N°168
13 сентября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  13.09.2002
Точка кипения
«Киношок» на финишной прямой

версия для печати
В Анапе зарядили дожди. Начинаются они внезапно, лишь изредка предваряясь громовой канонадой, и именно что обрушиваются на буйные фестивальные головы передвижной Ниагарой. И это в сущности неплохо, так как, во-первых, преотличнейшим образом отрезвляет, а во-вторых, позволяет вернуться к телевизору, в котором притаилась голливудская продукция. А без нее никак -- после иных картин конкурсной программы физически необходимо похмелиться Шварценеггером. Впрочем, находятся, по счастью, ленты, к которым это никоим образом не относится. Главная из них -- новая картина Евгения Юфита «Убитые молнией». Сделанный с почти что невыносимым совершенством, фильм об ученом-антропологе, дочери подводника, пропавшего во время войны, завораживает с первых же кадров, с произнесенной ЭВМ фразы: «Может ли организм управлять своей эволюцией?» Не пройдет и часа, как зритель убедится в том, что -- может. В фильме есть неизменные юфитовские знаки, памятные еще со времен некрореалистических короткометражек, но теперь даже толстые мужики в тельняшках и без штанов, лупящие друг друга гаечными ключами в тесном кубрике подводной лодки, выглядят носителями чистейшей метафизики. Причудливым образом «Убитые молнией» по настроению и структуре напоминают другой фильм об эволюционных проблемах -- «Космическую одиссею» Стэнли Кубрика. В самом начале по средней полосе России (показанной Юфитом как ландшафт абсолютно доисторический, нетронутый цивилизацией) бродят, приседая и почесываясь, голые существа -- совсем как готовые превратиться в человека обезьяны из пролога «Одиссеи». Но вместо спустившегося с небес черного параллелепипеда, принесшего на Землю разум, им остается разве что фаллическое облако. Никто не придет сверху, никто не научит взять в лапу палку, да это и не нужно. «Убитые молнией» -- кино кристально ясное, но таящее в себе скрытую угрозу для рационального ума. Магическая кукла вуду, сделанная вместо «поделки из природного материала» на уроке труда тихим, замкнутым, но много чего понимающим учеником школы-интерната. На этом фильме, конечно, можно заснуть (как сделали это иные зрители), но идея «эволюционного перехода от вытянутости к шарообразности» все равно проникнет в подсознание и не раз еще аукнется в мозгах.

Эстонский фильм «Сердце медведицы» Арво Ихо, показанный сразу после Юфита, отличается от «Убитых молнией» как манекен от австралопитека. Это экологически чистое кино про медведей и людей, без консервантов, но зато с любовью в снегу, мудрыми местными жителями, олицетворяющими первородную мудрость, и святым отцом по имени Евсей Енисейский, олицетворяющим мудрость духовную. Такие фильмы про обретение себя вдали от центров цивилизации любили снимать в Голливуде после успеха «Танцев с волками». Но танцы кончились, время прошло, и сегодня «Сердце медведицы» кажется не более чем очень красивой открыткой с видами тайги, на обратной стороне которой конспективно набросаны характеры не особенно интересных героев и некое подобие мистического сюжета с таинственными двойниками-нганасанами и влюбленной медведицей, то и дело превращающейся в любвеобильную девушку. По большому счету -- евростандарт, относительно крепко сбитый, вполне комфортный и очень скучный.

А с наступлением темноты фестиваль все больше радикализируется. Роскошную короткометражную программу представили кураторы первого Международного Канского (то бишь проходящего в Канске) видеофестиваля Павел Лабазов и Надежда Бакурадзе. Тридцать с лишним фильмов за полтора часа под открытым небом, да каких фильмов! Там чудеса, там Бен Ладен бродит по московскому аэропорту под песню Вахтанга Кикабидзе про проводы любви («Жестокий романс» Владислава Мамышева-Монро), Ленин и Сталин превращаются в геометрические фигуры («Ленин и Сталин» студии «За анонимное и бесплатное искусство»), а в дупелину пьяный Дед Мороз срывает корпоративную вечеринку («Соси банан» Сергея Лобана). И это только столичная продукция -- видеоработы, собранные в Иркутске, Нижнем Тагиле, Красноярске, ничуть не менее интересны и зрелищны. Не обошлось и без одного маленького, но абсолютного шедевра. Трехминутный фильм «С точностью до наоборот» снят малолетними (лет 14--15) жителями города Канска из мифической студии «Чача пикчерз» на местном пляже бытовой видеокамерой, а из всех технических ухищрений использована только кнопка обратной перемотки. На экране ничего такого не происходит, просто окурки вылетают из воды в руки несовершеннолетних курильщиков, а люди ходят задом наперед. Но коротышка эта производит совершенно сногсшибательное впечатление креативным азартом и ощущением подлинного, лишенного даже намека на рефлексию и потому едва ли не идеального кино, творящегося прямо у тебя на глазах. В октябре канская программа будет целиком показана в Москве, и пропускать ее ни в коем случае не стоит. А анапская видеоночь завершилась, как и положено, дискотекой -- екатеринбуржец Дмитрий Булныгин представил свой ненавязчиво-психоделический видеомикс в сопровождении «порноджаза» новосибирской группы Nuclear Losъ. Полтора часа прошли под знаком чистого релакса. И нет большой беды в том, что пританцовывающих в блаженном трансе было всего-то четыре человека (включая и автора этих строк). Как говорил (совершенно по другому поводу) герой Валерия Гостюхина в приснопамятном «Прикованном», «Я хорошую музыку люблю. На хорошую музыку душа отзывается».
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ, Анапа

  КУЛЬТУРА  
  • //  13.09.2002
Отечественным фильмам помогут дорасти до конкуренции
Свершилось. Правительство внесло в проект бюджета 2003 года дополнительные 500 млн рублей на поддержку российского кинематографа. Это меньше, чем хотели, но больше, чем предполагалось. >>
  • //  13.09.2002
Художественные галереи открыли сезон
Галерея «Риджина» открыла сезон выставкой модного нонспектакулярного искусства «100% зрение». Эффектное сочетание респектабельности и эпатажа -- фирменный стиль галереи -- прискучили ее директору Владимиру Овчаренко. В стремлении вновь занять место законодателя московской художественной моды он привлек для организации новой выставки скандально известного художника и куратора Анатолия Осмоловского (самое известное его произведение -- слово из трех букв, выложенное телами соратников на Красной площади) и его последнее увлечение -- искусство с маловразумительным названием и еще более неясным содержанием... >>
  • //  13.09.2002
Группа «Малер и Я» выпустила официальный альбом
Широко известная (но пока только в журналистских кругах) группа «Малер и Я» играет редкостные для нашей родины world beat и world fusion. То есть, проще выражаясь, использует фольклорные элементы народов мира, «склеенные» с помощью электроники. Принцип сам по себе не слишком нов, играть этакий, по выражению музыковеда Дмитрия Петровича Ухова, всемирно-деревенский «воображаемый фольклор» -- общая тенденция. Несмотря на свою «воображаемость», он стремится стать главной тенденцией в популярной музыке, порядком подуставшей от... сами знаете от чего, так что называть имена бритней, бойзов и FM-радиостанций лишний раз не будем... >>
  • //  13.09.2002
Режиссера Катрин Брейя («Романс», «Толстушка») называют главным европейским специалистом по сексу. В своем последнем фильме «Интимные сцены» Брейя рассказала, как она снимает эротические сцены, какого труда они ей стоят. В роли режиссера, своеобразного alter ego Катрин Брейя, снялась Анн Парийо, десять лет назад сыгравшая Никиту в фильме Люка Бессона... >>
  • //  13.09.2002
«Киношок» на финишной прямой
В Анапе зарядили дожди. Начинаются они внезапно, лишь изредка предваряясь громовой канонадой, и именно что обрушиваются на буйные фестивальные головы передвижной Ниагарой. И это в сущности неплохо, так как, во-первых, преотличнейшим образом отрезвляет, а во-вторых, позволяет вернуться к телевизору, в котором притаилась голливудская продукция. А без нее никак -- после иных картин конкурсной программы физически необходимо похмелиться Шварценеггером. Впрочем, находятся, по счастью, ленты, к которым это никоим образом не относится... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика