|
|
N°46, 18 марта 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Что немцу здорово
Германия предлагает свой опыт либерализации
В конце минувшей недели в Барселоне прошла очередная встреча глав государств и правительств стран ЕС. Ее главной темой стала либерализация европейского рынка энергии -- Испания, нынешний председатель Евросоюза, объявила это приоритетом своего полугодового мандата. К России, крупнейшему партнеру ЕС в области поставок энергоносителей, дебаты на европейском политико-экономическом олимпе имеют непосредственное отношение. От «правил игры» на энергорынке, которые примут европейцы, зависят перспективы нашего сотрудничества с Европой, а значит, и доходы российского бюджета. В самих странах ЕС реформа, осуществляемая Еврокомиссией, вызывает неоднозначные оценки, что нашло отражение в бурных дискуссиях на барселонском саммите. Среди тех, кто не вполне разделяет планы брюссельских реформаторов, Франция и Германия, основной экономический партнер России. Специально для «Энергии Европы» позицию Берлина изложил ВИЛЬФРИД ЧЕРНИ, генеральный уполномоченный компании Ruhrgas AG, крупнейшего европейского «клиента» «Газпрома».
Немецкая газовая отрасль полностью поддержала усилия Комиссии ЕС, направленные на то, чтобы добиться полного открытия рынка к 2005 году. С момента принятия «Газовая директива» Евросоюза, цель которой -- поощрение конкуренции на энергорынке, вступила в силу более трех лет назад, и сейчас содержащиеся в ней идеи начали приобретать реальные черты. Однако камнем преткновения остается намерение Еврокомиссии постепенно добиться перехода газового рынка на краткосрочные торговые сделки.
А между тем основа современного европейского газоснабжения -- долгосрочные договоры на поставки газа. Именно в них заложен механизм всестороннего поддержания баланса интересов и выравнивания рисков между производителями и покупателями. Традиционная система долгосрочных договоров всегда являлась залогом стабильности и предсказуемости газовой отрасли. А после событий 11 сентября стало особенно очевидно, что первоочередной задачей является обеспечение гарантированно надежного энергоснабжения Европы.
Доступные для Европы источники природного газа концентрируются в немногих странах. Это Нидерланды, Норвегия, Россия и Алжир. Уже сегодня 80% объемов природного газа, поступающего в континентальную часть ЕС, импортирует Германия. Главная задача немецкого газового хозяйства будет заключаться в том, чтобы и в последующие десятилетия стабильно закупать газ по конкурентоспособным ценам. Между тем, насколько мы можем понять настроения наших партнеров -- производителей газа, они не чувствуют себя в достаточной степени вовлеченными в глубокие перемены на газовом рынке ЕС. А порой воспринимают происходящее как вызов. Поэтому нынешняя переориентация европейского газового рынка обязательно должна сопровождаться диалогом всех его участников, проходить с чувством такта и шаг за шагом. Если во имя реализации неких директивных указаний разрушится существующее равновесие между производителями и фирмами-импортерами, это будет поистине роковой удар.
Между тем наш опыт показывает, что доступ независимых компаний к имеющимся газопроводам, а это основа либерализации рынка, возможен и без административного вмешательства со стороны государства или надгосударственных органов (Еврокомиссии). В Германии такой доступ осуществляется на основе договоров. Иными словами «правила игры» устанавливают сами партнеры по рынку, а их собственные обязательства в этой связи должны пользоваться приоритетом по сравнению с государственным регулированием. В отличие от других стран ЕС в Германии никогда не было государственной, монопольно структурированной газовой отрасли. Вступившее в силу в августе 2000 года «Внутриотраслевое соглашение по природному газу» содержит рамочные условия и правила подготовки договоров по доступу к газотранспортным сетям. Рамочное соглашение многократно дополнялось документами, определяющими коммерческое использование хранилищ природного газа, меры на случай недостатка газа, учреждение третейского суда и открытие рынка для частных бытовых потребителей.
«Внутриотраслевое соглашение по природному газу» обеспечивает честные условия для конкуренции. Только Ruhrgas заключил за истекшее время 40 договоров на транспортировку газа и один договор на его хранение. Лишь в незначительном числе случаев Ruhrgas пришлось отклонить подписание подобных договоров по причине отсутствия свободных мощностей в его газопроводах.
Анализ Комиссии ЕС также свидетельствует о том, что сбор, взимаемый немецкими предприятиями за транспортировку газа по своим газопроводам, один из самых низких в регионе. Другое, независимое, исследование, проведенное по заказу ЕС, также подтвердило, что на основе «Внутриотраслевого соглашения по природному газу» в Германии установилась жесткая конкуренция. Успешное развитие отрасли является результатом усилий частных предпринимателей. Без государственных дотаций в газовом секторе немецкой экономики создана великолепная инфраструктура. Лишь за последнее десятилетие в развитие газопроводов и хранилищ инвестировано приблизительно 65 млрд марок.
Эти параметры и превращают газовую отрасль Германии в заветную цель для выхода на немецкий рынок новых «игроков». Отличительной чертой немецкого рынка является разделение труда между более чем 700 самостоятельно действующими энергетическими предприятиями. Они могут строить собственные трубопроводы, импортировать и экспортировать природный газ, а система ценообразования целиком и полностью подчинена законам рынка и конкурентного соперничества.
Продолжение темы на стр. 2
ВИЛЬФРИД ЧЕРНИ, генеральный уполномоченный компании Ruhrgas AG -- специально для «Энергии Европы»