N°175
24 сентября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  24.09.2002
Роман, еще роман
версия для печати
Василий Аксенов не на шутку встревожен. В «Октябре» (№8) славный романист опубликовал статью «Чудо или чудачество. О судьбе романа». Судьба, вестимо, печальна: на американском книжном рынке старый добрый роман теснят сочинения в жанре non fiction и низкопробные бестселлеры, предпоследний роман самого Аксенова «Новый сладостный стиль» успеха не стяжал, а роман последний -- «Кесарево свечение» -- был и вовсе отвергнут издательским концерном «Рэндом хаус». Адвокатом «Рэндом хаус» выступать совершенно не хочется (выразительный портрет этой фирмы представлен в книге Андре Шиффрина «Легко ли быть издателем», о которой я подробно писал неделю назад -- см. «Время новостей» от 17 сентября), но и сетования Аксенова особо не впечатляют. Конечно, писатель волен в оценках собственных работ, но признать «Кесарево свечение» (роман издан в России примерно год назад) «вершиной» творчества автора «Затоваренной бочкотары» и «Ожога» я при всей своей любви к Аксенову (точнее -- именно в силу этой любви) никак не могу. То же относится и к «Новому сладостному стилю». «Этот дискурс должен продвигаться к границам поэзии, чтобы возникло слияние жанров, текст, подобный заклинанию, в котором каждая строчка имеет свою ноту». Во-первых, никто никому ничего не должен -- искусство на то и искусство, чтобы удивлять нас непредсказуемостью (об особой свободе романа в прошлом веке было говорено-переговорено, может, и с излишком). Во-вторых, хотя последние романы Аксенова идеально подходят под его красивую программу, событиями они не стали не только в Америке, но и в России. И не только для «читающих масс», но и для экспертов. (Доброжелатели отделывались кисло-сладкими рассуждансами. Что и понятно: старая любовь не ржавеет.) Меж тем стоит на литературном горизонте появиться роману с «лица необщим выраженьем», как критический цех решительно возбуждается. Оставим в стороне откровенно провокационные сюжеты, заклубившиеся вокруг сорокинского «Льда» и прохановского «Гексогена», -- на появившийся в начале года роман Сергея Гандлевского «

Василий Аксенов не на шутку встревожен. В «Октябре» (№8) славный романист опубликовал статью «Чудо или чудачество. О судьбе романа». Судьба, вестимо, печальна: на американском книжном рынке старый добрый роман теснят сочинения в жанре non fiction и низкопробные бестселлеры, предпоследний роман самого Аксенова «Новый сладостный стиль» успеха не стяжал, а роман последний -- «Кесарево свечение» -- был и вовсе отвергнут издательским концерном «Рэндом хаус». Адвокатом «Рэндом хаус» выступать совершенно не хочется (выразительный портрет этой фирмы представлен в книге Андре Шиффрина «Легко ли быть издателем», о которой я подробно писал неделю назад -- см. «Время новостей» от 17 сентября), но и сетования Аксенова особо не впечатляют. Конечно, писатель волен в оценках собственных работ, но признать «Кесарево свечение» (роман издан в России примерно год назад) «вершиной» творчества автора «Затоваренной бочкотары» и «Ожога» я при всей своей любви к Аксенову (точнее -- именно в силу этой любви) никак не могу. То же относится и к «Новому сладостному стилю». «Этот дискурс должен продвигаться к границам поэзии, чтобы возникло слияние жанров, текст, подобный заклинанию, в котором каждая строчка имеет свою ноту». Во-первых, никто никому ничего не должен -- искусство на то и искусство, чтобы удивлять нас непредсказуемостью (об особой свободе романа в прошлом веке было говорено-переговорено, может, и с излишком). Во-вторых, хотя последние романы Аксенова идеально подходят под его красивую программу, событиями они не стали не только в Америке, но и в России. И не только для «читающих масс», но и для экспертов. (Доброжелатели отделывались кисло-сладкими рассуждансами. Что и понятно: старая любовь не ржавеет.) Меж тем стоит на литературном горизонте появиться роману с «лица необщим выраженьем», как критический цех решительно возбуждается. Оставим в стороне откровенно провокационные сюжеты, заклубившиеся вокруг сорокинского «Льда» и прохановского «Гексогена», -- на появившийся в начале года роман Сергея Гандлевского «
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  24.09.2002
Сегодня Эрмитаж предъявит подлинный портрет царицы Клеопатры
На 24 сентября в Эрмитаже запланирована сенсация. В Аполлоновом зале Зимнего дворца открывается выставка «Арсиноя или Клеопатра?». Посвящена она небольшой (высота 105 см) базальтовой статуе, скромно стоявшей в музее аж с 1929 года. Маленькая коренастая тетенька в длинном облегающем платье держит в левой руке рог изобилия, а в правой -- иероглиф жизни «анх». Голову украшает трехчастный парик с тремя уреями (царскими змеями). В принципе в эллинистическом Египте таких тетенек -- жриц, цариц и богинь с уреями, анхами, рогами и инкрустированными глазами производили в огромных количествах. Однако наша, эрмитажная, имеет две чудесных особенности, позволяющие считать ее дамой не просто приятной, но приятной во всех отношениях. И в отношении родословной тоже. Первая особенность -- то, что рог изобилия у нее раздвоенный (dikeras). Еще в 1957 году египтолог И.А. Лапис предположила, что раздвоенный рог был присущ лишь статуям Арсинои II, сестре и жене Птолемея II (III в. до н.э.). Арсиноя -- дочь Береники I и военачальника Александра Македонского, основателя македонской династии в Египте Птолемея I Сотера была обожествлена при жизни. Культ ее продолжался спустя долгие годы после кончины... >>
  • //  24.09.2002
«Сатирикон» открывает сезон
Сбор труппы театра «Сатирикон», посвященный открытию нового сезона, прошел быстро и без разговоров на вольные темы. Как признался художественный руководитель театра Константин Райкин, «собрание -- не самый популярный жанр в нашем коллективе». Райкин считает это признаком трудовой активности труппы, ибо все вопросы и недоразумения нужно и должно разрешать в процессе репетиций. Однако первый сбор -- случай особый. Необходимо подвести итоги сезона прошедшего, рассказать о планах в сезоне грядущем и поприветствовать молодых актеров, недавно вошедших в состав труппы... >>
  • //  24.09.2002
Премьерой новой пьесы Александра Гельмана «Профессионалы победы» открыл сезон Новый драматический театр. Вячеслав Долгачев, недавно ставший художественным руководителем театра, выбрал этот спектакль для того, чтобы заявить о новой стратегии коллектива, последнее время обитавшего в буквальном и переносном смысле на задворках Москвы. В воскресенье в Театре Маяковского, арендованном при поддержке Московского комитета по культуре, собралась весьма почтенная публика. Среди приглашенных были председатель Центризбиркома Александр Вешняков и первый президент СССР Михаил Горбачев. По уверению режиссера, в задачи театра не входило ставить спектакль на политическую тему, но зрители, безусловно, могли делать собственные выводы. Дискуссии на тему соответствия версии Гельмана реальности российской политики подогревали интерес к спектаклю, в художественном отношении рисковавшему остаться незамеченным... >>
  • //  24.09.2002
Обзор новых номеров журналов для читателей газеты «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»... >>
  • //  24.09.2002
Вручены очередные «Эмми»
В воскресенье в Лос-Анджелесе в пятьдесят четвертый раз состоялось вручение «Эмми» -- главной телевизионной награды Америки. Лучших из лучших определяли в двадцати шести номинациях плюс к двум почетным призам, обладатели которых были известны заранее -- в этом году ими стали знаменитейшая телеведущая Опра Уинфри, получившая Гуманитарный приз Боба Хоупа и (все вместе) каналы ABC, CBS, NBC и Fox -- за передачи, посвященные событиям 11 сентября. Кроме того, в категории «Специальная музыкальная программа» был награжден совместный проект «Америка: посвящение героям»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика