N°82
15 мая 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  15.05.2001
Осторожно, двери открываются!
Российские страховщики готовятся к появлению на рынке иностранцев

версия для печати
Подготовка к вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО) идет полным ходом. Камнем преткновения в переговорах по-прежнему остается внутренний рынок услуг. Многие представители российского финансового сообщества не согласны с тем, что этот рынок надо полностью открыть для зарубежных партнеров. Отечественные страховщики не исключение. Они тоже беспокоятся по поводу возможного наплыва в страну иностранного страхового капитала.

Между тем российские власти не мешкают и уже начали готовиться к «вторжению» иностранцев в Россию, в том числе и зарубежных страховщиков. Чиновники Минфина подготовили два законопроекта (о внесении изменений в закон «Об основах страхового дела» и проект закона «О государственном страховом надзоре в РФ»), ужесточающие требования к страховым компаниям. Пока оба документа находятся на стадии согласования с другими министерствами и ведомствами, но, по словам руководителя департамента страхового надзора Минфина Константина Пылова, они будут внесены в Думу в ближайшее время.

Первый законопроект предполагает увеличить размер минимального уставного капитала для страховых организаций. Не исключено, что этот показатель будет дифференцирован в зависимости от вида страхования и региона деятельности страховщика. Существующая сейчас минимальная величина уставного капитала привязана к МРОТ и со временем значительно обесценилась. Сегодня чтобы зарегистрировать страховую компанию в России, нужно всего около 100 тыс. долл. (подробнее см. справку). В мире же такая затея обойдется не менее чем в миллион долларов. Предполагается, что и в нашей стране к страховщикам будут предъявлять аналогичные требования. При этом процедура оплаты уставного капитала будет строго контролироваться. Компании будут обязаны периодически представлять справки о том, что капитал действительно оплачен и находится на их банковском счете (сейчас зачастую необходимые суммы просто прокачиваются через счет компании на дату регистрации). Кроме того, документ предусматривает новые правила создания и размещения страховых резервов, а также аккредитацию руководителей страховых компаний.

Другой законопроект -- «О государственном страховом надзоре в РФ» -- значительно расширяет функции государства в сфере контроля. Будет усилена роль региональных страховых инспекций. Сейчас их 11. Планируется, что их число будет соответствовать количеству федеральных округов, т.е. их станет семь, но на территории округа у каждой будут отделения.

По замыслу создателей, все изменения повысят надежность страховых компаний, работающих в России, и страхового рынка в целом. Сейчас его существование и развитие многие связывают с популярностью «серых» зарплатных схем и различных способов оптимизации налогообложения. Но если властям удастся реализовать планы по искоренению теневого бизнеса, ни о какой конкуренции российских страховщиков с законопослушными представителями западных стран не может быть и речи.

Сегодня российский страховой рынок не на высоте, но его перспективы огромны. Эксперты отмечают небывалые темпы роста страхового рынка в прошлом году: взносы по разным видам выросли в полтора-два раза и более. По данным департамента страхового надзора Минфина (на основе оперативных отчетов 1188 страховщиков), общий объем страховых премий за первый квартал 2001 года увеличился на 91,7% по сравнению с первым кварталом прошлого года и достиг 68 млрд рублей, а объем страховых выплат -- на 24,1% (до 24,6 млрд). При этом данные отчетности компаний говорят о том, что предприятия начали проявлять интерес не только к «серым» схемам, но и к реальным страховым продуктам. Население тоже стало более благосклонно к страховщикам, особенно в крупных городах: в несколько раз выросли взносы граждан по страхованию автомобилей, автогражданской ответственности и добровольному медицинскому страхованию.

В развитых странах страховой бизнес гораздо прибыльнее банковского. Российским страховщикам до этого еще далеко. Тем не менее страховые резервы составляют сейчас около 3% ВВП. Это немало. Специалисты считают, что с принятием закона «Об обязательном страховании автогражданской ответственности» (пока он прошел только первое чтение) и других законопроектов доля страховых резервов в ВВП, а значит, и статус этого бизнеса повысятся.

Наряду с отечественными компаниями страхованием россиян занимаются и зарубежные коллеги. Их около сотни, причем шесть компаний со 100-процентным иностранным участием. Присутствие иностранцев на нашем рынке сейчас ограничено 15-процентной квотой на размер их зарегистрированного уставного капитала в совокупном уставном капитале страховых компаний, работающих в России. Некоторые либерально настроенные эксперты утверждают, что эта планка охлаждает пыл зарубежных партнеров, жаждущих прийти в страну, и ее необходимо повысить. Противники таких действий аргументируют тем, что доля зарубежного капитала на начало года составляла всего 5,3%, и вопрос об увеличении квоты поднимать просто не имеет смысла.

Инициативы органов страхнадзора стали поводом для изрядной обеспокоенности страховых компаний. Особенно по поводу возможного увеличения минимального уровня уставного капитала. Многим оперативно решить эту проблему просто не по силам. Придется либо уходить из бизнеса, либо продаваться. Однако, как заверили корреспондента газеты «Время новостей» в Минфине, переход на новые требования будет поэтапным и займет не один год.

СПРАВКА

В соответствии с действующим законодательством сейчас компании, занимающиеся страхованием жизни, обязаны сформировать уставный капитал в размере не менее 35 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), т.е. 2,9 млн руб.; иными видами страхования -- 25 тыс. МРОТ (2,1 млн руб.); а перестраховочные организации -- 50 тыс. МРОТ (4,2 млн руб.).

Минимальный размер оплаченного уставного капитала для страховой компании с иностранным капиталом (доля иностранного участия более 49%) должен составлять не менее 250 тыс. МРОТ, а при проведении исключительно перестрахования -- не менее 300 тыс. МРОТ. Причем таким компаниям запрещено страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.



Участники рынка о перспективах страхового бизнеса после вступления России в ВТО

Заместитель генерального директора компании «Группа Ренессанс страхование» Игорь ШИНКАРЕНКО:

-- Судя по всему, для нашего правительства именно страховой рынок станет разменной картой на переговорах с ВТО. Уже в 2002 году для иностранных страховщиков могут снять все ограничения. Но в этом нет никакой катастрофы. Те иностранцы, которые хотели здесь работать, давно это делают. Нашествия же западных страховых компаний с открытием внутреннего рынка вряд ли стоит ждать, поскольку инвестиционный климат в стране неблагоприятный. Поэтому надо не ограничивать их присутствие, а, наоборот, всячески приветствовать и создавать привлекательные условия для работы, стимулировать иностранцев к инвестициям в местную экономику. Но одновременно необходимо ввести ограничения на вывоз капитала.

Заместитель руководителя департамента страхового надзора Министерства финансов РФ Илья МОРГУНОВ:

-- Вступать в ВТО, несомненно, нужно, но, на мой взгляд, рановато мы начали вести эти переговоры. Рынок должен достичь все-таки какого-то уровня конкурентоспособности, прежде чем начинать разговаривать о том, как допускать к нам иностранцев. К либерализации рынка нужно подходить поэтапно. Страховой сектор -- достаточно важный элемент в российской экономике. Один из способов поддержать его -- ввести ряд ограничений для иностранных компаний с тем, чтобы у российских страховщиков были определенные льготы. Иностранцы на это реагируют по-разному. Но, думаю, в ходе переговоров мы урегулируем все спорные вопросы.

Генеральный директор компании «Центр Брокер. Страховые консультанты» Сергей ПУЧКОВ:

-- Однозначно открытие рынка -- большой плюс для российского страхового бизнеса. Это повлияет на те услуги, которые сейчас предлагают компании. Крупные клиенты получат доступ к прямым реальным гарантам по своим полисам, не прибегая к услугам западных перестраховочных обществ. Кроме того, иностранцы привнесут порядочность и культуру общения как со страхователями, так и с брокерами.
Елена МЯЗИНА

  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  15.05.2001
Российские страховщики готовятся к появлению на рынке иностранцев
Подготовка к вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО) идет полным ходом. Камнем преткновения в переговорах по-прежнему остается внутренний рынок услуг. Многие представители российского финансового сообщества не согласны с тем, что этот рынок надо полностью открыть для зарубежных партнеров. Отечественные страховщики не исключение. Они тоже беспокоятся по поводу возможного наплыва в страну иностранного страхового капитала. >>
  • //  15.05.2001
Инсайдеров отпустили на летние каникулы
Граждане, зарабатывающие на эксклюзивном доступе к деловой информации, могут пока не беспокоиться. Банковский комитет Госдумы рекомендовал вчера авторам законопроекта «Об инсайдерской информации» -- Владимиру Тарачеву и Ивану Грачеву -- доработать свое детище с учетом замечаний правительства и профессионального сообщества. Так что законопроект вряд ли доползет до первого чтения раньше конца июня. Профучастников фондового рынка это известие не слишком огорчило. По словам Александра Корчагина из инвестиционной компании «Проспект», проблема инсайдерской торговли «не критична для нашего рынка». Законодательные шаги в этом направлении потребуются, когда по рыночной капитализации Россия приблизится к Турции или Аргентине. >>
  • //  15.05.2001
Hermitage устроил скандал в кондитерском объединении
Кондитерское объединение "СладКо", созданное всего три месяца назад и занимающее около 6% российского кондитерского рынка, уже сотрясают скандалы. Недавно на совете директоров одной из трех входящих в объединение фабрик -- ульяновской "Волжанки" -- представители объединения (владеющие 50,3% акций фабрики) безуспешно пытались изменить схему поставок. Они предложили заключить договоры с некой компанией «Юрпровайдер» на поставку сырья. Новаторы имели большинство в совете директоров -- 4 из 7. Но, чтобы их не заподозрили в сделке с заинтересованностью, не стали голосовать и предложили оставшимся трем членам совета директоров решить вопрос. Кроме того, четверо смелых предложили продать компании, представляющей интересы кондитерского объединения «СладКо», продукцию «Волжанки» на коммерчески привлекательных условиях... >>
  • //  15.05.2001
Соперники по мобильной связи перешли друг другу дорогу
Два главных соперника российского рынка мобильной связи «Мобильные телесистемы» (МТС) и «Вымпелком» (владелец торговой марки Be Line) объявили вчера на выставке «Связь-Экспокомм-2001» о новинках. Речь шла об услугах, связанных с предоставлением доступа в Интернет с мобильных телефонов. Обе фирмы стремятся расширить свои владения в сегментах рынка, где традиционно доминирует конкурент - однако аналитики сомневаются в востребованности этих услуг. >>
  • //  15.05.2001
Торговцы валютой вновь унизили рубль
Со вчерашнего дня доллар перевалил за 29-рублевую отметку. Официальный курс, правда, пока еще держится - по итогам единой торговой сессии (ЕТС) он составил 28,99 руб. за доллар - но сделки на рынке уже заключаются по более высоким ценам. >>
  • //  15.05.2001
Пожар в Acer не перекинется на российский компьютерный рынок
Тайваньская компания -- производитель компьютеров Acer пострадала вчера от пожара в штаб-квартире и некоторых подразделениях, расположенных в городе Хсичи. Это сразу вызвало на российском рынке воспоминания об ущербе, нанесенном высокотехнологической отрасли позапрошлогодним землетрясением, взвинтившим цены. Однако Acer Group сообщает, что ущерб от огня не велик, а в московском офисе уверяют, что интересы российских клиентов не пострадают вообще. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика