N°172 20 сентября 2001 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Что немцу здорово Германия предлагает свой опыт либерализации
В конце минувшей недели в Барселоне прошла очередная встреча глав государств и правительств стран ЕС. Ее главной темой стала либерализация европейского рынка энергии -- Испания, нынешний председатель Евросоюза, объявила это приоритетом своего полугодового мандата. К России, крупнейшему партнеру ЕС в области поставок энергоносителей, дебаты на европейском политико-экономическом олимпе имеют непосредственное отношение. От «правил игры» на энергорынке, которые примут европейцы, зависят перспективы нашего сотрудничества с Европой, а значит, и доходы российского бюджета. В самих странах ЕС реформа, осуществляемая Еврокомиссией, вызывает неоднозначные оценки, что нашло отражение в бурных дискуссиях на барселонском саммите. Среди тех, кто не вполне разделяет планы брюссельских реформаторов, Франция и Германия, основной экономический партнер России. Специально для «Энергии Европы» позицию Берлина изложил ВИЛЬФРИД ЧЕРНИ, генеральный уполномоченный компании Ruhrgas AG, крупнейшего европейского «клиента» «Газпрома».
Немецкая газовая отрасль полностью поддержала усилия Комиссии ЕС, направленные на то, чтобы добиться полного открытия рынка к 2005 году. С момента принятия «Газовая директива» Евросоюза, цель которой -- поощрение конкуренции на энергорынке, вступила в силу более трех лет назад, и сейчас содержащиеся в ней идеи начали приобретать реальные черты. Однако камнем преткновения остается намерение Еврокомиссии постепенно добиться перехода газового рынка на краткосрочные торговые сделки. А между тем основа современного европейского газоснабжения -- долгосрочные договоры на поставки газа. Именно в них заложен механизм всестороннего поддержания баланса интересов и выравнивания рисков между производителями и покупателями. Традиционная система долгосрочных договоров всегда являлась залогом стабильности и предсказуемости газовой отрасли. А после событий 11 сентября стало особенно очевидно, что первоочередной задачей является обеспечение гарантированно надежного энергоснабжения Европы. Доступные для Европы источники природного газа концентрируются в немногих странах. Это Нидерланды, Норвегия, Россия и Алжир. Уже сегодня 80% объемов природного газа, поступающего в континентальную часть ЕС, импортирует Германия. Главная задача немецкого газового хозяйства будет заключаться в том, чтобы и в последующие десятилетия стабильно закупать газ по конкурентоспособным ценам. Между тем, насколько мы можем понять настроения наших партнеров -- производителей газа, они не чувствуют себя в достаточной степени вовлеченными в глубокие перемены на газовом рынке ЕС. А порой воспринимают происходящее как вызов. Поэтому нынешняя переориентация европейского газового рынка обязательно должна сопровождаться диалогом всех его участников, проходить с чувством такта и шаг за шагом. Если во имя реализации неких директивных указаний разрушится существующее равновесие между производителями и фирмами-импортерами, это будет поистине роковой удар. Между тем наш опыт показывает, что доступ независимых компаний к имеющимся газопроводам, а это основа либерализации рынка, возможен и без административного вмешательства со стороны государства или надгосударственных органов (Еврокомиссии). В Германии такой доступ осуществляется на основе договоров. Иными словами «правила игры» устанавливают сами партнеры по рынку, а их собственные обязательства в этой связи должны пользоваться приоритетом по сравнению с государственным регулированием. В отличие от других стран ЕС в Германии никогда не было государственной, монопольно структурированной газовой отрасли. Вступившее в силу в августе 2000 года «Внутриотраслевое соглашение по природному газу» содержит рамочные условия и правила подготовки договоров по доступу к газотранспортным сетям. Рамочное соглашение многократно дополнялось документами, определяющими коммерческое использование хранилищ природного газа, меры на случай недостатка газа, учреждение третейского суда и открытие рынка для частных бытовых потребителей. «Внутриотраслевое соглашение по природному газу» обеспечивает честные условия для конкуренции. Только Ruhrgas заключил за истекшее время 40 договоров на транспортировку газа и один договор на его хранение. Лишь в незначительном числе случаев Ruhrgas пришлось отклонить подписание подобных договоров по причине отсутствия свободных мощностей в его газопроводах. Анализ Комиссии ЕС также свидетельствует о том, что сбор, взимаемый немецкими предприятиями за транспортировку газа по своим газопроводам, один из самых низких в регионе. Другое, независимое, исследование, проведенное по заказу ЕС, также подтвердило, что на основе «Внутриотраслевого соглашения по природному газу» в Германии установилась жесткая конкуренция. Успешное развитие отрасли является результатом усилий частных предпринимателей. Без государственных дотаций в газовом секторе немецкой экономики создана великолепная инфраструктура. Лишь за последнее десятилетие в развитие газопроводов и хранилищ инвестировано приблизительно 65 млрд марок. Эти параметры и превращают газовую отрасль Германии в заветную цель для выхода на немецкий рынок новых «игроков». Отличительной чертой немецкого рынка является разделение труда между более чем 700 самостоятельно действующими энергетическими предприятиями. Они могут строить собственные трубопроводы, импортировать и экспортировать природный газ, а система ценообразования целиком и полностью подчинена законам рынка и конкурентного соперничества. Продолжение темы на стр. 2
Ответ США будет продиктован не эмоциями, а расчетом Вчера Белый Дом официально отверг предложение верховного лидера афганского движения «Талибан» муллы Омара провести переговоры о судьбе Усамы Бен Ладена. Представитель администрации США Ари Флайшер заявил: разговаривать не о чем, пора действовать. Впрочем, даже если бы талибы согласились выдать террориста №1, такая «сдача» вряд ли повлияла бы на решимость Америки покончить с организованным терроризмом... >>
Вчера немецкое правительство приняло важные предложения, направленные на изменение законов в отношении терроризма. Их инициатором стал социал-демократ Отто Шили, министр внутренних дел Германии, который еще накануне трагедии в Америке был главной мишенью критики за его намерение ужесточить законодательство об иностранцах. Теперь те же «зеленые», которые больше всего нападали на министра, устами своего эксперта по внутренним делам Фолькера Бекка требуют принять жесткие меры... >>
Украинских политиков беспокоит создание нефтяного гиганта На Украине зреет новый скандал, связанный с попыткой «теневым способом» приватизировать магистральные нефтепроводы. Вчера лидер фракции Украинского народного Руха Юрий Костенко потребовал, чтобы правительство официально объяснило мотивы учреждения открытого акционерного общества «Укртранснефть»... >>
Десять лет назад коалиция западных держав при моральной поддержке СССР нанесла поражение Ираку, лидер которого вздумал явочным порядком восстановить «историческую справедливость» и захватил нефтеносный Кувейт. И если формальное окончание раскола между Востоком и Западом было провозглашено Парижской хартией для новой Европы от 1990 года, то согласие СССР на операцию против Багдада можно было считать практическим финалом «холодной войны» и началом новой эры сотрудничества. Эра эта, тем не менее, не наступила... >>
Арабы требуют от США доказательств Арабы сомневаются, что арабский след в терактах в США -- единственный. «А были ли вообще арабы на угнанных в США самолетах?» -- спрашивает агентство «Arabia.com», которое утверждает: в опубликованных авиакомпаниями списках погибших пассажиров арабских имен нет. Сирийская правительственная газета «Ас-Саура» пошла дальше: «А почему не заподозрить израильскую разведку «Моссад»?». Сомнения настраивают общественное мнение на Востоке против акции возмездия США... >>
Пережитая на прошлой неделе трагедия заставляет Америку заняться укреплением внутренней безопасности. Сегодня в комитете по транспорту конгресса США открываются слушания по проблемам борьбы с угонами воздушных судов. По сведениям журнала The Newsweek, результатом этой работы может стать выдвижение уже на этой неделе законопроекта о реорганизации аэропортовых служб безопасности с переводом их в федеральное подчинение... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|