N°152
23 октября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  23.10.2000
Счастье луковое
80 лет назад родился Джанни Родари

версия для печати
Итальянского сказочника Джанни Родари знали у нас не только по книгам («Путешествие Голубой Стрелы», «Джельсомино в стране лжецов», «Торт в небе», «Джип в телевизоре»). Мало кто имел представление о внешности Алана Милна, Джеймса Барри или Памелы Трэверс, но создателя «Чиполлино» знали в лицо. Отечественная экранизация приключений мальчика-луковки начиналась со сцены на самом настоящем итальянском базаре. Обаятельный, невысокий и носатый брюнет ходил по овощным рядам, роясь в грудах разноцветных корнеплодов. Но он искал вовсе не ингридиенты для рагу. Родари -- а это был, разумеется, он -- выискивал подходящих героев для своей сказки, которая с самого начала настраивала на эпический, почти ветхозаветный лад: «Чиполлино был сыном Чиполлоне. И было у него семь братьев: Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлуча и так далее -- самые подходящие имена для честной луковой семьи...»

«Чиполлино» -- пожалуй, одна из самых главных и неизбежных радостей всех, кто только-только научился читать. Увлекательнейшая сказка с приключениями, погонями, побегами и счастливым концом. Но не только. А еще и великолепно выстроенное повествование с живыми, многоплановыми характерами и безупречной композицией. Пусть детская, но именно книга, которая не просто помогает приятно провести время, но и приучает -- ненавязчиво, живо, увлекательно -- получать удовольствие от текста как такового. Ее можно с удовольствием перечитывать и выйдя из детсадовского возраста -- и не только по соображениям ностальгии. Это просто хорошая книга, хорошая настолько, что не имеет ровным счетом никакого значения, действуют ли в ней настоящие люди или овощи-фрукты.

Еще одна книга -- если и не главная, то очень важная, без которой Родари не понять, -- «Грамматика фантазии», или как называл ее сам писатель, «Введение в искусство придумывания историй». Предназначенная для педагогов и родителей, она рассказывает «о некоторых путях придумывания рассказов для детей и о том, как помогать детям сочинять самим». Эта книга -- о развитии воображения, о том, как можно поверить законы фантазии математическими формулами, не впадая при этом в скуловоротный академизм. Написанная легко, живо и с юмором, она была вполне доступна и для пресловутых «юных читателей». А самое главное -- давала верное направление. Именно из нее пытливый юнец начала восьмидесятых мог узнать о дадаистах, Роб-Грийе, Гуссерле или «Морфологии сказки» Владимира Проппа, чью теорию о последовательности функций волшебной сказки Родари умудрился трансформировать в увлекательную игру наподобие «Зоологического лото». Сознательно или нет, но своей «Грамматикой», вышедшей в 1978 году писатель подготовил отечественного читателя (или хотя бы некоторых из них) к восприятию современной постмодернистской литературы. Поэтому теперь, перечитывая «Чиполлино», ничуть не удивляешься, обнаружив, скажем, что глава «Герцог Мандарин и желтая бутылка» является не чем иным, как явной и остроумной пародией на классическую новеллу Эдгара По «Бочонок амонтильядо».

Писатель живого ума и невероятной жизнерадостности («Если наловчиться, то можно брать уроки оптимизма даже у Джакомо Леопарди»), Джанни Родари был популярен в Советском Союзе куда больше, чем у себя на родине -- «там, где зреют апельсины, и лимоны, и маслины, фиги и так далее». Только у нас Чиполлино и его друзья стали по-настоящему культовыми героями. С одной стороны, это обидно. Но с другой -- есть в этом какая-то высшая справедливость. О Чиполлино никогда не снимут дорогущий диснеевский мультфильм, он не превратится в товарный знак, не станет -- в полном соответствии со своей бунтарской натурой -- прислужником синьоров, герцогов и баронов масс-культуры. И, стало быть, сможет не только развлечь своими проделками, но и научить чему-то более важному, тому, чего не найдешь в комиксах и журналах о Барби. «Быть свободным -- это значит не быть рабом своего хозяина». Так говорил Чиполлино.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  23.10.2000
80 лет назад родился Джанни Родари
Итальянского сказочника Джанни Родари знали у нас не только по книгам - создателя «Чиполлино» знали в лицо. Отечественная экранизация приключений мальчика-луковки начиналась со сцены на самом настоящем итальянском базаре. Обаятельный, невысокий и носатый брюнет ходил по овощным рядам, роясь в грудах разноцветных корнеплодов. Но он искал вовсе не ингридиенты для рагу. Родари - а это был, разумеется, он - выискивал подходящих героев для своей сказки. >>
  • //  23.10.2000
«Дневник его жены» очень старается быть хорошим фильмом, но это ему не всегда удается
Картина Алексея Учителя «Дневник его жены» успела удостоиться Гран При «Кинотавра», заслуженно (больше некого) была выдвинута Российским оскаровским комитетом на соискание главной награды киномира, получила на редкость благожелательную прессу и вот теперь выходит в московский прокат. Похвалы и даже восторги по поводу «Дневника» пожалуй что искренни и понятны. В конце концов это нормальное культурное европейское кино выше среднего уровня. >>
  • //  23.10.2000
Эрмитаж и Фонд Гуггенхайма выходят на оперативный простор. В Лас-Вегасе
Уже полгода отечественную художественную общественность будоражат переговоры и договоры американского Фонда Гуггенхайма, владеющего сетью музеев в Европе и Америке, и петербургского Эрмитажа. Несколько соглашений о сотрудничестве уже было подписано и презентировано в присутствии мировых кинозвезд и дополнено мотопробегом на машинах марки BMW. И вот еще одно соглашение. На сей раз уже совершенно беспрецедентное не только для России, но и для мировой музейной практики в целом. >>
  • //  23.10.2000
«Мнимый больной» из Франции на гастролях в Москве
Не так давно к нам уже приезжал один спектакль по Мольеру - «Мизантроп» в постановке знаменитого француза Жака Лассаля. Пресса тогда была в общем благосклонной, однако критики сетовали, что спектакль сделан стильно, но стерильно. Зря сетовали. Подобная стерильность предпочтительней многих режиссерских изысков. Например, тех, что предложил публике надежда французского театра Артюр Нозисьель, предпославший своему "Мнимому больному" весьма обстоятельный комментарий. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика