N°160 02 ноября 2000 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Дэвид Фримен: «Если бы Ирода спросили, хочет ли он переспать с Саломеей, он бы, наверное, удивился»
Завтра в Мариинском театре первая премьера сезона -- опера Рихарда Штрауса «Саломея». Ни для театра, ни для его художественного руководителя Валерия Гергиева эта музыка не новость. Последний раз «Саломея» ставилась здесь в 1995 году Джулией Тейлор. Постановка имела успех. Теперь за нее взялся режиссер Дэвид ФРИМЭН, с которым перед премьерой удалось поговорить нашему корреспонденту Гюляре САДЫХ-ЗАДЕ.
-- Каким вам видится место оперы в современном мире? -- Традиционно считается, что опера родилась в Италии, во времена Ренессанса, в подражание античной трагедии; она соединяет в себе музыку, слово, движение, действие, и все эти сложные манипуляции со звуком и пространством должны производить высококлассные актеры-певцы. Однако это совсем не просто и далеко не всегда получается. Иногда кажется, что мы, европейцы, вовсе не изобретали оперу. Мы специализировались в четко дифференцированных искусствах: пении, танце, речи. Аналог дионисийских празднеств в наше время -- скорее поп-концерт, чем современный драматический театр. В респектабельном театре, ставшем развлечением для среднего класса, вы не найдете и следа дионисийской одержимости. Театр ныне превратился в место, где никто не удивляется. Лично я, сидя в традиционном театре, порой думаю: «Боже, на что я отдал три часа своей жизни! Лучше бы я провел их с друзьями за веселым ужином, чем слушал, как со сцены умно говорят и играют в искренность». В свое время я путешествовал по Африке, Бали, Турции, Японии. И многое понял о природе театра. Театр -- это бесконечная попытка человека выразить жизнь, почувствовать себя живым. Если же театр руководствуется лишь эстетическими категориями, а не категориями жизни, -- это прямой путь к депрессии. -- Однако сейчас вы попали в весьма консервативный театр, где царит культ традиций. -- Можете рассчитывать на то, что новая «Саломея» не будет традиционной. Я переосмысливаю сложившиеся постановочные традиции «Саломеи». Согласитесь, что эта опера, хоть понаслышке, известна каждому. Не многие слышали о «Кавалере Роз», хотя ставят его гораздо чаще. А о «Саломее» слышали все. Поэтому вы играете не авторское произведение -- вы играете миф. -- И что для вас главное в этом мифе? -- Во-первых, я старательно изучил исторический контекст. Выяснил, что Ирод правил Иудеей в течение 43 лет. А это значит, он был не просто сексуальным извращенцем -- он, несомненно, был умен. Вы не смогли бы удерживать власть так долго, будь у вас в голове только секс. Второе: знаменитый танец Саломеи -- Танец семи покрывал. В чем его сокровенный смысл? Не думаю, что его содержание исчерпывается лишь возбуждающим стриптизом. Танец -- центральный элемент оперы. Более всего он напоминает вхождение в транс. На время Саломея становится шаманкой, жрицей -- не будем забывать, что ее танец публичен, за ним наблюдает множество глаз. И я хочу передать эту коллективную истерию. Этот танец напоминает мне древние культы и обряды, он явно восходит к древним источникам, к культу богини Иштар. В Месопотамии существовал ритуал: жрица проходит в храме через семь дверей и у каждой должна оставить что-нибудь из одежды. Аналогичные семь дверей описаны и в египетской мифологии. Что шокирует Ирода в танце Саломеи? Уж конечно, не ее нагота -- он был привычен к подобным зрелищам. Скорее, причина в другом: Ирод чувствует, что в Саломею вселяется дух Иштар. И третье -- история с головой Иоканаана. Пророка держат в жуткой тюрьме, больше трех месяцев он буквально живет в собственном дерьме, он болен, от него дурно пахнет. Саломея, покидая вечеринку у Ирода, проходит мимо этого ужасного места. Выходит Иоканаан -- и она видит белую фигуру, излучающую свет. На самом деле он бледен, отвратителен, у него нет зубов, он одет в грязные лохмотья. Но то, что видит Саломея, -- это чистота его души. И она жаждет к ней приобщиться. В свои пятнадцать лет Саломея пылает безудержным радикализмом молодости. Любой компромисс ей отвратителен, в то время как при дворе Ирода она только с ними и сталкивается. Этот двор напоминает разноголосый караван-сарай. Там толкутся и египтяне, и сирийцы, и римляне, и евреи -- и все с разными мнениями и разными религиями. Терпимость -- вот что отличает Ирода, который, будучи евреем, вынужден жить в эллинизированном мире. -- Вы не будете акцентировать сексуальный аспект оперы? -- Все воспринимают «Саломею» как болезненное, садистическое произведение. Я же стараюсь сделать оперу более нормальной, жизненной. Герои -- вовсе не отрицательные персонажи, просто в них смешано добро и зло. Аскеза и эпикурейство, воздержание и пресыщенность, чистота и разврат борются в опере. Если бы Ирода спросили, хочет ли он переспать с Саломеей, он бы, наверное, удивился. Это никогда не приходило ему в голову. Напротив, он хочет выдать ее замуж и браком укрепить свое государство. В трагедии Саломеи все решил случай. Представьте себе ситуацию: ночной пир в покоях Ирода -- и вдруг на вечеринке начинает звучать замогильный, обличающий голос Иоканаана. Ирод просто хочет отвлечься от ужасного кровавого голоса любым способом и просит Саломею станцевать для него. Если б не три часа утра, если б не изнуряющая жара пустыни, если бы все не выпили так много и не принимали бы наркотики, все могло бы сложиться иначе. -- Правда ли, что после «Саломеи» Гергиев предложил вам продолжить постановку «Кольца нибелунгов», начатую в прошлом сезоне Йоханнесом Шаафом? -- Мы ведем серьезные переговоры с Валерой и с дизайнером «Золота Рейна» Готтфридом Пильцем. Если наши расписания совпадут, то я был бы рад работать с ними. Но я должен быть уверен, что в театре создадут благоприятные условия для постановки «Кольца». Плохое «Кольцо» не нужно никому. Нам нужно хорошо приготовить это блюдо.
"Горе от ума" Сергея Женовача на сцене Малого театра Премьера "Горе от ума" в постановке Сергея Женовача, сыгранная вчера в оплоте театрального традиционализма, - из тех, на которые критики и театралы возлагают особые надежды. Если оценивать постановку в свете этих надежд, можно смело сказать, что она не удалась - не открыла Москве новые театральные имена, не поразила новизной концепции, не стала поворотной в творчестве режиссера. Если же отвлечься от ожиданий и рассмотреть спектакль как таковой, в нем можно обнаружить немало достоинств. >>
Завтра в Мариинском театре первая премьера сезона - опера Рихарда Штрауса «Саломея». Ни для театра, ни для его художественного руководителя Валерия Гергиева эта музыка не новость. Последний раз «Саломея» ставилась здесь в 1995 году Джулией Тейлор. Постановка имела успех. Теперь за нее взялся режиссер Дэвид ФРИМЭН, с которым перед премьерой удалось поговорить нашему корреспонденту Гюляре САДЫХ-ЗАДЕ. >>
Женщины не любят говорить о своем возрасте Во вторник, 31 октября, в кинотеатре «Мир Кинотавра» состоялась творческая встреча со знаменитой французской актрисой Анни Жирардо, снявшейся в таких фильмах, как «Рокко и его братья» Лукино Висконти, «Отверженные» Клода Лелуша, «Спасибо, жизнь» Бертрана Блие. Поначалу вечер шел достаточно гладко. На не слишком корректные вопросы вроде «Много ли было в вашей жизни мужчин?» или «Случалось ли вам умирать от любви?» Жирардо находила изящные ответы... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|