N°82
15 мая 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  15.05.2001
Игры для старшего школьного возраста
Фестиваль «Альтернатива» дошел до середины

версия для печати
Закончилась первая половина очередной «Альтернативы» -- фестиваля современной музыки, по традиции последних лет проходящего в центре «Дом». Популярный молодежный клуб стал для когда-то радикального, уникального и бездомного фестиваля одновременно и спасительным приютом, и опасностью: «Альтернатива» растворилась в клубной жизни и стала трудноотличимой от ежедневного домовского репертуара. Минимализм, новый джаз и электроника -- весь этот набор, некогда запущенный в оборот Алексеем Любимовым, Антоном Батаговым и Дмитрием Уховым, теперь такие же привычные предметы потребления, как пресловутая кружка домовского пива. Публика стала терпимее и поверхностнее. Конкурирующих фестивалей с актуальной музыкой стало больше. «Альтернатива» больше не воспринимается как откровение. Ее название теперь имеет только ностальгический смысл. Она превратилась в обычный товар, у которого есть лейбл, концептуальная упаковка, качество и цена.

Тему нынешней «Альтернативы» -- «Новый минимализм Старого Света» -- придумал один из новых ее организаторов, композитор Сергей Загний. Из первых четырех концертов прямое отношение к заданной теме имели лишь два. На одном выступал известный венгерский композитор и флейтист Тибор Сэмзе вместе со своим ансамблем «Гордиев узел» (ударные, клавиши, гитара, контрабас) и со своей музыкой («Трактат», «Куба», «Другой берег»).

Собственно, минимализм Сэмзе оказался совсем не нов (композитор прославился еще в восьмидесятые), а его Европа, наоборот, не стара. Сэмзе представлял новую Европу, проснувшуюся после разрушения восточной империи, разом впитавшую весь мир, вчерашний и сегодняшний, понятный и не очень. Каждый из трех опусов Сэмзе -- это музыкальный диалог с каким-нибудь чужим внемузыкальным текстом: с «Логико-философским трактатом» венского гуру Людвига Витгенштейна (цитаты на разных языках, включая русский, прослаивают неспешную медитацию ансамбля), с проецирующимися на стену документальными кинозарисовками острова Свободы -- Кубы и островов технического прогресса -- Японии. Все сочинения строятся примерно по одному и тому же принципу -- музыка, ладно, приятно и уверенно катящаяся, легко входит в чужую жизнь и так же незаметно исчезает, ничего в ней не меняя. «Мир не зависит от моей воли», -- так сказал Людвиг Витгенштейн.

Татьяна Гринденко -- героиня еще одного минималистского бдения «Альтернативы» -- придерживается более деятельной позиции. Совместное выступление ее ансамбля «Опус-пост» с питомцами Гнесинской десятилетки вызвало у слушателей больший энтузиазм, чем эксклюзивная венгерская программа. Не беда, что львиная доля исполняемой музыки (Владимир Мартынов, Павел Карманов, Дьердь Лигети, Терри Райли) не была новостью для собравшейся публики. Зато буквально на глазах происходила эффектно и театрально поданная передача опыта: вот мартыновский «Листок из альбома» доходит до своей кульминации, и юные создания со скрипками в руках вступают в общий хор, вливая в него новые силы. А потом они вперемежку с более опытными коллегами выстраиваются вокруг слушателей, чтобы с листа сыграть легендарное In C Терри Райли -- первое сознательное минималистское сочинение в истории человечества.

Если для кого-нибудь название фестиваля что-то и значит, то как раз для этих школьников. Вот она, реальная альтернатива скучным гаммам и изматывающим конкурсам. Музыка -- как игра, нарядная, праздничная и заводная. В ней главное не победа, а участие.
Екатерина БИРЮКОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  15.05.2001
Вчера в Ленкоме сыграли премьеру "Шута Балакирева"
Марк Захаров и его труппа напоминают футбольную команду, которая все время играет на грани фола. Судья пронзительно свистит, показывает игрокам желтые и красные карточки, назначает пенальти, но команда все равно чаще выигрывает, чем терпит поражение. Побежденным (а точнее, покоренным) соперником выступает, естественно, зрительный зал, а арбитром -- его продвинутая часть, именуемая критиками. Возмущение последних понятно. Ведь в театральной игре тоже существуют свои правила, пусть в отличие от футбола и неписаные. Недопустимым на драматической сцене считается откровенное комикование, соперничество звезд, перетягивающих друг на друга одеяло, и эффектные выходы на репризу. Марк Захаров на эти правила давно уже облокотился - он придумал себе другие. >>
  • //  15.05.2001
Фестиваль «Альтернатива» дошел до середины
Закончилась первая половина очередной «Альтернативы» -- фестиваля современной музыки, по традиции последних лет проходящего в центре «Дом». Популярный молодежный клуб стал для когда-то радикального, уникального и бездомного фестиваля одновременно и спасительным приютом, и опасностью: «Альтернатива» растворилась в клубной жизни и стала трудноотличимой от ежедневного домовского репертуара. Минимализм, новый джаз и электроника -- весь этот набор, некогда запущенный в оборот Алексеем Любимовым, Антоном Батаговым и Дмитрием Уховым, теперь такие же привычные предметы потребления, как пресловутая кружка домовского пива. Публика стала терпимее и поверхностнее. Конкурирующих фестивалей с актуальной музыкой стало больше. «Альтернатива» больше не воспринимается как откровение. Ее название теперь имеет только ностальгический смысл. Она превратилась в обычный товар, у которого есть лейбл, концептуальная упаковка, качество и цена. >>
  • //  15.05.2001
Директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова стала первым «не музыкантом», получившим премию им. Шостаковича. Вчера на концерте-чествовании в Белом зале пушкинского музея основатель премии и художественный руководитель ежегодно проводимых здесь же «Декабрьских вечеров» Юрий Башмет вручил награду (денежное содержание которой 25 тысяч долларов) своей непосредственной начальнице. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ