N°163
06 сентября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  06.09.2002
Летать по-маленькому
Государство намерено приделать костыль авиапрому

версия для печати
В пятницу кабинет министров рассмотрит доклад Минэкономразвития о ходе выполнения решений правительства по организации лизинга отечественных воздушных судов. «У России должны быть свои крылья», -- еще год назад громко заявляло правительство. С середины 90-х стало ясно, что самолетный парк стремительно устаревает, а обновить его не получается. Из-за дороговизны билетов россияне стали меньше летать, перевозчикам не на что покупать новую технику, авиастроителям никто не делает заказы.

Правительство в поисках выхода из ситуации объявило самолетостроение приоритетной отраслью экономики. Было названо средство, которое должно спасти авиакомпании от катастроф в небе, а авиазаводы от закрытия. Этим средством оказался лизинг, то есть возможность покупать самолеты в рассрочку. Участникам лизинговых программ правительство пообещало финансовую поддержку.

В тендере среди авиализинговых компаний, претендующих на поддержку государства, выиграл воронежский авиазавод ВАСО, с которым работает «Ильюшин-Финанс», и Казанское авиационное производственное объединение (КАПО), партнёр Финансовой лизинговой компании (ФЛК). Победителям предложили обеспечить финансирование постройки самолетов Ту-204/214 и Ил-96.

Государство участвует в лизинговых проектах небескорыстно. Правительство помогает лизинговой компании оплатить процентную ставку по кредиту, полученному в банке. Взамен же оно становится владельцем контрольного пакета акций лизинговой компании. В текущем году на поддержку лизинга из бюджета выделено уже 2,5 млрд руб., по лизинговой программе планируется построить 20 самолетов. На сегодняшний день единственным результатом реализации программы по лизингу самолетов является лишь констатация факта, что программа стартовала. Постройка самолета -- дело долгое.


«Может, дешевле купить Boeing, чем поднимать промышленность с нуля?»

Своим мнением о будущем авиастроения с корреспондентом газеты «Время новостей» Ириной СКЛЯРОВОЙ поделился директор НИИ экономики авиационной промышленности Александр ИСАЕВ.

-- Сколько самолетов могут строить ежегодно наши авиазаводы?

-- Отрасль может делать самолетов гораздо больше, чем это нужно для наших авиакомпаний. Утверждение о том, что отечественный авиапарк в большинстве своем состоит из выработавших свой ресурс машин, ошибочно. У авиакомпаний избыточное количество самолетов. От советских времен их осталось больше, чем нужно для того, чтобы возить сегодняшних пассажиров. Действительно, в авиапарке сейчас много самолетов возрастом 10--15 лет. Но никакой катастрофы в этом нет! Каждый самолет заведомо построен более чем на 20 лет службы, за меньший срок не окупятся деньги, потраченные на его постройку. Сегодня российские авиакомпании не заинтересованы в том, чтобы покупать много машин. Конечно, играют свою роль и искусственные факторы, ускоряющие старение авиапарка. Например, ограничение по шуму двигателя. Однако в ближайшие 8--10 лет угрозы резкого сокращения авиапарка нет.

-- Какие самолеты будут в ближайшее время наиболее востребованы авиаперевозчиками?

-- Дальнемагистральных самолетов Ил-96 много не понадобится. Таких потребуется всего штук пять. Больше нужна в России среднемагистральная машина с небольшим объемом двигателя для региональных рейсов на расстояние не более 3 тыс. километров.

-- Сколько самолетов в среднем ежегодно востребовано на рынке?

-- Объем внутреннего рынка самолетов всего 100--150 машин за десять лет. Из имеющегося в масштабах страны самолетного парка летают около 500 машин. Остальных, имеющихся в собственности, но не эксплуатирующихся, примерно 1500. Это полусломанные и полуразобранные самолеты, детали из которых используют для починки их собратьев, чтобы не покупать новые машины. Авиапарк в таком состоянии может просуществовать еще довольно долго. Конечно не без рисков, не без катастроф.

Ту-154 в советские годы делали в Самаре по 60 штук в год. Но если сейчас потребность рынка 100 самолетов в десятилетие, то заводу надо выпускать лишь по 10 машин ежегодно. Никакому заводу такие объемы выпуска не выгодны, производственные мощности невыгодно загружать не полностью.

-- Проявляют ли интерес за рубежом к российским пассажирским самолетам?

-- Интерес огромный, но предметно его предъявлять не к чему, если не говорить о военной технике. К тому же самолеты западного производства хотя и заведомо дороже, но их ремонт и обслуживание гарантируется в любой точке мира за очень короткое время. Содержать систему быстрого снабжения комплектующими и запчастями допустимо только при очень большом объеме продаж. С продажей военной техники иная ситуация. Истребители покупают для использования одним полком, который летает в локальной зоне, а не по всему миру.

-- Покупают ли российские перевозчики подержанные самолеты иностранного производства?

-- Подержанных самолетов очень много закупают, это намного выгоднее приобретения нового российского самолета. Все западные машины сориентированы на то, чтоб летать большую часть суток, по 15 часов. Наши самолеты летают по 11--12 часов в сутки при громоздком техобслуживании. Состояние подержанных самолетов неплохое, ведь в допуске к полетам все очень сильно заформализовано. Самолет никто не выпустит в воздух, если он не соответствует этим требованиям.

-- Не загубит ли окончательно отечественную авиапромышленность желание покупать подержанную зарубежную технику?

-- Загубит. Но вводить запретительные меры по аналогии с автопромом будет еще губительнее. Убрав конкурента, мы резко снизим качество продукции. К тому же так ли необходима России своя авиационная промышленность? Вопрос в такой постановке сегодня существует, и не надо делать вид, что его нет. Может, дешевле купить Boeing, чем поднимать промышленность с нуля? Вообще решение подъема отрасли существует: надо делать только такой самолет, который будет востребован и в России, и за рубежом в большом количестве, от 500 штук. Если можно будет продать только 50 штук, то его начинать делать не стоит. Если такой самолет мы сможем сделать, то делать его будет один хороший завод и проектировать одно хорошее КБ. Остальные умрут. Мы не можем конкурировать по всем направлениям. Рынок исторически поделен. В классе тяжелых самолетов Airbus и Воeing все давно поделили. Мы можем конкурировать в классе средних и маленьких самолетов. Может, это вообще будут самолеты-амфибии типа Бе-200, созданного для МЧС, который может использоваться для тушения лесных пожаров (принимает на борт 270 тонн воды), взлетать с воды при высоте волны 1,2 метра. Аналогов этому самолету в мире нет.
Ирина СКЛЯРОВА
//  читайте тему  //  Авиапром

  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  06.09.2002
Генпрокурор требует назвать виновников экологического бедствия в Москве
Утро четверга было самым хмурым за два последних месяца, в течение которых Москва находится в сжимающемся кольце торфяных пожаров. Дымовая завеса в российской столице достигла такой концентрации и плотности, что укрыться от нее невозможно было даже за плотно закрытыми дверями... >>
  • //  06.09.2002
Чечня отмечает День независимости в составе России
Глава Чечни Ахмад Кадыров, чиновники его администрации, командование федеральными силами в республике и функционеры республиканского отделения «Единой России» отмечают сегодня День независимости Ичкерии -- праздник, учрежденный некогда Джохаром Дудаевым. Одиннадцать лет назад его гвардейцы штурмовали в Грозном Дом политического просвещения и разогнали Верховный совет Чечено-Ингушетии. Годовщину праздновали и при Дудаеве, и при Масхадове -- словом, праздник прижился... >>
  • //  06.09.2002
Красноярск готовится ко второму туру выборов губернатора
За два дня до выборов губернатора Красноярского края (голосование состоится в воскресенье) совершенно очевидно, что из 14 претендентов только трое -- председатель местного законодательного собрания Александр Усс, губернатор Таймыра Александр Хлопонин и мэр Красноярска Петр Пимашков -- могут претендовать на победу. Это неудивительно, поскольку именно они (и этого никто особенно не скрывает) представляют три крупнейшие из действующих на территории края корпорации... >>
  • //  06.09.2002
Следователь Зайцев убедил суд, что расследовал «дело «Трех китов» по закону
Мосгорсуд вчера полностью оправдал следователя Следственного комитета (СК) при МВД РФ Павла Зайцева - одного из главных героев скандальной эпопеи вокруг контрабандной мебели, продававшейся через торговые центры «Три кита» и «Гранд», обвиненного Генпрокуратурой в нарушении закона. Таким образом, ведомство г-на Устинова, оказавшееся в «мебельном деле» по разные стороны баррикад с МВД и ГТК, понесло в этом принципиальном противостоянии первое поражение... >>
  • //  06.09.2002
Здесь он встретится с Тони Блэром
Очередной недельный отпуск Владимир Путин проведет в Сочи. Его самолет приземлился в аэропорту Сочи вчера в 14.40. Затем президент России пересел в вертолет, и через 15 минут он уже был на территории своей резиденции «Бочаров Ручей»... >>
  • //  06.09.2002
Дума хочет научить Белый дом тратить деньги
Бюджет-2003, вопреки оптимистическим прогнозам на одобрение его сразу в трех, а то и четырех чтениях, быстро принят не будет. Рассмотрение бюджета будет, как обычно, сложным и затянется до декабря. Об этом заявил в четверг журналистам глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Жуков. Аналогичные сроки рассмотрения проекта бюджета назвал вчера, после встречи с президентом Путиным, и спикер верхней палаты Геннадий Селезнев. Правда, Селезнев был более конкретен и назвал цифру -- 100 дней... >>
  • //  06.09.2002
Попытка президента Кучмы ограничить собственные полномочия путем конституционной реформы обернулась перспективой их продления на два года. В заявлении, распространенном пресс-службой вице-премьера Владимира Семиноженко, говорится, что нынешний президент должен отбыть свой полный срок -- до 2004 года, а затем ему потребуется еще два года для завершения конституционной реформы и превращения Украины в парламентскую республику. После окончания «переходного президентского периода» должность президента на Украине может быть «упразднена»... >>
  • //  06.09.2002
Россия не намерена снабжать Карзая наступательным оружием
Сергей Иванов сегодня встретится с главой переходного правительства этой страны Хамидом Карзаем и министром обороны Мохаммадом Фахимом. Поскольку визиту главы военного ведомства предшествовала интенсивная работа управления внешних сношений Минобороны и военного атташата, Сергею Иванову достаточно одного дня, чтобы обсудить целый комплекс непростых проблем... >>
  • //  06.09.2002
Государство намерено приделать костыль авиапрому
В пятницу кабинет министров рассмотрит доклад Минэкономразвития о ходе выполнения решений правительства по организации лизинга отечественных воздушных судов. «У России должны быть свои крылья», -- еще год назад громко заявляло правительство. С середины 90-х стало ясно, что самолетный парк стремительно устаревает, а обновить его не получается. Из-за дороговизны билетов россияне стали меньше летать, перевозчикам не на что покупать новую технику, авиастроителям никто не делает заказы... >>
//  читайте тему:  Авиапром
  • //  06.09.2002
Правительство укажет на отставание реформы МПС
Реформа железных дорог отстает от графика, и ликвидировать это отставание правительство потребует сегодня от нескольких министров. Первый этап реформы должен завершиться к концу нынешнего года (программа структурной реформы на железнодорожном транспорте и план первоочередных мероприятий были утверждены правительством 18 мая 2001 года). Поэтому МПС и Минэкономразвития будет поручено доложить о его выполнении до 25 декабря. До этого же срока министерства должны будут внести в кабинет министров проект постановления с планом мероприятий по реализации второго этапа реформирования железнодорожного транспорта... >>
  • //  06.09.2002
Следователя из Казани нашли в Москве-реке
В Генпрокуратуре вчера подтвердили приведенные информагентствами сведения о гибели своего ответственного сотрудника -- следователя Хакимова. Однако сразу отметили, что пока не связывают происшедшее с громкими расследованиями ведомства г-на Устинова. Более того, выяснилось, что труп г-на Хакимова обнаружен еще три недели назад, но до сих не установлено, было это убийством или несчастным случаем... >>
  • //  06.09.2002
У южного побережья Сахалина, неподалеку от порта Корсаков продолжается операция по спасению российского траулера «Каскад-103», на котором уже третьи сутки полыхает сильнейший пожар... >>
  • //  06.09.2002
Депутат Госдумы РФ Владимир Семенков погиб вчера в автокатастрофе. Авария случилась на въезде в Ачинск, небольшой город на западе Красноярского края, где депутат должен был встретиться со своими избирателями... >>
  • //  06.09.2002
Силовики готовят рекомендации по восстановлению республиканской экономики
В Ростове-на-Дону прошло закрытое совещание под эгидой Совбеза России, посвященное итогам восстановления экономики и социальной сферы Чечни в этом году... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика