N°194
22 октября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  22.10.2001
Роберт Кочарян: «С базой людям спокойнее, чем без нее»
версия для печати
Президент Армении Роберт Кочарян отвечает на вопросы корреспондента газеты «Время новостей» Михаила ВИГНАНСКОГО.

-- Господин президент, как вы относитесь к выводу российских войск из Грузии, в частности с базы Ахалкалаки? Она расположена в грузинском районе Джавахетия, где компактно проживают армяне, и они высказывают опасения как по вопросу безопасности, так и по проблеме трудоустройства.

-- Российские военные базы на территории Грузии -- это сфера грузино-российских отношений. Хотя нам, конечно, понятна обеспокоенность населения Джавахетии возможным выводом базы. Для многих семей она единственный источник существования, серьезной альтернативы пока в регионе нет. Нельзя сбрасывать со счетов и некоторые трения в сфере межнациональных отношений, которые имели место сразу после распада Советского Союза. Учитывая наше историческое прошлое, на людей также действует тот факт, что они живут непосредственно на границе с Турцией. Я бы так сформулировал: с базой людям спокойнее, чем без нее. Поэтому необходимы очень взвешенные решения.

-- Беспокоит ли Армению грузино-турецкое военное сотрудничество? И насколько, на ваш взгляд, отвечает интересам региона военное сотрудничество между Арменией и Россией? Не войдут ли эти направления в конфронтацию?

-- Каждая страна вправе выбирать себе партнеров. Мы внимательно наблюдаем за развитием грузино-турецкого военного сотрудничества. Его объем на сегодня не вызывает у нас серьезного беспокойства, хотя мы по понятным причинам особой радости не испытываем. Что касается российского военного присутствия в Армении... Наш регион связан с Россией многочисленными историческими, экономическими, культурными узами, и армяно-российское сотрудничество в военной сфере должно рассматриваться как одно из звеньев этой цепи. Присутствие России в регионе -- не новое явление, и поэтому может рассматриваться скорее как стабилизирующий фактор. Южный Кавказ всегда отличался повышенной чувствительностью к изменениям в соотношении сил как внутри региона, так и за его пределами. Резкие колебания сложившегося десятилетиями баланса просто опасны, и процесс должен развиваться эволюционно.

-- Во время последних событий в Абхазии поступала информация о жертвах среди местных армян. Насколько вас беспокоит положение армян в Абхазии?

-- Судьба соотечественников не может не заботить наше государство, где бы они ни находились, особенно, когда они оказываются в зоне конфликтов. К сожалению, последние события в Абхазии привели к жертвам среди мирных граждан, в том числе и армян. Но у нас с президентом Грузии наработаны традиции откровенного обсуждения проблем наших соотечественников -- граждан Грузии. Как правило, мы находим решения по сложным и чувствительным вопросам.

-- Видите ли вы перспективы армянского посредничества в урегулировании грузино-абхазского конфликта? Если произойдет интернационализация миротворцев в Абхазии -- Грузия ставит вопрос об этом, -- направит ли Армения свой контингент?

-- Я не исключаю конструктивного участия Еревана в той или иной форме как раз потому, что на территории Абхазии есть большая армянская община. Но это не может быть отдельной посреднической миссией, и наше участие возможно только при желании всех сторон конфликта. Что касается миротворцев, то участие армянского контингента маловероятно.

-- Как вы относитесь к организации ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия), не планируете ли активизировать с ней сотрудничество?

-- Практически со всеми странами ГУУАМ, кроме Азербайджана, у нас дружественные партнерские отношения, со многими наше сотрудничество развивается довольно активно. Беспокоит одно обстоятельство. С подачи Азербайджана ГУУАМ порой выступает с заявлениями относительно карабахского урегулирования, идущими вразрез с нашей позицией. Нам бы хотелось, чтобы позиция ГУУАМ была более сбалансированной.

-- Некоторые аналитики говорят, что ни нефтяной проект Баку--Тбилиси--Джейхан, ни газовый Баку--Тбилиси--Эрзрум невозможно осуществить без урегулирования проблемы Нагорного Карабаха. Так ли это?

-- Столь крупные региональные проекты требуют стабильности в самом широком понимании. И в этом смысле проблема Нагорного Карабаха, как и все другие неурегулированные конфликты в регионе, является серьезным тормозящим фактором. Не только для указанных вами проектов, но и для многих других.

-- Что сейчас самое важное в плане урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе? Что вы скажете о роли России в этом процессе?

-- На данном этапе процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта существующий формат Минской группы в рамках ОБСЕ остается наиболее приемлемым. В качестве сопредседателя Минской группы Россия ведет объективную линию. Чем эффективнее и глубже Россия будет вовлечена в процесс урегулирования, тем больше шансов для достижения успеха. Активное участие Грузии в региональных проектах, создание системы региональной безопасности на Южном Кавказе уже является опосредованным содействием урегулированию конфликта.

-- Когда возобновится диалог между вами и президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым?

-- Наши прямые контакты с президентом Алиевым послужили хорошей основой для сопоставления подходов и выявления точек соприкосновения. Сейчас эффективность наших встреч невысока, и на нынешнем этапе мирного процесса центр тяжести переместился к сопредседателям. Прямой диалог может возобновиться, когда вновь возникнет в нем необходимость. Хотя мы пытаемся использовать все возможности, которые дают международные форумы.

-- Хотели ли бы вы видеть вашего соседа, Грузию, членом НАТО?

-- Это внутреннее дело Грузии. Народу Грузии виднее, как строить свое будущее. Пожелание общего характера -- не хотелось бы иметь на Южном Кавказе линии противостояния вообще.

-- Видит ли Армения себя в Евросоюзе?

-- У нас, как и у Грузии, с Евросоюзом налажено достаточно конструктивное сотрудничество. С июля 1999 года мы взаимодействуем в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Обе наши страны -- члены Совета Европы, и мы ощущаем себя частью Европы. Думаю, это одно из направлений, где подходы наших стран довольно близки. Но надо быть реалистами и осознавать, что это решение будет принимать следующее поколение.

Редакция благодарит за содействие в организации интервью агентства «Прайм-Ньюс» и «Медиамакс»
Беседовал Михаил ВИГНАНСКИЙ

  ЗАГРАНИЦА  
  • //  22.10.2001
Президент Армении Роберт Кочарян отвечает на вопросы корреспондента газеты «Время новостей» Михаила ВИГНАНСКОГО. >>
  • //  22.10.2001
Благодаря мировой угрозе АТЭС обрела новую перспективу
Завершившийся вчера в Шанхае саммит организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) может стать переломным в истории форума, созданного в 1989 году для того, чтобы обсуждать экономику, не касаясь политики. Мощнейшее лоббирование со стороны США побудило двадцатку лидеров отступить от изначального принципа и принять явно политическую декларацию о борьбе с терроризмом... >>
  • //  22.10.2001
Талибы говорят, что уничтожили 25 американцев
По неосвещенным улицам Кабула в субботу вечером прогрохотала бронетехника и артиллерия -- талибы посчитали, что итоги первого наземного огневого контакта со спецназом США заслуживают «парада победы»... >>
  • //  22.10.2001
Суд не поверил, что США их сами спровоцировали
В Нью-Йорке приговорены к пожизненному заключению четверо исламистов, которых в мае признали виновными во взрыве американских посольств в Кении и Танзании. В результате этих терактов погибли 224 человека, а тысячи получили ранения... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика