за хорошую советскую власть, как у всех театральных диссидентов, оборачивалась коллаборационизмом с той властью, что стояла на дворе (а как иначе обеспечивать воспроизводство театрального процесса?). «Протестантизм» Ефремова сказался в другом - в истовом, страстном, неколебимом желании вернуться к художественным и этическим идеалам старого МХТ (еще не Академического и без присобаченной в 30-х аббревиатуры СССР). Так деятели Реформации стремились вернуться к чистоте Писания, «искаженного» господствующим католицизмом.

Существует предание, что в студенческие годы сам Ефремов и несколько его друзей по Школе-студии МХАТ поклялись в верности заветам Станиславского, расписавшись собственной кровью. Не знаю, где находился в это время Мефистофель, но душа Мартина Лютера наверняка витала рядом. Реформаторский порыв Ефремова сложно понять, не представив себе должным образом время, в которое сей пламенный юноша, выходец из арбатской коммуналки и воркутинских лагерей (отец работал там бухгалтером), вступил на театральную стезю.

Ефремов окончил Школу-студию МХАТ в 1949 году. Мейерхольда уже не было, Таирова скоро не будет. МХАТа, по сути, тоже не было. Он стал воплощением советского официоза и излюбленным местом советского нобилитета. В XX веке едва ли не все выдающиеся деятели театра, да и шире - искусства, начинали свой творческий путь с ниспровержения авторитетов, с треплевского «нужны новые формы». У поколения Ефремова такой возможности не было. Подлинные авторитеты были уничтожены режимом. Некоторые физически. Другие путем превращения в идолов. Поэтому главной задачей парадоксальным образом стала не борьба с традицией, а возвращение к ней. Контркультурный бунт и послевоенный европейский авангард - все эти удовольствия оказались не для нас. Некоторые критики после спектакля «Современника» «Вечно живые» говорили с разочарованием: «Но ведь это просто хороший старый МХАТ». Думаю, второй эпитет должен был радовать режиссера даже больше, чем первый.

В своем «протестантском» пафосе Ефремов был, разумеется, не одинок. Это вообще было веяние времени. В конце концов пьесы Шатрова тоже можно рассматривать как попытку восстановить чистоту коммунистического учения, освободив его от наслоений культа личности. Дело, однако, не только в тенденции, но и в самом наполнении воскрешаемого идеала. Будь создатель «Современника» лишь антисталинским соколом и певцом «комиссаров в пыльных шлемах», о нем вряд ли вспоминали бы сейчас всем театральным миром, но он стал новым апостолом самой прекрасной и возвышенной из всех театральных религий.

В 70-м Ефремова позвали реанимировать уже почти разложившийся к тому времени МХАТ. Это было так же странно, как назначить Мартина Лютера Папой римским. Лютер наверняка отказался бы. Ефремов согласился. Это был тоже реформаторский, но уже не протестантский порыв (в то время искренне верили, что все на свете - от театра до партии - можно реформировать изнутри). Засучив рукава он принялся за расчистку авгиевых конюшен (доставшийся ему МХАТ насчитывал в своей труппе двести человек, планомерно борющихся друг с другом за очередные звания и награды) и порядком в своем начинании преуспел. Более того, он умудрился собрать под крышей главного театра страны большую часть всех имеющихся в стране и еще не забронзовевших звезд и уже тем самым отчасти реанимировал его. Иными словами, он показал себя настоящим театральным строителем, а ведь таких людей в истории режиссуры единицы. Даже меньше, чем гениев. Но в схватке с МХАТ СССР нельзя было не проиграть. Под спудом подковерных интриг, вызовов на ковер и последовавшего за ними знаменитого мхатовского раскола придуманный Ефремовым театральный вариант неореализма, прозванный «шептальным реализмом» и поразивший всех когда-то неподдельной искренностью интонации, как-то скис, испарился. От коренной мхатовской идеи «товарищества на вере» не осталось и следа. Но в самом Ефремове искренность, верность подписанной кровью клятве, равно как святая вера в то, что с помощью театра можно творить добро и поучать власть, жили до конца. Незадолго до смерти он все еще грезил идеей начать все сначала, опять все реформировать. В историю европейской культуры он вряд ли войдет как автор оригинальной режиссерской концепции, но в истории русской культуры навсегда останется символом того протестантского порыва, что называют иногда порядком затертым, а то и вызывающим глухое раздражение словом «шестидесятничество». Теперь - после смерти Ефремова - честных, искренних и талантливых апологетов этого самого шестидесятничества в нашем театре больше нет.
Марина Давыдова

  КУЛЬТУРА  
  • //  01.10.2002
Сегодня Олегу Ефремову исполнилось бы 75
Если бы о сценическом искусстве можно было рассуждать в религиозных терминах, Ефремова следовало бы признать одним из самых ярких, вдохновенных и последовательных протестантов. «Протестантизм» Ефремова сказался в истовом, страстном, неколебимом желании вернуться к художественным и этическим идеалам старого МХТ. Так деятели Реформации стремились вернуться к чистоте Писания, «искаженного» господствующим католицизмом... >>
  • //  01.10.2002
Дважды герой «Золотой маски» в гостях у председателя СТД
Случай редкий: официальная премьера «Игры снов» в театре Et cetera назначена на ноябрь, а первое платное представление уже состоялось. Я сомневаюсь, что режиссеру Григорию Дитятковскому и художнику Эмилю Капелюшу требуется еще месяц на разнообразные доделки. Их работа в целом выглядит законченной: зрителю предлагается отнюдь не полуфабрикат, а готовый, серьезный спектакль. В чем же причина?.. >>
  • //  01.10.2002
Давид Герингас и «Солисты Москвы» освоили новую площадку
Воскресный вечер еще не в слишком популярном концертном зале на Арбате, согласно всем афишам, был VIP-концертом. Популярный сочный жанр редко предлагает себя в столь определенных выражениях. Чаще светский раут для приличия представляется художественным, еще чаще -- чурается публичности. Играет себе статусный оркестр в закрытом клубе или в иностранном культурном центре -- и всем приятно. В этот раз все признаки жанра были соблюдены (камерная атмосфера, шикарные женщины, узнаваемые тусовщики, солидные охранники вместо суетливых билетерш, известные музыканты), но при этом мероприятие широко рекламировалось. Жанр наконец заявил себя как занимательный и почти самодостаточный... >>
  • //  01.10.2002
В московском прокате -- самый художественный из документальных фильмов
Фильм «Птицы» Жака Перрена -- безусловно, одно из самых необычных и интересных кинозрелищ. И его обязательно надо посмотреть. Но, отправляясь в кинотеатр «35 мм», где он демонстрируется с прошлой недели, нужно отдавать себе отчет, что кроме удивительных, завораживающих съемок птичьих полетов, брачных игр, охоты и отдыха, вам больше ничего предложено не будет. Современные дети, в большинстве воспитанные на телевизионной агрессии, возможно, сочтут фильм скучным. Взрослые, рассчитывающие на внятный сюжет или на оригинальное осмысление документальной фактуры, тоже почувствуют себя скорее разочарованными. И только тот, кто готов на два часа полностью погрузиться в неторопливый и даже монотонный мир, почувствует его красоту и не пожалеет о деньгах, потраченных на билет... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика