N°159
02 сентября 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  02.09.2002
Ружья, которые стреляли
В музее Кремля открылась выставка «Арсенал русских царей»

версия для печати
Выставка «Арсенал русских царей» могла бы стать пафосной и помпезной, если бы открылась не в выставочном зале музея Московского Кремля. Все, чем славен музей, -- золото, драгоценные камни, исторические реликвии -- представлено шедеврами оружейной коллекции, освященными именами царственных особ, причастных к их созданию или ими пользовавшихся. И сам выставочный зал расположен в замечательном памятнике -- колокольне Ивана Великого, в потрясающем месте -- на Соборной площади Кремля. К сожалению, этим достоинства зала исчерпываются. Он слишком мал и к тому же представляет собой длинную извилистую галерею, как и положено помещению, расположенному под колокольней. Так что для амбициозных и репрезентативных выставок совершенно непригоден: хорошо в нем лишь небольшим проектам, драгоценным безделицам. Выставки, роскошно смотревшиеся в питерском Эрмитаже или в лондонском Тауэре, в колокольне превращаются в камерные, даже интимные. Но другого зала у самого посещаемого и самого приближенного к власти (до президента отсюда несколько сот метров) московского музея пока нет.

Так что громкое открытие выставки шедевров из царской оружейной выглядит предприятием несколько вынужденным, даже рискованным. И свидетельствует об амбициях директора музея Елены Гагариной, назначенной на должность немногим больше года назад и не желающей ограничиваться ролью крепкого хозяйственника, способного лишь на зарубежные проекты, обеспеченные «принимающей стороной».

Итак, нужда заставила, и московский музейный сезон открывается выставкой «Арсенал русских царей» -- проектом сложным, дорогим и выношенным. Он тщательно подготовлен, изысканно составлен, аккуратно экспонирован. Элегантная структура выставки контрастирует с помпезной роскошью Оружейной палаты, откуда позаимствованы многие шедевры. Постоянная экспозиция кремлевской Оружейной палаты сдавалась к очередному съезду КПСС в полном соответствии с идеологическими и художественными вкусами того времени -- солидно, монументально, дорого. Советская власть демонстрировала сокровища царей с чувством законной гордости, но избегая лишних подробностей. Теперь на них, наоборот, упирают. Главными героями оружейного собрания вновь становятся не известные и неизвестные мастера, а цари -- по должности (а некоторые и по душе) оружие любившие и собиравшие.

После грабежей «смутного времени» российскую оружейную сокровищницу пришлось собирать заново. Не столько из соображений престижа, но главным образом по причинам вполне практическим. Демонстративная любовь властителей к оружию прилагалась к должности со времен почти доисторических. Одни воевали, другие охотились. Петр I любил производство оружия, Елизавета -- охоту, Петр III -- редкие конструкции. Русские императоры и даже императрицы так же, как и нынешний президент, примеряли военные наряды и самолично пробовали новейшее оружие. Анна Иоанновна так и просто была замечательным стрелком и даже участвовала в изготовлении оружия, о чем осталась замечательная надпись на ружейном стволе. Попадали в оружейные собрания, а затем и на выставку и трофеи (жезл шведского короля Карла XII, захваченный в Полтавском сражении), и конфискат (опального Василия Голицына), и дань (манчжурский шлем прислали тунгусы). В общем, сокровища как сокровища, только без пафоса, поскольку слегка замучены квартирным вопросом.

Подробно о выставке рассказал ее куратор, заведующий отделом оружия Оружейной палаты Игорь КОМАРОВ.

-- В чем особенность вашей выставки и чем она отличается от того, что могут видеть обычно посетители в Оружейной палате?

-- В Оружейной палате вы видите вещи с большого расстояния. В витринах выставлены десятки экземпляров подобного оружия -- ружей или шпаг. А выставка дает возможность приблизиться к экспонату на 30 сантиметров, рассмотреть его, выявить его самостоятельную ценность, уникальность. Демонстрируется конкретный, единственный в своем роде предмет, интересный исторически, художественно, ведь в оружейной культуре все взаимосвязано: технологические решения пересекаются, связываются с декоративными. Драгоценные камни оказываются не накладкой, не украшением конструкции, а ее важнейшей частью.

Мы попытались создать объективную картину развития оружия, а не показать художественные шедевры. Поэтому на выставке представлен, например, российский насос к пневматическому ружью -- просто железка, но совершенно уникальная. Подобных больше нет, не сохранилось. Стрелковое оружие сохранялось плохо -- им слишком активно пользовались.

-- В чем специфика оружейной коллекции кремлевского музея?

-- Наша выставка развивает идею особенного типа музея. Подобных ему в мире совсем немного -- Зеленые своды в Дрездене, Исторический музей в Вене и Шведская королевская оружейная палата. Наше собрание отличается от музеев, созданных в XIXвеке, основанных специально для демонстрации шедевров, собирания коллекций, тем, что оно -- настоящий арсенал. Оружие, которое здесь хранилось, создавали, закупали, дарили с целями практическими. Его брали на войну, на парады, использовали, усовершенствовали, ремонтировали. Оружие из нашей коллекции было частью истории. Иногда мы даже можем сказать, кто, когда и как им пользовался. Наше собрание не зависело от вкуса коллекционера, не было прихотью. Условно говоря, царь Алексей Михайлович мог не любить какой-то вид оружия, но должен был, обязан иметь его в своем арсенале, поскольку не мог обойтись без него. Это более объективный, естественно сложившийся комплекс вещей, чем любая музейная коллекция.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ

  КУЛЬТУРА  
  • //  02.09.2002
Американец Стивен СОДЕРБЕРГ еще не снял великого фильма. Но в одном он точно превзошел всех своих коллег: в страсти к авантюрным экспериментам, разнообразии и внутренней неуспокоенности. С самым разносторонним режиссером Голливуда беседовал Алексей МЕДВЕДЕВ... >>
  • //  02.09.2002
В музее Кремля открылась выставка «Арсенал русских царей»
Выставка «Арсенал русских царей» могла бы стать пафосной и помпезной, если бы открылась не в выставочном зале музея Московского Кремля. Все, чем славен музей, -- золото, драгоценные камни, исторические реликвии -- представлено шедеврами оружейной коллекции, освященными именами царственных особ, причастных к их созданию или ими пользовавшихся. И сам выставочный зал расположен в замечательном памятнике -- колокольне Ивана Великого, в потрясающем месте -- на Соборной площади Кремля. К сожалению, этим достоинства зала исчерпываются. Он слишком мал и к тому же представляет собой длинную извилистую галерею, как и положено помещению, расположенному под колокольней. Так что для амбициозных и репрезентативных выставок совершенно непригоден: хорошо в нем лишь небольшим проектам, драгоценным безделицам. Выставки, роскошно смотревшиеся в питерском Эрмитаже или в лондонском Тауэре, в колокольне превращаются в камерные, даже интимные. Но другого зала у самого посещаемого и самого приближенного к власти (до президента отсюда несколько сот метров) московского музея пока нет... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика