N°173
21 сентября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  • //  21.09.2001
Шостакович без хеппи-энда
Состоялся концерт из неизвестных сочинений советского классика

версия для печати
Никто не сомневается в том, что каждая нотная, а также любая другая строка Дмитрия Шостаковича заслуживает быть напечатанной, исполненной, услышанной, записанной и подробнейшим образом проанализированной. Он классик, гений ушедшего века, герой и страдалец советского строя, человек, пропустивший сквозь себя все терзания и противоречия окружавшего его мира, в собственной слабости нашедший небывалую силу и мощь. С годами величие его личности становится все более очевидным, а его творчество оказывается гораздо крупнее и значительней, чем эпоха, в которую он жил и которая, несомненно, его породила. На днях, 25 сентября, будет отмечаться 95-летие Шостаковича, хотя почему-то кажется, что этот композитор гораздо старше и гораздо глубже уходит в историю. Для всей русской музыки он сейчас едва ли не центральная фигура, в которой многое сошлось. И подобно тому, как западные архивариусы радостно оповещают мир о каждом новом автографе Бетховена или Баха, мы, по идее, с не меньшей помпезностью должны праздновать каждую вновь найденную сточку Шостаковича.

Но этого не происходит. В зале Чайковского в день открытия очередного конкурса струнных квартетов имени Шостаковича была представлена уникальная программа из довоенного Шостаковича, в которой имелось сразу несколько премьер, в том числе одна мировая (пара номеров в авторской оркестровке к представлению «Условно убитый»). При некоторой организаторской хватке и художественном чутье из всех этих ранних, полузабытых, полуприкладных, полуучебных штучек, из всей этой музыки, честно и качественно написанной композитором для кино, мультфильма, эстрадно-циркового представления, джазового оркестра и солистов Ленинградского военного округа, можно было бы сделать острую, сенсационную, концептуально осмысленную программу, современную по форме и качественную по исполнению.

Однако зал был наполовину пуст. Сцену занимали музыканты далеко не первого ряда -- филармонический оркестр Владимира Понькина и филармонические же певцы (к которым как-то странно примкнула французская авангардная певица русского происхождения Елена Васильева). Присутствие вдовы Шостаковича и министра культуры Михаила Швыдкого серьезности мероприятию не прибавило. Хуже всего получился джаз -- как-то казенно и косолапо. Лучше всего -- «Сказка о глупом мышонке» (1939), мультфильм по Маршаку в концертном исполнении, давно и незаслуженно ушедший в тень другого экзерсиса для детей -- прокофьевской сказки «Петя и Волк». Солисты филармонии весело исполняли партии Мышки, Кошки, Свинки, Жабы и даже самой бессловесной в истории вокальной литературы Щуки (ей по партитуре положено только открывать рот -- «открывает Щука рот, а не слышно, что поет»). Ведущая Римма Маркова говорила в микрофон голосом из древних радиопостановок. А в оркестре кипели настоящие шостаковичские страсти -- особенно когда Кошка входит в комнату к Мышонку, и от пронзительной флейты-пикколо холодеет сердце, будто «воронок» подъехал.

Впрочем, в мультипликационной версии сказки все кончилось благополучно, и в последнюю минуту всех спас старый пес Полкан. В общем, «Мышонку» достался хеппи-энд. Чего, увы, нельзя сказать о Шостаковиче.
Екатерина БИРЮКОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  21.09.2001
Оксана Мысина поставила пьесу Виктора Коркия о Рыцаре печального образа
Оксана Мысина прежде никогда не занималась режиссурой, но была и остается одной из лучших актрис современного русского театра. Но душа актрисы жаждала иных свершений. Как-то раз Мысиной в руки попала пьеса известного поэта Виктора Коркия «Дон Кихот и Санчо Панса на острове Таганрог» и буквально всю ее перепахала. Мысина поняла, что перед ней в одном лице Шекспир, Софокл, Корнель и Кальдерон, и стала предлагать разным режиссерам поставить его произведение, но тщетно. И тогда она решила взяться за дело сама... >>
  • //  21.09.2001
Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения Марка Бернеса
Для негромкой и безыскусной доверительности Марка Бернеса не имело большого значения собственно мастерство. В его творчестве «кончалось искусство», уступая место самым потаенным, бессознательным и искренним позывам. Потому и не выходило петь эти песни ни у кого другого -- и до сих пор не выходит... >>
  • //  21.09.2001
Состоялся концерт из неизвестных сочинений советского классика
Никто не сомневается в том, что каждая нотная, а также любая другая строка Дмитрия Шостаковича заслуживает быть напечатанной, исполненной, услышанной, записанной и подробнейшим образом проанализированной. Он классик, гений ушедшего века, герой и страдалец советского строя, человек, пропустивший сквозь себя все терзания и противоречия окружавшего его мира, в собственной слабости нашедший небывалую силу и мощь. На днях, 25 сентября, будет отмечаться 95-летие Шостаковича, хотя почему-то кажется, что этот композитор гораздо старше и гораздо глубже уходит в историю... >>
  • //  21.09.2001
В Москве выступят Lord Of The Dance
Официально объявлено, что с 20 по 23 октября в Москве пройдут четыре концерта самого знаменитого танцевального коллектива Lord Of The Dance. Промоутеры -- компания SAV Enterntainment -- позиционируют этот музыкально-хореографический спектакль как «семейное развлечение», отмечая, что в нашей стране шоу, рассчитанного на все возрасты разом, практически не существовало... >>
  • //  21.09.2001
В Ялте завершился всеукраинский фестиваль «Море друзей»
На Украине очень любят конкурсы молодых исполнителей эстрадной песни. «Море друзей» -- самое престижное украинское мероприятие, имеющее статус международного. В этом году фестиваль проводился в Ялте в седьмой раз... >>
  • //  21.09.2001
Кинокомпания СТВ выступила против новых законопроектов об авторском праве
Сейчас на рассмотрении Госдумы находятся два законопроекта, посвященных авторскому праву -- один внесен комитетом по культуре, другой -- депутатом Валерием Комиссаровым. Существующий закон об авторском праве несовершенен, однако новые проекты, по мнению руководителя студии СТВ Сергея Сельянова, по крайней мере для кинопроизводства -- просто губительны. Проект Комиссарова, считает он, при ряде несомненных достоинств написан «по заказу пиратов», другой же -- «бред» и «белиберда»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика