N°47
19 марта 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  19.03.2001
Шепот, робкое дыханье, трели соловья...
Мередит Монк выступила в Петербурге

версия для печати
Мередит Монк -- певица, композитор, хореограф, продюсер фильмов и инсталляций, одна из определяющих фигур американского авангарда. Еще в шестидесятые годы занялась исследованиями феномена человеческого голоса. Знаменита своей «расширенной вокальной техникой» и «мультижанровым перформансом». За более чем тридцатилетнюю деятельность создала свыше восьмидесяти работ в сферах кино, музыки, театра и танца. Записала более десяти дисков, в основном на фирме ECM, специализирующейся на этнической музыке и авангардном джазе. Единственный концерт Мередит Монк в Петербурге был организован институтом Про Арте.

Мередит Монк выступала в Эрмитажном театре, в святая святых академического искусства, и уже это носило отчетливый привкус сенсационности. Эксклюзивный проект, на который съехались заинтересованные москвичи и сошлись питерские снобы, был разрекламирован как событие экстраординарное, расширяющее жанровые горизонты музыкального искусства и наши о нем представления.

В каком-то смысле это верно. Мередит Монк, миниатюрная, складно сложенная женщина в красном платьице и черном жакетике, украшенная множеством тоненьких косиц на манер индейских скво, буквально излучала искусство -- как мастерство и как образ жизни -- всем своим существом. Певица творила на сцене самые разнообразные звуки -- прищелкивания, пришепетывания, вздохи, икоту и цоканье, сливавшиеся в довольно стройные ритмичные композиции. В них без труда различалась структура (как правило, простейшая) и вполне отчетливо прорисовывались мелодические контуры, отсылающие к архаике индейских песен-заклинаний, либо к ретроджазу 60-х годов.

Воркующий, нежный, очень ровный по звуку голосок Монк, усиленный мощным микрофоном, ребячливая непосредственность и органичность сценического поведения позволили ей цепко держать внимание зала все первое отделение. Это было удивительно: ведь певица выступала соло, даже без поддержки рояля. Характерная пластика рук, подкрепляющая подъемы и спады мелодии, забавные «мультяшные» тембры, изредка прорезывающиеся в ее голосе, развитые приемы звукоподражания -- пению птиц, порывам ветра, веющем на просторах прерий Нью-Мексико -- отчасти развлекали. Отчасти заставляли восхищаться железным чувством ритма исполнительницы и задумываться о специфической манере звукоизвлечения, расширившей выразительную палитру голоса до фантастических пределов.

И все же чем-то искусство Монк, с его тончайшими переливами голоса, с переходами от сопрано к контральто, с виртуозными перекличками мелодии и шумового цокающе-вздыхающего фона, напоминало цирковое. Та же высочайшая степень расчета и отточенности при видимой раскованности и спонтанности исполнения, те же головокружительные эскапады, заставляющие восхищаться мастерством -- и тот же осадок недоумения по окончании представления: и зачем нужны были все эти трюки и какой глубокий смысл они несут?

Смыслы были простенькие, но трогательные. Вот певица узнаваемо изображает ход насекомого -- скорее всего хлопотливого муравья, который споро взбирается по отлогим песчаным холмам, спеша по каким-то неотложным делам, то и дело скользя и скатываясь вниз. Вот порхает и щебечет птичка. А вот, наконец, и сама Мередит Монк -- хихикает ненатуральным, игрушечным смехом, всплескивает ручонками, возглашая свое кредо: «У меня еще есть разум. У меня еще есть память. У меня еще есть философия. У меня еще есть телефон. У меня еще есть аллергия...» -- и так до бесконечности, словно человек есть сумма того, что ему свойственно и что ему принадлежит.

Зал внимал « американской простушке» благоговейно, будто присутствовал на священном ритуале. Ситуация «голого короля» была налицо -- однако среди слушателей не нашлось ни одного достаточно наивного для того, чтобы указать на нее пальцем.
Гюляра САДЫХ-ЗАДЕ, Санкт-Петербург

  КУЛЬТУРА  
  • //  19.03.2001
На концерте «Бабий бунт» в Кремле выступила участница Spice Girls Мэл Си
То, что верно в отношении целого, верно и в отношении каждой его части - этот тезис полностью подходит к английскому поп-квартету Spice Girls, участницы которого факультативно занимаются еще и сольными проектами. В этом больше всех преуспела Мэл Си по прозвищу Спортивная Спайс: о ней с уверенностью можно говорить как о сольном исполнителе. >>
  • //  19.03.2001
Не доверяйте рекламным слоганам
«Самый спорный фильм года». Вот такой рекламный слоган пропечатан на обложке пресс-релиза фильма «Даун хаус». Фильм поставил режиссер Роман Качанов («ДМБ») по сценарию Ивана Охлобыстина, который взялся адаптировать к современным реалиям роман «Идиот». Смешно говорить, что это обман. Кучки малахольных личностей с плакатом «Руки прочь от Достоевского!», нанятых организаторами премьерного показа в Госкино, для демонстрации спорности явно недостаточно. >>
  • //  19.03.2001
Мередит Монк выступила в Петербурге
Мередит Монк - певица, композитор, хореограф, продюсер фильмов и инсталляций, одна из определяющих фигур американского авангарда. Единственный концерт Мередит Монк в Петербурге был организован институтом Про Арте. Мередит Монк выступала в Эрмитажном театре, в святая святых академического искусства, и уже это носило отчетливый привкус сенсационности. >>
  • //  19.03.2001
Очередная премьера Мариинского театра состоялась в конце прошлой недели. Валерий Гергиев к этой постановке отношения не имел, поэтому никакой шумихи вокруг новинки не было. Дирижировал штатный мариинский итальянец Джанандреа Нозеда - как всегда, очень культурно. >>
  • //  19.03.2001
Виктор Кривулин был одной из ключевых и героических фигур питерского поэтического авангарда. Невозможно представить его поэзию и судьбу вне ауры приневской столицы. Хотя родился будущий поэт в Ворошиловградской области в 1944 году, все главные события его жизни связаны с градом Петра. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ