N°10 22 января 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Хочешь быть кентавром -- будь им «Улица ОГИ» превратилась в «Греческий зал»
Стены модного клуба-ресторана увешаны рисунками по мотивам древнегреческой вазописи. На рисунках -- бегуны и атлеты, сатиры и кентавры, боги, старики, юноши -- цветущий, жизнеутверждающий языческий мир, по-детски непосредственный и по-детски жестокий, управляемый античным фатумом и прихотью коварных олимпийцев. Это выставка художника Александра Джикии, редкого гостя в Москве.
Джикия, выпускник Московского архитектурного института, стал известен в конце 80-х -- тогда сложился гротескный язык его рисунков, переплавивший традиции народной лубочной картинки и эстетику комикса, мерцающие смыслы сюрреализма и фольклор черного юмора. С начала 90-х Джикия выставлялся в Кельне, Киле, Бонне, Дюссельдорфе, Саарбрюкене, Берлине, Чикаго, а в 1995 году переехал в Нью-Йорк. Теперь художник лишь изредка балует московскую публику выставками и новыми работами: «древнегреческие» картинки -- самая последняя, недавно законченная серия. Поначалу кажется, что картинки эти -- забавный апокриф, античная мифология, пересказанная языком комикса. Одна из причин тому -- ироничные надписи-пояснения, сопровождающие каждую из работ. Они вовлекают мифологических персонажей в странные ситуации: кентавры, амазонки, пегасы ходят в гости, сватаются, ссорятся, и вдруг из-за чьей-то спины зрителю подмигнет сам Джикия в очках. Способ же экспонирования рисунков на выгнутых листах напоминает о формах древнегреческой расписной керамики. И все же греческий мир Джикии не апокриф. Мифологические сцены не выдуманы, но почти буквально иллюстрируют (разумеется, языком современной графики) античные первоисточники. На каждом листе проставлен порядковый номер и ссылка на монографию: художника не должны заподозрить в плагиате. Джикия увлекся древнегреческой вазописью, потому что обнаружил тождественность черно- и краснофигурных росписей собственному почерку. Его графика так же не знает дали и глубины, ей столь же свойственны гротеск, динамика жеста, обаяние легкой и быстрой линии. Синий и красный цвета его рисунков -- первоначальные цвета древнегреческих храмов. И вместе с тем кажется, что мифологические ландшафты его новой серии -- плоть от плоти прежних рисунков, где повседневность прорастала абсурдом или же смешными превращениями. Этот мир абсурдной обыденности был не то чтобы очень страшным, но как бы не во всем благополучным. И главное, совсем непредсказуемым. Такая непредсказуемость в античном цикле обернулась счастливой способностью пластической метаморфозы: если что не так, можешь стать деревом, быком или, например, золотым дождем. Хочешь быть кентавром -- будь им. И точка.
Восемьдесят лет назад родился Юрий Левитанский В одном из поздних стихотворений Юрий Левитанский сравнил себя с киплинговским мальчиком, воспитанным зверями. Я Маугли,/ слишком поздно, увы,/ выходящий из джунглей,/ унося в себе,/как заразу,/ их дыханье,/ их застоявшийся воздух,/ пропитавший собою меня,/ мою кожу/ и душу. Тремя десятилетиями раньше он писал о том же: Среди того дыма/ и того огня/ я и не заметил,/ как убили меня./ Не шлепнули в застенке,/ не зарыли во рву -- / вот я и думал,/ будто живу... И в пятидесятых, и на исходе восьмидесятых осознание невольной вины сплеталось с недоумением, надежда -- с чувством причастности миру джунглей. Всего больше Левитанский страшился оказаться хищником... >>
Михаил Швыдкой не хочет ссориться с Никитой Михалковым Последний номер бюллетеня российской кинематографии «Кинопроцесс» за прошлый год вышел только теперь -- с небольшим опозданием. «Кинопроцесс» -- ведомственное издание, существующее на деньги Министерства культуры, -- публикует документы, информацию о событиях в отечественном кинематографе, мнения экспертов, интервью, цитаты из прессы. Собственных комментариев бюллетень не дает, однако на этот раз от правила отступили: на обложке номера, одной из тем которого стал Пятый съезд СК РФ, помещен шарж, понятный, впрочем, лишь посвященным... >>
«Улица ОГИ» превратилась в «Греческий зал» Стены модного клуба-ресторана увешаны рисунками по мотивам древнегреческой вазописи. На рисунках -- бегуны и атлеты, сатиры и кентавры, боги, старики, юноши -- цветущий, жизнеутверждающий языческий мир, по-детски непосредственный и по-детски жестокий, управляемый античным фатумом и прихотью коварных олимпийцев. Это выставка художника Александра Джикии, редкого гостя в Москве... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|